Эгидиус Варейкис: «Нужна ли Молдова Европе, или свою независимость страна получила случайно?»

Your browser doesn’t support HTML5

Бывший содокладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы, литовский правоцентристский политик Эгидиус Варейкис, возможно, один из лучших знатоков истории Молдовы за последние 25 лет. За время своего мандата он провел множество встреч и переговоров с представителями официального Кишинева. В интервью Свободной Европе он подчеркнул, что на выборах 30 октября граждане РМ должны выразить свое доверие тому политику, который представит долгосрочный геополитический проект для Молдовы.

Свободная Европа: Когда вы были докладчиком ПАСЕ, Молдова переживала кризис, которому, казалось, нет конца: парламент никак не мог избрать президента. Сейчас главу государства будет выбирать народ. Как вы оцениваете произошедшие перемены?

Эгидиус Варейкис: Начну с этой самой точки – с того периода, когда выборы президента в парламенте зашли в тупик, поскольку ни одна из партий не имела большинства (необходим был 61 голос из 101). Эта проблема длилась не один год…

Но я бы сказал, что вопрос о прямых выборах не связан с Конституцией. Люди хотят сами выбирать своего президента и парламентариев, – в Литве, например.

Мы не уверены, что в Молдове президент будет сильнее своих предшественников лишь потому, что избран на прямых выборах

Мэры так же могут избираться прямым голосованием – это замечательное демократическое упражнение для избирателей. Что не обязательно означает, что это хорошо для страны. По крайней мере, у меня есть сомнения на этот счет. Если чиновник избирается прямым голосованием народа, это налагает на него и определенные моральные обязательства, скажем так.

Президент должен быть сильным, или становиться более сильным. Мы не уверены, что в Молдове президент будет сильнее своих предшественников лишь потому, что избран на прямых выборах. Разумеется, внесен целый ряд изменений в законодательство. И в конечном итоге, ведь именно от президента зависит, как будет он исполнять полномочия, определенные законом.

Дело в том, что ситуация сейчас немного другая, по сравнению с тем периодом, когда я был содокладчиком. Я имею в виду ситуацию не только в Молдове, но и в Европе, и в мире в целом. Разумеется, ситуация в мире влияет на положение дел в каждом государстве в отдельности.

Десять лет назад еще продолжался период, который я называл и называю «каникулами истории». После второй мировой войны для нас, европейцев, наступили «каникулы истории». Мы думали, что мир будет вечным, и что конфликтов больше не возникнет, а нашей заботой станут исключительно экономическое состязание и введение законодательных рамок. Но сегодня мы убедились, что история возвращается в нашу обыденную жизнь, и мы вынуждены защищать свои ценности, при этом, нередко совершая исторические ошибки и исправляя их уже на ходу.

Ситуация сегодня более сложная, чем десять лет назад. Поэтому и у граждан куда больше ответственности, потому что они должны выбрать не того кандидата, который умеет красиво улыбаться, который обладает харизмой и убедительно говорит, а того, кто может предложить проект для страны.

Молдова не может быть второй Украиной, не так ли? Но какова же тогда модель для Молдовы?​

Молдова должна определить свою роль в Европе. Нужна ли Молдова Европе, или свою независимость Молдова получила случайно? Простите уж за цинизм… Молдова должна выбирать политиков, которые в состоянии предложить для страны геополитический проект.

Свободная Европа: А вообще, насколько важен президент, какой властью он будет обладать?

Эгидиус Варейкис: Не уверен, что новый президент будет сильнее г-на Воронина. Все зависит от того, объединятся ли антироссийские силы (потому что антироссийских больше, чем проевропейских). К сожалению, сейчас они разрознены. Им следует объединиться и вместе бороться за европейское будущее Молдовы. Если их голоса распылены, то у пророссийского кандидата больше шансов. В президенты баллотируются свыше десяти кандидатов. И у меня такое ощущение, что борьба идет за них, а не за четко сформулированное стратегическое будущее Молдовы.

Что такое благополучная Молдова для молдаван? Это главный вопрос, который должны поставить перед собой как граждане страны, так и кандидаты. Кроме того, кандидатам нужно еще и ответить на этот вопрос...

Я могу сравнить со странами Балтии. Мы, прибалтийцы, задались этим вопросом – и нашли ответ: мы хотим быть как скандинавские государства.

Вариант объединения с Румынией неприемлем для ЕС, и он рассматривается Брюсселем как внутренний матч между Румынией и Молдовой​

Молдова не может быть второй Украиной, не так ли? Но какова же тогда модель для Молдовы?

Свободная Европа: Румыния может стать моделью…

Эгидиус Варейкис: Может. Молдова может быть Румынией в миниатюре, так же, как и была на протяжении веков, была частью Румынии. А молдаване должны спросить себя: какая эпоха в истории их страны была золотой? Когда страна была частью Румынии, или когда входила в Советский Союз? В этой ситуации европейская интеграция не представляется удачной моделью.

Евроинтеграция предполагает, что Молдова присоединяется к ЕС в том виде, в каком она пребывает сейчас. Вариант объединения с Румынией неприемлем для ЕС, и он рассматривается Брюсселем как внутренний матч между Румынией и Молдовой. Но в умах людей историческое наследие все еще обладает важным значением. Если же Молдова решит сблизиться с Россией… Эта ситуация не совсем обычная для XXI века.

Свободная Европа: Как вы считаете, унионистские месседжи, которые продвигают некоторые кандидаты в президенты, – вещь хорошая? Или не очень?

Эгидиус Варейкис: Все зависит от того, как далеко зайдут политики с материализацией таких обещаний. Потому что, возможно, это всего лишь предвыборный агитационный прием, а позже они скажут: извините, но сейчас нет благоприятных условий, Румыния не готова, Россия против, ЕС не хочет, и так далее. Но если народ сам того желает… Все возможно.

Знаете, в наши дни понятие «национальное государство» себя изжило. Нет больше стран, однородных этнически, или с точки зрения культурного наследия и религии. Тогда зачем же создавать государства-нации, которые заставляют людей одинаково понимать этнические и исторические характеристики? Это стало бы опасным прецедентом.

В наши дни понятие «национальное государство» себя изжило

Если Молдова объединится с Румынией, тогда и Республика Сербская, возможно, пожелает объединиться с Сербией, Крым и восток Украины – с Россией… Если этот процесс будет запущен, то неизвестно, куда он приведет. Европа к этому не готова.

Кроме того, объединение с Румынией совершенно неприемлемо для России. Но при всем при том, если народ пожелает, то никто не сможет его остановить.

Свободная Европа: Что бы вы хотели пожелать гражданам Молдовы накануне выборов?

Эгидиус Варейкис: Думайте больше о Молдове, а не о том, как выглядят и что говорят кандидаты. Выберите не того кандидата, который раздает обещания сделать Молдову такой-то и такой-то уже завтра, или через пять лет… Выберите того президента, кто представит долгосрочную стратегию для Республики Молдова.