На президентских выборах 30 октября Игорь Додон – восьмой в бюллетене для голосования. Лидер социалистов обещает начать освобождение Молдовы от коррумпированной и некомпетентной власти. При этом, «геополитический фактор» может сыграть определенную роль во втором туре, если в гонке останутся кандидаты от левой и правой оппозиции.
Свободная Европа: Насколько правы те, кто считает, что на предстоящих выборах гражданам придется выбирать между Востоком и Западом?
Игорь Додон: Я категорически не согласен с таким подходом. Некоторые пытаются приплести геополитику к этим выборам. В частности, это излюбленный прием власти. Я думаю, что, по большому счету, это борьба между оппозицией и властью.
Геополитический фактор, возможно, будет играть определенную роль во втором туре, если в гонке останутся левая и правая оппозиция – тогда да, идеологическая борьба может получить геополитический оттенок. Но если во второй тур пройдет оппозиция и власть, тогда бессмысленно пытаться сыграть на геополитике. Борьба развернется между властью и оппозицией.
Я думаю, что США и Евросоюз будут более осмотрительными
Свободная Европа: Недавно сам спикер Андриан Канду говорил, что Россия финансирует определенные партии и политических лидеров. Также он заявил, что многие в Кишиневе подозревают Москву в манипулировании средствами массовой информации, в пропаганде…
Игорь Додон: За последние семь лет власть спекулировала геополитическими месседжеми, а вовсе не проводила реформы и не занималась конкретными делами. Власть сумела убедить Запад помочь ей финансово, отнестись толерантно, даже закрыть глаза на те коррупционные действия, которые происходили в Кишиневе.
Сейчас и Канду, и другие представители власти пытаются разыграть эту же карту: жонглируя геополитическими рисками, склонить Запад в очередной раз помочь Молдове, оказать ей финансовую поддержку. Я думаю, что в этой ситуации США и Евросоюз будут более осмотрительными.
Свободная Европа: Один из бывших премьеров говорил, что Игорь Додон победит на выборах, потому что каждый день получает не только деньги, но и точные указания из Кремля. О каких инструкциях и каких суммах идет речь?
Никогда, повторяю, никогда за последние семь лет у меня не было консультантов и специалистов из-за рубежа
Игорь Додон: Попытки обвинить кого-то в своих неудачах присущи представителям правящего класса конца 90-х годов, которые сегодня нашли убежище на правом берегу Прута.
Мы в состоянии провести предвыборную кампанию, и никогда, повторяю, никогда за последние семь лет, сколько я участвую в политике, у меня не было консультантов и специалистов из-за рубежа.
Свободная Европа: И все-таки, финансы – важная составляющая предвыборной кампании…
Игорь Додон: Я внимательно слежу за рекламными кампаниями главных конкурентов, и хочу сказать, что наша кампания – наименее дорогостоящая. Мы не мелькаем на всех телеканалах, мы не пытаемся навести лоск на свой имидж, как это делают многие кандидаты со стороны и власти, и оппозиции. Поэтому наш бюджет на предвыборную кампанию значительно более скромный.
Свободная Европа: Как ответите вы гражданину, который пришел к выводу, что политика в Молдове – лишь бизнес-проект? Тот, кто победил, старается побыстрее вернуть деньги, потраченные на кампанию, а затем собирает дивиденды в течение четырех лет?
Игорь Додон: Политика – это возможность изменить положение дел в стране. У меня были возможности, было много предложений, они есть и сегодня – уехать из страны, чтобы заняться выгодным бизнесом в других сферах. Но для меня политика – это возможность сделать что-то для своей страны. Я верю в Молдову, я хочу, чтобы у Молдовы было будущее, хочу, чтобы дети мои жили в благополучной стране. И я сделаю для этого все.
Я неоднократно говорил, что нормативная база Евросоюза – это большое благо, которым грех не воспользоваться
Свободная Европа: Основные проблемы молдавского общества – внутренние: коррупция, особенно политическая, порочное правосудие, неэффективные государственные институты… Но кандидаты ссылаются на внешние факторы как на источник решений. И ведь значительная часть западных средств предназначены для решения внутренних проблем…
Игорь Додон: Если не провести реформы, то Молдове не выжить. Я говорил и внешним партнерам, и западным послам, с которыми встречался, что главная цель будущего президента, моя цель, если мы победим на выборах, – это реформы.
И я неоднократно говорил, что нормативная база Евросоюза – acquis comunitar – это большое благо, которым грех не воспользоваться.
Свободная Европа: Но деньги на искоренение коррупции, на возрождение экономики приходят, в основном, от Евросоюза. От внешних партнеров – за исключением Российской Федерации.
Игорь Додон: Давайте посмотрим, какой КПД у этих денег. За семь лет, что у власти находятся проевропейские партии, денег было очень много, впервые за 25 лет независимости Республики Молдова. Но ведь эффект от них практически нулевой.
