2004: Сближение с НАТО

Министр обороны США Дональд Рамсфелд в Кишиневе, 25 июня 2004 года

29 марта 2004 года Румыния вступила в НАТО, и граница Североатлантического альянса прошла по Пруту. Молдова слыла очагом нестабильности и торговли оружием, однако, страну начали посещать американские высокопоставленные чиновники и представители НАТО.

Отказ от подписания Меморандума Козака в конце 2003 года привел к охлаждению отношений с Россией и, соответственно, сближению с Западом.

25 июня в Кишинев прибыл министр обороны США Дональд Рамсфелд. Его остановка в молдавской столице по пути в Стамбул стала «громом среди ясного неба», – отмечала газета Jurnal de Chișinău. Встреча министра обороны США с президентом Владимиром Ворониным прошла за закрытыми дверями. Пресс-служба президента сообщала, что в ее ходе обсуждались вопросы приднестровского урегулирования, участия молдавского контингента в операциях в Ираке и взаимодействие в рамках Программы НАТО «Партнерство во имя мира».

«НАТО и страны-члены ОБСЕ считают, что обязательства, взятые Россией пять лет назад на стамбульском саммите, нужно соблюдать», – сказал Дональд Рамсфелд молдавским журналистам, информировала газета Jurnal de Chişinău.

В конце 2003 года Россия вывезла из Приднестровья около 20 тыс. тонн боеприпасов из хранящихся там 43 тыс. тонн. После визита Рамсфелда президент Воронин принял участие в саммите НАТО в Стамбуле, где Москве вторично указали на необходимость вывода вооружений из Молдовы и Грузии, – сообщали СМИ.

«24 сентября генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер посетил Республику Молдова, где заявил о необходимости подключения международного сообщества к скорейшему урегулированию приднестровского конфликта. Он заверил, что Североатлантический альянс сделает все возможное для того, чтобы Россия свернула свое военное присутствие в Приднестровье», – сообщала правительственная газета Moldova Suverană.

Как передавали «Молдавские ведомости», Россия не скрывала своего недовольства сближением Молдовы с НАТО и давала понять, что никому не позволит вмешиваться в ее внутренние дела. Вице-председатель Госдумы России Дмитрий Рогозин обвинял американцев в срыве плана Козака, которые «надавили на президента Молдовы Воронина».

Главные события 2004 года

«Я встречался с послом США господином Вершбоу в восемь утра. Терпеть не могу ранние встречи, поэтому был откровенен и зол, и рассказал господину Вершбоу, /…/, что я разочарован тем, что американская внешняя политика сегодня сориентирована на создание проблем для России рядом с ее границами. Создавать эти проблемы – это значит вовлекать ее в разрешение споров на долгие годы. Это попытка искусственно сдерживать возрождение российской государственности. Если нам не будут мешать, мы разрешим самостоятельно и проблему Кавказа, и проблему Приднестровья, развяжем и другие сложные узлы», – заявил Рогозин.

Вердикт ЕСПЧ по «делу Илашку»

8 июля Европейский суд по правам человека пришел к выводу, что Российская Федерация и Республика Молдова не выполнили своих обязательств в деле «Илашку и другие», и обязал стороны принять меры для освобождения двух других политических заключенных, Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попы.

Россия по решению ЕСПЧ должна была выплатить Илье Илашку 187 тыс. евро в качестве возмещения материального ущерба и морального вреда, а остальным заключенным – по 127 тыс. евро. Молдову обязали выплатить истцам, за исключением Илашку, по 65 тыс. евро, еще 5 тыс. евро – самому Илашку, плюс – возместить расходы на адвокатов.

Но самое главное, как сообщало представительство BBC Chişinău, состояло в том, что в постановлении ЕСПЧ однозначно отмечалось, что Российская Федерация оказывала военную, политическую и экономическую поддержку непризнанному региону. Согласно цитируемому источнику, влияние России в сепаратистском регионе остается решающим, и Приднестровье живет исключительно благодаря поддержке Москвы.

Поэтому ЕСПЧ решил, что заявители находились под юрисдикцией Российской Федерации, и в их отношении Россия должна нести ответственность.

Сам Илашку и его адвокаты Игорь Нагачевски и Александру Тэнасе утверждали, что у России нет ни юридических, ни моральных прав исполнять роль посредника и миротворца, тем более, что Россия сама же и спровоцировала приднестровский конфликт.

