Без правительства, без бюджета, без внешнего финансирования, с низкими экономическими показателями и уменьшившимися на треть объемами денежных переводов, а также в условиях всеобщего недовольства властью – так Молдова вступила в 2016 год.
Политический кризис обострился на фоне настойчивых попыток демократов назначить премьером бизнесмена и политика Владимира Плахотнюка, вызывавшего самые противоречивые оценки. 4 января парламентарии отклонили кабинет Иона Стурзы – экстренное заседание законодательного органа бойкотировало подавляющее большинство депутатов. В последних числах декабря 2015 года Конституционный суд решил, что президент обязан выдвигать кандидатом в премьеры человека, которого поддерживает парламентское большинство. Демократы заявили, что большинство составлено из представителей ДПМ, ЛП, группы из 14-ти бывших членов фракции ПКРМ и 8 депутатов ЛДПМ.
13 января президент Николае Тимофти отклонил кандидатуру Плахотнюка и призвал парламентское большинство предложить другого кандидата. «Театральный переворот на политической сцене. В течение нескольких часов Влад Плахотнюк был кандидатом в премьер-министры, однако во второй половине дня президент Николае Тимофти отклонил предложение демократов, сославшись на то, что кандидат не соответствует необходимым критериям неподкупности», информировал Pro TV Chişinău.
По состоянию на 1 августа возмещено более 500 млн леев из 15 млрд.
В заявлении главы государства отмечалось, что «15 февраля 2013 года парламент вынес вотум недоверия первому вице-председателю законодательного органа по обвинению в причастности к незаконной деятельности, подрывающей имидж парламента и Республики Молдова».
Выдвижение Плахотнюка сопровождалось шумными протестами у входа в президентуру. С другой стороны, Демпартия организовала митинг в поддержку своего кандидата, который, по оценкам ДПМ, принес «порядок и стабильность», отмечал портал NewsMaker.md.
«Назначение кандидатуры Плахотнюка только подтверждает его одержимость желанием покорить последний сантиметр свободы в Молдове», - так прокомментировала выдвижение кандидатуры олигарха на пост премьер-министра Майя Санду.
Тайная присяга кабинета
14 января на пост премьера был назначен генсекретарь аппарата президента Ион Пэдурару. Большинство в парламенте распалось после отзыва подписей несколькими либерал-демократами. Но на второй день Пэдурару отказался баллотироваться в премьеры, парламентское большинство передумало и решило заменить Плахотнюка другим демократом. В итоге глава государства подписал указ, поручив Павлу Филипу сформировать правительство.
Как писали СМИ, Филип – человек из окружения Плахотнюка. В период коммунистического правления его хвалили как хорошего менеджера акционерных обществ Bucuria и Tutun CTC. Осенью 2007 года при создании своей партии Влад Филат номинировал его в качестве возможного партнера по команде.
Социалисты, члены формирования Ренато Усатого и сторонники Платформы «Достоинство и правда» требовали досрочных выборов, обвиняя Демпартию в намерении узурпировать власть в государстве. Эти три формирования объединили свои усилия и несколько дней подряд протестовали вместе. 20 января манифестанты окружили здание парламента, пытаясь сорвать утверждение кабинета Филипа.
После ряда инцидентов со штурмом входа в здание парламента, стало известно, что кабинет был утвержден за 30 минут, и что в полночь он принес присягу в президентуре.
Согласно порталу NewsMaker.md, президент Николае Тимофти намеревался вторично выдвинуть кандидатом на пост премьер-министра Иона Стурзу, но, по настоянию западных канцелярий, «с ходу» пересмотрел свои планы. Одним из определяющих факторов, как отмечал NewsMaker.md, стала позиция помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд, которая выступила с соответствующим заявлением 19 января в Бухаресте.
«Вашингтон и Бухарест поддержали большинство, сколоченное в парламенте Демпартией. Запад поставил на «меньшее из зол», поскольку в случае разрастания кризиса и проведения досрочных выборов к власти неминуемо придут пророссийские силы», цитировал портал мнение экспертов. Ряд аналитиков заявили NewsMaker.md, что это соображение было продиктовано тем, что проевропейские партии себя скомпрометировали, а их прозападные альтернативы находились лишь в процессе становления.
Другие СМИ считали вполне естественным тот факт, что Партия социалистов и формирование Ренато Усатого, которых открыто поддерживала Москва, и в которые было вложено много денег, выглядели сильнее. «Абстрагируясь от геополитических предпочтений, эти формирования также являются «продуктом» олигархического происхождения. Это в лучшем случае. Они могут быть и «делом рук» российских спецслужб, ФСБ. Кто-нибудь может сказать, откуда идут эти огромные деньги, которые так щедро тратят Додон и Усатый? А может, тот простой факт, что эти партии находятся в оппозиции, делает их лидеров чище и безгрешнее? Неужели они и есть тот самый «новый политический класс», которого нам так не хватает?», риторически вопрошала газета Ziarul Naţional.
