Олег Брега: «Мне голосовать не за кого, и потому я решил баллотироваться сам»

Активист Олег Брега намерен включиться в президентскую гонку

Еще один потенциальный кандидат, который рассчитывает на правоцентристский сегмент политической сцены, – о своем намерении участвовать в выборах главы государства заявил Олег Брега. Гражданский активист, журналист с ярко выраженной обще6ственной позицией известен своими проектами, которые продвигает на сайте curaj.net – этот портал пишет о злоупотреблениях чиновников, полицейских, судей. Олег Брега известен своими протестами в поддержку основных прав и свобод, в том числе ЛГБТ-сообщества. Брега участвовал в последних парламентских выборах в качестве независимого кандидата. В ноябре 2014 года он опередил многих конкурентов, набрав 14 тысяч голосов, что составило чуть менее 0,9%.

Свободная Европа: Не могу не спросить: почему вы хотите быть президентом, г-н Брега?

Олег Брега: Я намерен выставить свою кандидатуру потому, что голосовать мне не за кого, я не вижу ни одного серьезного кандидата, который вызывал бы доверие. Если честно, мне надоело уже портить свой бюллетень для голосования, я устал голосовать против всех. Поэтому решил баллотироваться сам, решил испытать себя. Я считаю себя самым способным политиком во всем нынешнем политическом классе, и хочу проверить, как работают законы.

Знаю, что в Кодекс о выборах внесли изменения, но считаю оговоренные там условия дискриминационными. Простому человеку выдвинуть свою кандидатуру очень сложно, несмотря на то, что в Конституции записано: любой гражданин имеет право избирать и быть избранным. Эти правила, на мой взгляд, подготовлены так, что через сито могут пройти только кандидаты, контролируемые властью и мафиозными кланами.

Свободная Европа: У вас есть определенный опыт участия в избирательных кампаниях. Каковы шансы независимого кандидата на президентских выборах?

Олег Брега: Нулевые шансы. По бюрократическим причинам, а также из-за сложностей, которые предстоит пройти до регистрации кандидатуры. С другой стороны, избиратели настолько разочарованы в политическом классе, в политиках, которые вечно баллотируются, что готовы поддержать независимого кандидата, вызывающего у них доверие. Но я думаю, что власти не дадут баллотироваться такому независимому кандидату, как я. Баллотироваться сможет разве что такой кандидат, который пользуется поддержкой со стороны власти и располагает административными ресурсами.

Я достаточно популярен, и здоровья мне не занимать, я молод, мне недавно исполнилось 40 лет, и я могу себе позволить весь день простоять на улице, собирая подписи.

Уже прозвучало имя одного из потенциальных независимых кандидатов, но он не пройдет, потому что он заодно с властью. Хорошо известно, что г-н Гилецки, о котором идет речь, голосовал за нынешнее правительство, сформированное ночью, тайно. Он входил в правящую коалицию, поговаривали, что его назначат послом в США, – а значит, власть его поддерживает. Но потому-то люди и не будут за него голосовать.

Я или любой другой независимый кандидат, вызывающий доверие, мог бы получить много голосов, мог бы пройти во второй тур и даже победить на выборах, но это все – гипотетически, в Республике Молдова это – утопия, практически невозможная.

Свободная Европа: Значит, вы в некоторой степени рассчитываете на протестные голоса?

Олег Брега: Как правило, те, кто голосуют таким образом, настолько политизированы, что у них будет собственный кандидат, выдвинутый мафией или антимафией. Я рассчитываю на честных граждан с чувством национального самосознания, рассчитываю на профессионалов, а не на этих оппортунистов, бизнесменов, которые только и мечтают, как бы набить себе карманы, занимая политические должности либо контролируя государственные структуры.