И Москва, и Тирасполь выразили «недоумение» и «возмущение» постановлением ЕСПЧ, а МИД России поставил под сомнение объективность суда, заявив, что члены ЕСПЧ «использовали доказательства, добытые незаконным путем», и «приемы, недостойные любого судебного органа».

Атака на фермеров и школьные проблемы

Неделю спустя после решения ЕСПЧ глава минпросвещения Приднестровья Елена Бомешко распорядилась ликвидировать румынские школы и перевести их на российские стандарты образования. Пресса сообщала, что милиция штурмовала лицеи в Тирасполе, Бендерах и Рыбнице. В Тирасполе было конфисковано имущество лицея и весь школьный архив, здание отключили от воды и электроснабжения и опечатали.

Родители, учащиеся и преподаватели рыбницкого лицея Evrika попытались сопротивляться и забаррикадировалось в здании. Через несколько часов были арестованы восемь учителей и родителей. Бендерский лицея Alexandru cel Bun «держал оборону» в течение нескольких дней.

19 июля 2004 года, столкновения в тираспольской школе №20 (сейчас – лицей «Lucian Blaga»)

Как отмечали «Молдавские ведомости», миссия ОБСЕ обвинила Тирасполь в «языковых чистках» и осудила вовлечение детей в политические разборки. Молдавский президент назвал «недопустимым проведение этнических и языковых чисток в центре Европы, открытое игнорирование лингвистических стандартов, прав и свобод человека», – сообщала газета Moldova Suverană. Глава государства сказал, что сейчас еще более очевидна необходимость активного вовлечения международного сообщества в решение приднестровского вопроса.

Газета Ziarul de Gardă констатировала, что после десятков встреч с молдавскими официальными лицами, после многочисленных писем в адрес российского руководства протестующие подали жалобу в ЕСПЧ. По мнению истцов, «их подвергают дискриминации, так как русским и украинским школам Приднестровья разрешают учиться по учебникам, разработанным и отпечатанным в Российской Федерации и Украине, тогда как обучение по молдавской программе на базе учебников, разработанных Кишиневом, запрещено».

Миссия ОБСЕ обвинила Тирасполь в «языковых чистках» и осудила вовлечение детей в политические разборки

В августе силовые структуры Тирасполя заблокировали железную дорогу в Бендерах, а на окраинах сел Дороцкое, Погребя, Кочиерь и Новая Моловата Дубоссарского района были установлены милицейские посты, перекрывших дорогу транспорту местных фермеров. Jurnal de Chişinău сообщал, что глава непризнанной республики Игорь Смирнов обязал проживающих в зоне безопасности крестьян, которые владеют земельными наделами за трассой Тирасполь-Дубоссары-Рыбница, оформить аренду этих земель в кадастровой службе Приднестровья.

После серии провокаций на Днестре президент Воронин заявил, что тираспольским режимом все эти годы управляли из России и Украины, и что на данный момент урегулирование приднестровской проблемы полностью зависит от России.

Глава государства настаивал на интернационализации миротворческих сил и переговорного процесса при поддержке США и ЕС. «80% российского миротворческого контингента составляют граждане Республики Молдова, проживающие в Приднестровье. Они не могут быть беспристрастными. Когда случился инцидент со школами, миротворцы не вмешивались. (…) Если проблему не удастся решить в двустороннем порядке, придется обратиться в международные инстанции», – заявил Воронин. Менее чем через полгода после попытки подписания плана о федерализации лидер ПКРМ стал разделять противоположную точку зрения: «Мы не можем быть уверенными в том, что федерализация позволит решить приднестровский вопрос», – отмечал он.

«Чем больше участников, тем больше мнений, и это может превратиться в балаган, который продлится не годы – десятилетия. Не думаю, что молдавское государство заинтересовано в подобном развитии событий», – цитирует BBC Chişinău российского президента Владимира Путина.

Ограничение свободы слова

Резкое изменение позиций Воронина в том, что касается внешнеполитического курса, приднестровского вопроса и языковой политики, не привело к положительным переменам во внутренней политике. Власть коммунистов подвергалась серьезной критике за ограничение свободы слова. В 2004 году были отозваны лицензии на вещание муниципальных каналов Antena C и Euro TV, а судебные инстанции грозили банкротством газетам Timpul и «Молдавские ведомости» за серию расследований, в которых шла речь о растратах государственных средств.