В результате действий организаторов акций протеста, которым удалось собрать более 400 тыс. подписей в поддержку конституционного референдума, 4 марта Конституционный суд признал неконституционным порядок избрания главы государства, установленный 5 июля 2000 года.
Возвращение к прямым выборам президента было одним из требований протестующих. Расценив вердикт КС, как «свою маленькую победу», лидеры трех политформирований, организовавших акции протеста, приступили к поискам кандидатов в президенты.
Обязательства кабинета и условия партнеров
Одно из первых обещаний премьера Павла Филипа касалось установления электронного табло для публичного отчета о возврате миллиарда, выведенных из трех молдавских банков. Начиная с лета, «панно» доступно на веб-странице министерства финансов под рубрикой «Recuperarea activelor fraudate». По состоянию на 1 августа было возмещено более 500 млн леев из 15 млрд.
Дело, в рамках которого Влад Филат был приговорен к девяти годам тюрьмы, не может рассматриваться как часть судебного разбирательства по «краже миллиарда»
Важно, чтобы расследование было доведено до конца, заявил глава правительства. Павел Филип сказал также, что среди приоритетов правительства числятся борьба с коррупцией, улучшение бизнес-среды и возобновление внешнего финансирования.
В резолюции по Молдове, принятой 17 февраля, Совет Европейского союза призвал официальный Кишинев провести беспристрастное расследование кражи в банковском секторе, с привлечением виновных к ответственности, деполитизировать государственные институты, реформировать судебную систему и финансово-банковский сектор.
В документе отмечалась также необходимость совместного с МВФ аудита в трех банках, находящихся в режиме специального управления, для недопущения повторения попыток отмывания денег.
Полгода спустя представители как МВФ, так и Всемирного банка отмечали, что, несмотря на все предпринятые меры по изменению положения дел в банковском секторе, «основные причины финансовых угроз не устранены».
«Власти по-прежнему не знают, кто реальные акционеры ряда крупнейших банков. Я имею в виду имена не лиц, указанных в сертификатах акционеров, а реальных владельцев. Если нет ясности в отношении владельцев, то существует риск, что эти банки будут предоставлять займы лицам, связанным с владельцами. Фактически именно это и произошло в BEM». (…) «Для создания стабильной финансовой системы в Молдове необходимо наказать всех, кто причастен к краже века. И наказать не только мелкую рыбешку, но и рыбу покрупней. В противном случае существует угроза, что в обществе сложится ощущение безнаказанности», заявил директор Всемирного банка по Молдове Алекс Кремер журналу Profit и Свободной Европе.
Перенос подписания соглашения с МВФ, согласно порталу Mold-street.com, произошло по той же причине – отсутствие прозрачности в вопросе фактических собственников банков.
Еще одной серьезной проблемой, по мнению постоянного представителя МВФ в Молдове Арминэ Хачатрян, является «вмешательство со стороны политиков и судебных органов в банковский надзор и регулирование».
Беспокойство представителей МВФ и ВБ были связаны и с тем, что значительная часть средств, полученная в период 2010-2014 гг. от отмывания 20 млрд долларов из России посредством молдавских судов и молдавского банка (операция получила название «Русская прачечная», или Laundromat) вернулась в Кишинев. Деньги были вложены в акции крупнейших банков страны, находящихся под надзором НБМ, сообщал RISE Moldova.
Расследование «кражи века» стоит на месте
Расследование «кражи века» объединяет более 40 дел, из которых примерно половина передана в суд. Более десяти человек из состава руководства трех проблемных банков проходят по этим делам в качестве обвиняемых.
Прокуроры делят опустошение Banca de Economii на два этапа: в период правления Григория Гачкевича (2004-2014), когда было предоставлено 1,3 млрд безнадежных кредитов, и период, когда BEM контролировал Илан Шор (2014-2015). С февраля 2013 года Гачкевичу был присвоен статус обвиняемого, он проходит по нескольким делам, связанным с нарушением правил предоставления и получения кредитов. Согласно порталу Anticoruptie.md, на имя Гачкевича возбуждено 10 уголовных дел.
Илан Шор проходит по двум уголовным делам в качестве подозреваемого и фигурирует как свидетель в деле экс-премьера Влада Филата, которому он только наличными передал 25 млн долларов и 20 млн леев – во всяком случае, эти цифры Шор приводит в своих показаниях, оформленных как явка с повинной.
Шора дважды задерживали, и каждый раз отпускали на свободу, несмотря на то, что в отчете Kroll он представлен как ключевая фигура в деле о «краже миллиарда». Бизнесмен Илан Шор возложил вину на бывшего премьера Влада Филата, а сам Филат считает себя невиновным и называет себя «политической жертвой» своего бывшего партнера по правящей коалиции Влада Плахотнюка.
Дело, в рамках которого Влад Филат 27 июня был приговорен к девяти годам лишения свободы, не может рассматриваться как часть судебного разбирательства по «краже миллиарда», потому что бывший премьер-министр был осужден за получение взяток, отмечали эксперты.
