Возможный подкуп депутатов - в поле зрения НЦБК

Было или нет правительство Павла Филипа сформировано путем подкупа депутатов, как утверждают оппозиционеры?

Президент Николае Тимофти и депутат-коммунист Елена Боднаренко - бывший мэр города Сороки, рассказали недавно, что на них оказывали давление с целью вынудить их поддержать правительство демократа Павла Филипа. Президент Тимофти говорил о давлении в свой адрес и своей семьи, а Елена Боднаренко призналась, что ей предлагали разные выгоды в обмен на поддержку нового кабинета. Также, лидер социалистов Игорь Додон заявлял Свободной Европе, что нынешняя коалиция, проголосовавшая за кабинет Павла Филипа, сформирована „путем шантажа и коррупции”. Свободная Европа попыталось узнать, как отреагировала прокуратура, ведется ли какое-либо расследование по этому факту, учитывая, что заявили об этом официальные лица, и сделали это публично.

На запрос Свободной Европы пресс-секретарь Национального центра по борьбе с коррупцией Анжела Старински ответила, что в НЦБК изучают появившуюся в прессе информацию, и что людей, заявивших о шантаже и подкупе отдельных депутатов, пригласят для дачи показаний:

„После того, как эти лица дадут показания, будет принято решение, открывать или нет уголовное дело. Их предупредят также и об уголовной ответственности за дачу ложных показаний”.

Информация о возможном подкупе депутатов появились во время переговоров по формированию правительства и в связи с уходом 14 депутатов из фракции ПКРМ и присоединении их к социал-демократической платформе во главе с Демократической партией. О бывших однопартийцах депутат ПКРМ Елена Боднаренко сказала, в частности, что „ каждому предложили что-то отдельное: одним — должность или деньги, другим — закрытие или открытие уголовных дел”. Лидер ПКРМ Владимир Воронин говорил также, что, скорее всего, депутатов подкупили, но не стал называть имен.

Обвинения в коррупции прозвучали и в адрес либерал-демократов, которые решили присоединиться к новому большинству. Депутат от ЛДПМ Мария Чобану писала, что ,,все продается и покупается”. Вскоре и экс-премьер Валериу Стрелец заявил, что либерал-демократов, которые согласились поддержать кандидатуру Павла Филипа на пост премьера, подкупили и шантажировали.

На днях бывший пресс-секретарь президента Тимофти Влад Цуркану заявил, что кандидатура премьера была „навязана” главе государства.

По этому факту, сказала пресс-секретарь генеральной прокуратуры Мария Виеру, от президента не поступило жалоб, что позволило бы начать расследование.

Единственное обращение администрации президента касается действий лидера „Нашей партии” Ренато Усатого в ходе акции протеста у резиденции главы государства в Кондрице.

Эксперт в области борьбы с коррупцией Мариана Калугин отмечает, что, как правило, расследования, главными фигурантами которых становятся депутаты, до конца не доводят:

„Когда в деле фигурируют депутаты, вероятность его завершения и привлечения к ответственности виновных гораздо меньше, чем в случае других категорий чиновников. Невозможность привлечь к ответственности крупных коррупционеров свидетельствует, по моему мнению, о мощном влиянии, которое оказывают политики и высокопоставленные чиновники на правоохранительные органы”.

Такие дела, считает Мариана Калугин, подтверждают наличие политической коррупции и сводят к нулю уровень доверия граждан правоохранительным органам:

„Доверие к правоохранительным органам практически утрачено, да и репутация политиков далеко не безупречна. Когда речь заходит о возбуждении уголовного дела в отношении высокопоставленных лиц, именно нерешительность еще больше подпитывают существующие подозрения в том, что не все так гладко и чисто”.

Эксперт добавляет, что в Молдове было лишь одно уголовное дело, переданное в суд по обвинению в попытке подкупа депутатов, но пока процесс застопорился.