Свои действия власть мотивировала тем, что лицензии были выданы кишиневской мэрии, а указанные два канала не были зарегистрированы как муниципальные. Газета Jurnal de Chişinău приводила слова юриста Хельсинкского комитета по правам человека в Молдове Дорина Киртоакэ, который заявил, что решение вписывается в кампанию, которую проводит руководство государства по удушению свободы СМИ.

23 июня подверглась нападению сотрудница газеты Timpul Алина Ангел, которая писала о коррупции среди государственных чиновников. Двое неизвестных избили журналистку недалеко от дома, в котором она проживает. Полиция расценила инцидент как обычное ограбление, а директор издания Константин Тэнасе утверждал, что таким образом власть пытается «приструнить» прессу.

В конце июля объявили забастовку несколько десятков журналистов общественного телевидения и радио. С 2002 года, в соответствии с резолюцией Парламентской ассамблеи Совета Европы, молдавские власти должны были реорганизовать компанию «Телерадио-Молдова». Было решено провести отборочный конкурс на замещение вакантных должностей, но протестующие журналисты поставили под сомнение профессионализм членов отборочной комиссии, задача которых, по их мнению, состояла в том, чтобы избавиться от неугодных сотрудников.

В 2004 году были отозваны лицензии на вещание муниципальных каналов Antena C и Euro TV

Как отмечали «Молдавские ведомости», мониторинговые отчеты кишиневского Центра независимой журналистики и Центра Civis показали, что общественные радио и телевидение по-прежнему остаются государственными структурами. Журналисты общественной компании игнорируют принципы беспристрастности и плюрализма мнений, а информационные и аналитические программы отличаются явным предвыборным характером, – такими были выводы исследования.

Европейские дипломатические миссии и посольство США выражали обеспокоенность ситуацией, – писала газета Ziarul de Gardă. «В XXI веке в Европе так не поступают», заявил представитель Генерального секретаря Совета Европы Владимир Филипов.

Начало учебного года и перепись населения (5-12 октября) показали, что ПКРМ не отказалась от идеи ввести вместо «Истории румын» и «румынского языка» «Историю Молдовы» и «молдавский язык». Jurnal de Chişinău сообщал, что в 300 школах вместо «Истории румын» был введен в качестве эксперимента «Интегрированный курс истории», который включал и Всемирную историю. Многие историки обвинили власть в попытках изъять «историю румын» из учебной программы. Как отмечала газета Timpul, конкурс на публикацию новых учебников был проведен за две недели вместо положенных шести месяцев.

В переписи населения – первой за весь период независимости – наиболее болезненными были вопросы о национальности и языке. К этому выводу пришли эксперты Совета Европы, которые наблюдали за ходом переписи. «В вопросе определения национальности отмечались нестыковки даже между членами одной семьи. Были случаи, когда переписчики советовали гражданам в графе «национальность» указывать не «румын», а «молдаванин»; правда, от услуг таких переписчиков отказались», сообщала газета Moldova Suverană со ссылкой на председателя группы экспертов СЕ Джона Келли.

В первой за весь период независимости переписи наиболее болезненными были вопросы о национальности и языке

В то же время, издание Ziarul de Gardă утверждало, что переписчики получили указание в графе «используемый язык» указывать «государственный», а не «румынский».

В конце года, за три месяца до парламентских выборов, газеты сообщили, что Центр по борьбе с коррупцией и прокуратура возбудили уголовные дела на кишиневского мэра Серафима Урекяна и ряд сотрудников столичной мэрии, среди которых оказался и секретарь муниципального совета Владимир Шарбан.

Их подозревали в нанесении муниципальному бюджету ущерба в размере более 4 млн леев в результате нарушений при покупке 40 автомобилей для столичной больницы скорой помощи. Серафим Урекян, который был одним из лидеров оппозиции, обвинил власти в политической расправе. Владимир Шарбан провел за решеткой 11 месяцев и был освобожден после того, как его жалоба в ЕСПЧ была удовлетворена. Впоследствии, как писала газета Timpul, дело закрыли за отсутствием доказательств.