Следовательно, на данный момент в рамках дела под общим названием «кража века» есть лишь один приговор – в отношении Иона Руссу, посаженого отца и свояка Влада Филата, осужденного в ноябре 2015 года на пять лет лишения свободы за непогашение полученных кредитов на общую сумму 2,8 млн евро. Это решение суда подтвердила в марте Апелляционная палата. Как сообщил портал Anticoruptie.md, в суде Руссу заявил, что бенефициаром управляемых им компаний Caravita Co и Business Estate Investments является Влад Филат.
«Ранее сведения о «краже века» граждане узнавали в основном из отчета Kroll, а не от молдавских блюстителей закона; это наводит на мысль, что расследование вряд ли будет доведено до конца», констатировало Radio Europa Liberă.
Как дело Руссу, так и дело Филата рассматривались при закрытых дверях; некоторые эксперты обратили внимание, что суммы, инкриминируемые Руссу и Филату, составляют лишь незначительную часть денег, выведенных из банков.
«Война мальчишек»
В последних числах июля в международный розыск был объявлен бывший депутат АНМ Вячеслав Платон, известный как «рейдер номер один» в СНГ. Впоследствии Платон был задержан в Киеве и передан Кишиневу по подозрению в причастности к выводу денег из Banca de Economii и к работе «прачечной». По данным следствия, Платон приложил руку к выводу 800 млн леев.
Сам Платон, в свою очередь, утверждает, что он находится в конфликте с Владом Плахотнюком – «очень жестком конфликте, который длится с февраля 2014 года». Он дал понять, что располагает доказательствами, согласно которым, именно его бывший деловой партнер Плахотнюк является вдохновителем и организатором операции по «потрошению» молдавских банков.
За несколько часов до своего задержания Платон заявил газете Ziarul de Gardă, что «дело на него сфабриковано на основе заявлений, сделанных Иланом Шором, и оно заведено по указанию Плахотнюка».
«Я как раз тот свидетель, который может в мельчайших деталях рассказать, кто несет ответственность за эту кражу, как она была организована, и кто получал выгоду от этой аферы. Признаю, что много лет был дружен с Шором и работал с Плахотнюком. Это и объясняет, почему они пытаются «привязать» меня к афере в банковской системе. Но в феврале 2014 года я решил уехать из Молдовы из-за разногласий с Плахотнюком», – сказал Платон Ziarul de Gardă.
«Шор – не враг Плахотнюка. Казалось бы, для Плахотнюка посадить Шора — это как побить преданного пса, или поставить в угол послушного ребенка. В аресте Шора, в отличие от уничтожения Филата, нет ничего личного. Это просто бизнес», - газета «Панорама»
Эта же газета сообщала, что Шор был соучастником Платона в незаконных махинациях по выводу денег. Владимир Плахотнюк не стал комментировать обвинения Платона и на звонки журналистов не отвечал.
«Я думаю, НБМ интерпретирует ситуацию в банковской системе как «войну мальчишек». Об этой войне знают все – и в Брюсселе, и в Вашингтоне, и во Всемирном банке. Говорю вам прямо – пусть они хоть перестреляют друг друга, нам-то что с этого?», – заявила бывший министр финансов Марианна Дурлештяну в интервью порталу Mold-street.com. Эта борьба, по ее словам, затрагивает всю страну, люди больше не доверяют банковской системе, а иностранные инвесторы не скоро появятся на горизонте.
Просто прибыльный бизнес
В журналистском расследовании российской газеты «Коммерсант» совместно с порталом NewsMaker.md шла речь о том, что бизнесмен Илан Шор был посредником в сделке первого вице-председателя ДПМ Влада Плахотнюка с российскими чиновниками в 2015 году, когда в Victoriabank – который, как утверждает издание, по-прежнему контролирует Плахотнюк – появились новые владельцы пакета в 40% акций.
Речь идет о бывшем главе Федеральной таможенной службы России Андрее Бельянинове и совладельце страховой компании «Арсеналъ» Сергее Лобанове, которые проходили по делу о контрабанде алкоголя. Оба они были деловыми партнерами Илана Шора в организации сети магазинов беспошлинной торговли – магазинов duty-free, а также кредиторами Avia Invest, компании, которая взяла в аренду Международный аэропорт Chişinău, где в 2014 году Шор был председателем административного совета.
С другой стороны, у представителей «российских инвесторов» в Victoriabank – тесные связи с фирмами, которые контролирует Влад Плахотнюк.
«Шор – не враг Плахотнюка, как некоторые другие политики и бизнесмены. Казалось бы, для Плахотнюка посадить Шора — это как побить преданного пса, или поставить в угол послушного ребенка. Но у прижатого к стенке Плахотнюка все меньше поле для маневра. В аресте Шора, в отличие от уничтожения Филата, нет ничего личного. Это просто бизнес», - подытожила газета «Панорама».
А в этом бизнесе, как утверждает бывший премьер Ион Стурза, замешаны влиятельные люди из Москвы и огромные деньги, «отмытые» через Республику Молдова.