Свободная Европа: И все-таки, раз вы отправились в этот путь: есть ли у вас необходимые ресурсы? Есть ли команда, которая поможет сражаться с другими конкурентами? Ведь президентская кампания проходит на национальном уровне…

Олег Брега: Согласен. Отвечу: я достаточно популярен, и здоровья мне не занимать, я молод, мне недавно исполнилось 40 лет, и я могу себе позволить весь день простоять на улице, как стоял и в предыдущих кампаниях, собирая подписи. Я намерен вновь включиться в гонку и начать кампанию с нулевым бюджетом, но – с людьми, разделяющими определенные идеи, добровольно посвятившими себя общему делу, готовыми поддержать независимого кандидата. Эти люди меня всегда поддерживают во всех гражданских акциях, надеюсь, многие из них найдут время, силы и желание вместе со мной организовать сбор подписей.

Свободная Европа: А кто вас поддерживает в этой кампании?

Олег Брега: Не могу назвать конкретных имен, даже мой брат сейчас работает в СМИ и не сможет отказаться от недавно полученного места ради того, чтобы помочь мне. Иными словами, я не могу рассчитывать на кого-то конкретно, но когда я пойду в ЦИК и заявлю о желании баллотироваться, когда попрошу подписные листы, то, конечно же, я обращусь ко всем, кто готов меня поддержать, – возможно, это будут и отдельные партии – с просьбой задействовать свои ресурсы. Тогда я смогу назвать и конкретные имена.

А пока я отправляюсь в путь один, и я открыт для сотрудничества с любым, кто захочет поддержать меня на добровольной основе, поддержать честно и неприкрыто.

Свободная Европа: Вы открыты для сотрудничества и с политформированиями?

Олег Брега: В кампании по выборкам мэра Кишинева мне пришлось выполнить поистине драконовские условия – собрать десять тысяч подписей всего за две недели. Понимая, что сделать это невозможно, я пошел на партнерство с одной из партий. И если сейчас из тех сорока партий, которые ни разу не входили в правящие коалиции, никогда не проходили в парламент, кто-то захочет меня поддержать, то я, конечно же, соглашусь.

Свободная Европа: На этот раз необходимо собрать 15 тысяч подписей.

Олег Брега: Верно, но я надеюсь, что и времени на это будет больше, что нам не придется укладываться в две недели, как было во время кампании по местным выборам. Надеюсь, в нашем распоряжении будет целый месяц на сбор подписей, тем более, что мы сможем это делать не только в столице, но и по всей стране – так что ситуация немного иная.

Имидж церкви в последнее время изрядно подпортился – на фоне действий ее представителей, которые купаются в роскоши и выступают со скандальными политическими заявлениями.

Свободная Европа: На чьи голоса вы будете рассчитывать в этой кампании?

Олег Брега: На голоса разочарованных граждан, которые, тем не менее, знают, что значит держать судьбу в своих руках. Рассчитываю на диаспору, на тех, кто строит свою жизнь за рубежом, несмотря на старания правительства держать их в бедности. Рассчитываю на молодых избирателей, которые впервые придут на избирательные участки – или же на тех, кто ранее отказывался идти на этот маскарад. На всех сознательных людей.

Свободная Европа: Вы считаете, избиратели готовы к такому президенту, как Олег Брега? Особенно, если учитывать отношения Олега Бреги с церковью…

Олег Брега: Имидж церкви в последнее время изрядно подпортился – на фоне действий ее представителей, которые купаются в роскоши и выступают со скандальными политическими заявлениями. Церковь представляет интересы Кремля, Русской православной церкви, и проявляет себя здесь, скорее, как агент влияния.

Я удивлен, что меня считают правым политиком, тогда как я, скорее, левак, я борец за индивидуальные права.

Авторитет церкви пошатнулся, очень многие разочарованы поведением православной церкви в Молдове, которая ведет себя как агент, а не религиозный культ. Многие, очень многие разочарованы политиками, разочарованы церковью – и проголосуют за протестного кандидата и открытого атеиста.