Восприятие коррупции в Молдове ухудшилось, положение дел в системе правосудия и прокуратуре ухудшилось, в других областях деятельности государственных институтов ситуация также ухудшается. Поэтому проблема – не только и не столько в источнике, проблема – в том, как расходуются эти средства. Нужна политическая воля на внутреннем уровне – и дела изменятся к лучшему, даже не с такими высокими затратами. Было бы желание…
Когда аргументы а-ля «рука Москвы», «рука Путина» перестают работать, приходится прибегать к другим спекуляциям
Свободная Европа: То есть, и без денег можно провести реформы?
Игорь Додон: Деньги необходимы, и Молдове понадобятся деньги, как минимум, на инфраструктуру, но – не на текущее потребление.
Свободная Европа: Если вы станете президентом, как будете налаживать отношения с МВФ?
Игорь Додон: У меня неплохой опыт сотрудничества с Международным валютным фондом в период 2006-2009 годов, на который пришлась одна из успешных программ Республики Молдова. Поэтому я считаю, что соглашение с МВФ, может быть, и необходимо, но только в национальных интересах страны.
Свободная Европа: Многие говорят, что Игорь Додон – человек Плахотнюка…
Игорь Додон: Когда аргументы а-ля «рука Москвы», «рука Путина» перестают работать, приходится прибегать к другим спекуляциям. Я предельно ясно заявил, что Партия социалистов никогда не шла и не пойдет на коалицию с нынешней властью, с олигархами действующего парламента.
И я вполне ясно сказал, что президент Игорь Додон не выдвинет на должность премьер-министра ни одну кандидатуру со стороны нынешнего парламентского большинства. И слово свое я сдержу.
Свободная Европа: Если вы станете президентом, откажетесь от мандата председателя Партии социалистов?
Игорь Додон: Президент обязан, в соответствии с действующим законодательством, отказаться от членства в партии. Естественно, мы подчинимся закону. У нас достаточно людей, достойных возглавить Партию социалистов, например, есть прекрасный руководитель нашей фракции в парламенте Зинаида Гречаная, так же есть отлично подготовленная молодежь, и г-н Чобану, и г-н Батрынча… Так что проблем в этом плане у нас не возникнет.
Свободная Европа: Но партия может ослабнуть, некоторые депутаты могут мигрировать в другие политформирования, примкнув, в том числе, к Демпартии…
Игорь Додон: Очень надеюсь, что этого не произойдет. Мы сделаем все возможное для того, чтобы сохранить команду.
Свободная Европа: Какой будет ваш первый шаг в качестве президента, если вы им станете?
Игорь Додон: Надо разобраться с миллиардом, который пытаются переложить на плечи граждан. А для этого нужна команда в Аппарате президента, необходимо сформировать команду профессионалов, а не партийных членов. Команду профессионалов, которые отлично знают свое дело.
Румыния – наш сосед, это наши друзья, наши братья. Но я категорически против унионистских движений любого порядка – объединение с Румынией, или с Украиной, или с Россией
Свободная Европа: А как в качестве президента вы будете строить отношения с Бухарестом?
Игорь Додон: Антирумыном я никогда не был и не буду. Румыния – наш сосед, это наши друзья, наши братья. Отношения будут взаимовыгодными, поэтому у нас сложатся хорошие дружественные связи. Я категорически против унионистских движений любого порядка – объединение с Румынией, или с Украиной, или с Россией... Но с нашими соседями, в частности, с Румынией у нас будут очень хорошие отношения.
Свободная Европа: То есть, вы считаете, что это возможно – хорошие отношения и с Бухарестом, и с Москвой?
Игорь Додон: Убежден в этом. Не думаю, что хорошие отношения с Москвой исключают хорошие отношения с Бухарестом. Я категорически отвергаю такой подход.
Свободная Европа: Как вы объясните гражданам необходимость идти на выборы? Потому что ощущаются явные сомнение избирателей, участвовать ли им или нет в голосовании.
Игорь Додон: Мои встречи и беседы с жителями районов и сел показывают, что люди очень даже заинтересованы в выборах президента. Мой посыл предельно прост: мы вместе боролись посредством акций протеста, уличных манифестаций, чтобы вернуть себе право самим выбирать президента. И мы должны использовать этот шанс, мы должны сделать все возможное, чтобы представитель оппозиции победил на этих выборах. Возможно, это наш единственный шанс, другого может и не быть.
Свободная Европа: Кого вы видите своим главным конкурентом на выборах?
Игорь Додон: Мы надеемся на победу в первом туре. Оппоненты, вы видите, сегодня одни, а завтра другие... Каждый норовит выдать себя за врага Игоря Додона номер один. Я понимаю их и желаю им здравствовать.