2000: Энергетический кризис и новые молдавские гастарбайтеры

Аналитики говорили, что политический класс Молдовы в 2000 году полностью себя дискредитировал

Молдавские СМИ сообщали о продолжающемся экономическом кризисе, задержках выплат зарплат и девальвации национальной валюты.

Молдова – это страна, в которой доминирует абсурд, где на пенсию можно купить три-четыре килограмма дешевой колбасы, где счета за коммунальные услуги двухкомнатной квартиры в два раза превышают доходы всей семьи, где в мирное время топлива хватает лишь для столицы, и никто не может быть уверенным, что у него в доме будет отопление. Кафкианская реальность, которая не укладывается в голове. Так описывали действительность 2000 года журналисты «Молдавских ведомостей».

2000 год оказался крайне богатым на неприятности и сложные ситуации, – отмечали и журналисты BBC Chişinău.

«Всего через два года после выборов ни один политик в парламенте не хотел брать на себя ответственность за управление страной. А протесты не утихали. По очереди протестовали студенты, пенсионеры, преподаватели, учителя, врачи, работники культуры, ветераны войны на Днестре и воины-афганцы. Недовольство политическим классом выглядело тотальным», – резюмировала редакция BBC.

Некоторые наблюдатели отмечали, что зарплаты, пенсии и стипендии еще ни разу не были проиндексированы, а лей по отношению к доллару обесценился уже втрое. Средняя зарплата по национальной экономике составляла четверть минимальной потребительской корзины, рассчитанной министерством труда.

2000 год в публикациях главных газет

В этих условиях мечта оказаться за границей и найти там работу стала целью жизни для тысяч молдавских граждан. Многие женщины и девушки-подростки попадали в сети торговцев живым товаром. Бывали случаи, когда люди, доведенные до отчаяния, продавали свои почки.

Но эти каналы трафика, как отмечали кишиневские газеты, редко попадали в поле зрения правоохранительных органов. Глава одного из управлений МВД рассказывал, как процветают так называемые туристические фирмы, которые занимались нелегальным трудоустройством граждан за рубежом, получая за свои «услуги» по 1000-1500 долларов. По оценкам тогдашнего главы Службы информации и безопасности Валериу Пасата, каждый шестой житель Молдовы нелегально находился за рубежом. Отток рабочей силы стал серьезной угрозой для будущего страны.

Всего через два года после выборов ни один политик в парламенте не хотел брать на себя ответственность за управление страной

В 2000 году молдавские граждане стояли в очередях у консульства Румынии в надежде подать документы на восстановление румынского гражданства. Молдавские власти даже приостановили работу отделения Национального архива, которое выдавало копии актов гражданского состояния, необходимых для восстановления гражданства. Глава государства поручил нескольким министерствам «заняться» гражданами, которые желают получить румынское подданство.

Активность по восстановлению румынского гражданства расширялась, тем более, что Румынию исключили из «черного списка» стран, граждане которых нуждаются в визах для посещения европейских стран. А кроме того, Румынию пригласили вступить в Европейский союз.

Газовый вопрос и сражения за Конституцию

Весной из-за долгов Республики Молдова «Газпром» приостановил поставки природного газа, что отразилось на поставщиках электроэнергии и воды, и привело к хаотичным отключениям услуг. Весь год «Газпром» угрожал перекрыть вентиль.

Республика Молдова платила за газ самую высокую цену среди стран СНГ

Вместо того, чтобы искать и находить решения проблем, «президент и депутаты, в основном, занимались тем, что поливали друг друга грязью», – отмечал писатель Виталие Чобану в комментарии для Свободной Европы.

Как и в предыдущем году, президент Петру Лучинский настаивал на переходе к президентской форме правления. Депутаты называли эти требования «диктаторскими амбициями». Народные избранники, которые обычно вели между собою мелкие войны, сумели сплотиться – и внести 5 июля поправки в Конституцию.