Свободная Европа: Вернемся к вопросу о финансовых ресурсах. Вы уже думали, где брать деньги?

Олег Брега: Я начну кампанию с нулевым бюджетом, но с командой добровольцев. И если понадобится, проведу кампанию по сбору денег. На мои гражданские проекты я мог собирать деньги – и я это доказал, за две недели собрал средства для curaj.tv. Наверное, так будет и в этой кампании. Буду собирать у людей, буду тратить эти деньги честно и открыто. Точно так, как намерен расходовать и государственные средства, когда – или если – окажусь на государственной должности или во главе какой-либо партии, если только будет функционировать этот закон о финансировании партий из госбюджета.

Свободная Европа: В последнее время активно обсуждается необходимость выдвижения единого кандидата на правом фланге. Не боитесь, что вас начнут упрекать в расколе правого электората?

Олег Брега: Я удивлен, что меня считают правым политиком, тогда как я, скорее, левак, я борец за индивидуальные права. Но мне это и неважно, потому что я уже не верю ни правым, ни левым. Пусть весь политический класс расползется по швам, может, тогда придут новые политики, последовательные и цивилизованные, которые будут базироваться на доктринах, на идеях, – и которые не будут ни популистами, ни оппортунистами.

Свободная Европа: Судя по опросам, фаворитами являются Игорь Додон, Майя Санду, Андрей Нэстасе. Как вы намерены с ними бороться?

Олег Брега: Не исключено, что они вступят в схватку между собой, и что власть арестует некоторых конкурентов, или снимет с дистанции, как произошло на парламентских выборах с Ренато Усатым и его партией. В этом случае проблема будет наполовину решена.

А в предвыборных дебатах, надеюсь, у меня будут более веские аргументы, основанные на законах и реалиях, и электорат поймет, что все они – лишь политические демагоги.

Сколько помню, я всегда говорил людям, что лучше испортить бюллетень, чем голосовать за наименьшее зло.

Свободная Европа: Допустим, вы станете президентом. Как вы намерены сотрудничать с нынешней властью? Вы, мягко говоря, не очень хвалили власть…

Олег Брега: А я не буду сотрудничать. Буду соблюдать протокол и требования закона. Если закон мне позволит, буду отклонять их кандидатуры на ключевые должности в государстве, отклонять их проекты, которые я или мои советники посчитаем незаконными или противоречащими национальным интересам. Иными словами, это будет, скорее, конкуренция, а не сотрудничество.

Свободная Европа: Если вы не пройдете во второй тур, то вы не будете призывать свой электорат голосовать за кого-то из кандидатов?

Олег Брега: Если мне настолько не за кого голосовать, что я вынужден сам баллотироваться, то зачем же я пойду на сделку со своей совестью? Зачем мне говорить: выбирайте из двух зол меньшее? Сколько помню, я всегда говорил людям, что лучше испортить бюллетень, чем голосовать за наименьшее зло.

Лично я считаю, что самое большое зло, которое у нас сегодня есть, как раз оттуда и растет. Вырастает из вот этого менталитета: выберем того, чтобы закрыть дорогу этому... Но какой в этом толк, если и те, и другие – одного поля ягода.

Свободная Европа: И в заключение, г-н Брега, какой президент нужен Республике Молдова сейчас?

Олег Брега: Смелый, неподкупный, принципиальный. Надеюсь, я отвечаю этим требованиям. Молдове, молдавскому обществу нужны честные и корректные политики, которые что думают, то и говорят, то и делают. Нужны не замаскированные демагоги, не популисты и оппортунисты, которых у нас сейчас хоть отбавляй, – всех сортов и мастей.

Свободная Европа: Таковы и будут ваши аргументы, с которыми вы попытаетесь обратиться к избирателям?

Олег Брега: Наверное, придется ознакомиться и с предвыборными программами конкурентов. Так или иначе, прежде всего я попытаюсь сорвать намерения тех, кто не в ладу с законом и с принципами демократии.