Интервью с кандидатом Платформы DA на выборах президента Республики Молдова
Андрей Нэстасе: Ставки огромные. У нас появился реальный шанс освободить хотя бы один из захваченных государственных институтов, который потом сможет помочь всей стране вырваться из неволи.
Свободная Европа: Вы нередко говорили о негативных последствиях, которые проявляются в вырождении олигархической системы правления в диктатуру мафиозного типа. Как бы вы объяснили избирателем – что собой представляет эта олигархия?
Андрей Нэстасе: Олигархия – это когда те, кто оказался в парламенте или правительстве, перепутали собственные интересы с интересами государства, кто перепутал собственные карманы с государственной казной.
Я бы сказал людям, что те, кого они наделили своим доверием, предал их, надругался над их ожиданиями и надеждами, и вот сегодня, после шести лет обещаний привести их в Евросоюз, обеспечить нормальную жизнь дома, в Молдове, сделать все для того, чтобы правосудие работало, чтобы экономика была эффективной, – после всего этого мы оказались по шею в болоте, из которого трудно выбраться…
Речь идет о двух известных бизнесменах, которых олигархами никак назвать нельзя
Свободная Европа: Говорят, есть доказательства, что за Платформой DA тоже стоят олигархи. Получается, что есть олигархи плохие и хорошие?
Андрей Нэстасе: Прежде всего, надо посмотреть, кто говорит эти небылицы. Те, на кого они ссылаются, а именно – на пострадавших от рейдерских атак, на жертв воронинского режима, а затем и режима Плахотнюка… Речь идет о двух известных бизнесменах, которых олигархами никак назвать нельзя. Эти бизнесмены, Виорел Цопа и Виктор Цопа, уже шесть лет находятся за рубежом, они не имеют здесь никакой экономической или политической власти.
Весь этот беспредел, о котором знаем весь мир, происходил здесь, в Кишиневе, а не в Германии. Я вроде бы не слышал, чтобы в Германии проводились рейдерские захваты, не слышал, чтобы там отмывались более 20 млрд долларов, не слышал, чтобы там потрошили государственный бюджет. Все это произошло здесь, в Молдове, в отсутствии этих людей…
А за Платформой DA не стоит никто, абсолютно никто, если не считать народа Республики Молдова, прозревшего на фоне этих беспрецедентных грабежей, которым подвергали страну не год и не два. Вначале, помните, спекулировали тем, что нас, якобы, финансируют из России, затем перешли на Цопу, потом настал черед других, которых выдавали за финансистов Платформы.
Платформа самофинансируется. Она находилась на самофинансировании тогда, когда была только гражданской, и сегодня, когда у Платформы есть политическое крыло, она также самофинансируется – в соответствие с молдавским законодательством. И те, кто подозревает нас в чем-то крамольном, имеют в своем распоряжении все правовые механизмы, чтобы это проверить.
Свободная Европа: Вас критиковали за сближение с пророссийскими Ренато Усатым и Игорем Додоном в ходе совместных акций протеста. Если вас изберут главой государства, как будете строить или перестраивать отношения с Российской Федерацией?
Андрей Нэстасе: Я не протестую с тем или иным политиком. Я протестовал со всем молдавским обществом, которое мы вознамерились сплотить, независимо от политических или геополитических взглядов.
Что касается отношений с Россией, то надо проявить благоразумие и вернуть их в нормальное русло, ведь то, что происходит сегодня в наших отношениях, нормальным никак не назовешь. Целый ряд направлений в этих отношениях передан на усмотрение политиков, как своего рода бонус. Отношения, которые должны быть межправительственными, на уровне внешнеполитических ведомств двух стран, например, когда идет речь о положении молдавских граждан в России, брошены на произвол так называемых политиков от оппозиции, и они делают с ними все, что хотят, извлекают из этого политический капитал.
Прекрасно известна ситуация в сельском хозяйстве, где рынками сбыта, что на Западе, что на Востоке, занимается не правительство, а политики от оппозиции, которые играют на геополитике. Это очень опасно. Думаю, наши отношения с Россией должны быть взаимовыгодными, и они никоим образом не должны ущемлять наше Соглашение об ассоциации с Евросоюзом и другие отношения с Западом.
Свободная Европа: Если бы вам довелось побеседовать с г-ном Путинным, что бы вы ему сказали?
Андрей Нэстасе: Я бы попросил его уважать Республику Молдова как суверенное государство, соблюдать ее целостность и независимость.
Это серьезно – на полпути, посредине избирательной кампании принимать решение насчет единого кандидата. Это решение надо было принять еще в марте-апреле
Свободная Европа: Г-н Нэстасе, вы выразили готовность договориться по единому кандидату, но этого не произошло. Что помешало достичь компромисса?
Андрей Нэстасе: К сожалению, до настоящего момента стороны, которые участвуют в этих переговорах, не нашли в себе силы пойти на зрелый политический шаг, поэтому пришлось остановиться на идее опросов. Мне пришлось согласиться, потому что деваться некуда, надо следовать тому, что приемлемо для всех.
Недавно стали известны результаты опроса, проведенного американским институтом IRI. И этот опрос показал одинаковый результат и для одних, и для других. Сейчас все должен решить второй опрос. Это серьезно – на полпути, посредине избирательной кампании принимать решение насчет единого кандидата. Это решение надо было принять еще в марте-апреле, но по определенным соображениям с этим донельзя затянули.
Сейчас посмотрим, вскоре состоится разговор с Майей Санду, с г-ном Чиботару, и решим, как быть. Я всегда настаивал на едином кандидате. Более того, я предлагал разработать единую программу, которая не ограничивается только президентскими выборами, а охватывает период до парламентских выборов – очередных или внеочередных.
Я всегда говорил, что необходим единый штаб, единая команда, которая работала бы в этом направлении. Увы, сегодня имеем то, что имеем. Посмотрим, как выйдем из этой тупиковой ситуации.
Свободная Европа: При каких условиях у кандидата правоцентристской оппозиции может оказаться больше шансов пройти во второй тур и победить?
Андрей Нэстасе: Только при условии объединения усилий всех трех партий, подписавших декларацию о едином кандидате, только при условии вовлечения в этот процесс и других проевропейских партий, вовлечения евроскептиков – ведь если евроскептиков не убедить, то победы не видать.
Я не теряю надежды, что нам удастся сплотиться, пусть и в последнюю минуту, удастся объединить усилия и выступить единой командой
Потому что граждане Республики Молдова разочарованы в том, что сделали проевропейские партии. Необходимо убедить людей, что то, что предлагаем мы, – в их интересах. Для этого нужно работать, и залогом успеха является консолидированная работа, объединение антиолигархических, демократических сил.
Я не теряю надежды, что нам удастся сплотиться, пусть и в последнюю минуту, удастся объединить усилия и выступить единой командой, с последовательным и сильным месседжем, с ясной программой. Чтобы не только на президентских выборах, но и на парламентских демократические реформаторские силы, здоровые силы Республики Молдова смогли нанести решающий удар по этому режиму.
Перемен можно добиться только вместе с нашими избирателями. Перемены возможны только общими усилиями политических элит, настоящих политических элит – и прозревших граждан Республики Молдова.