Принятые изменения предусматривали переход к парламентской республике, в которой глава государства избирается депутатами. Но эти поправки бумерангом сработали и против парламента. В конце года разногласия в законодательном органе по вопросу избрания главы государства резко обострились. В декабре провалились выборы президента, и на февраль 2001 года пришлось назначать внеочередные выборы.

16 лет спустя поправки в Конституцию были признаны неконституционными.

Агентство Basa-press отмечало, что спикер Думитру Дьяков признавал, что парламентская форма правления была введена преждевременно.

По мнению некоторых аналитиков, в 2000 году политический класс Молдовы полностью себя скомпрометировал. Как показывали социологические исследования, каждый второй респондент считал, что в стране царит коррупция на всех уровнях государственного управления.

Планы Кремля и приднестровская проблема

Газеты писали, что нередко на переговорах с российской стороной газовый вопрос рассматривался в увязке с проблемами приднестровского конфликта и вывода бывшей 14-й армии.

В прессе были опубликованы предложения о создании российской военной базы на территории Приднестровья – в обмен на решение приднестровского конфликта и определенные экономические преференции. В поддержку этой инициативы выступало пропрезидентское движение Republica, а также премьер-министр Думитру Брагиш. «Если в обмен мы получим бесплатный газ, то почему бы и не согласиться? Мы маленькая страна, и мы не можем диктовать отношения к себе», – заявлял премьер-министр.

Президент РМ Петру Лучинский встречает в Кишиневе президента России Владимира Путина

Идея создания российской базы на территории Республики Молдова вновь стала мелькать в прессе в преддверии визита в Кишинев российского президента Владимира Путина, который состоялся 16-17 июня. В ходе встречи была достигнута договоренность по двукратному снижению закупочных цен на российский газ; примечательно, что Республика Молдова платила за газ самую высокую цену среди стран СНГ.

В Кишиневе Владимир Путин сказал, что государственность невозможна без учета интересов всех категорий граждан, в том числе жителей Приднестровья. Кремлевский лидер объявил о создании государственной комиссии во главе с бывшим российским премьером Евгением Примаковым, по ускорению процесса окончательного урегулирования приднестровского конфликта.

Идея создания российской базы на территории Молдовы вновь стала мелькать в прессе в преддверии визита российского президента Владимира Путина

6 сентября в «Молдавских ведомостях» был опубликован проект соглашения «Об основах взаимоотношений Республики Молдова и Приднестровья», который российские и местные СМИ приписывали Евгению Примакову. Документ предусматривал создание общего государства, куда входит «Приднестровская Молдавская республика».

Как предлагалось в проекте, у ПМР будет собственная конституция, на основании которой Приднестровье участвует в формировании ветвей государственной власти общего государства: законодательной, исполнительной и судебной.

В сферу полномочий объединенного государства входили вопросы внешней политики, охрана границы, таможня, транспорт, энергетическая система, связь.

В проекте указывалось, что армия, служба безопасности и органы правопорядка не смогут действовать на территории Республики Молдова и ПМР без согласования с местными администрациями. В случае изменения международного статуса Республики Молдова ПМР автоматически получала право на политическое и территориальное самоопределение.

Протесты и политический кризис 2000 года

Как отмечали эксперты, понятие «общее государство» предусматривалось в Меморандуме об основах нормализации отношений, подписанном с Приднестровьем в мае 1997 года. Вскоре и Народное собрание Гагаузской автономии выразило желание участвовать в переговорах о будущем государственном устройстве.

Урегулирование приднестровского конфликта было одним из предвыборных обещаний Петру Лучинского. Однако он заявил, как писала правительственная газета Moldova Suverană, что не поддерживает предложенную Примаковым идею федерализации. «Молдова идет по пути децентрализации власти, которая не базируется на этнических критериях. Это предполагает передачу более широких полномочий местным администрациям, но никоим образом не предусматривает федерализацию», – заявил Лучинский.