Владимир Тхорик – представитель RISE Молдова в российской столице, он наблюдает за ходом выборов на избирательном участке №318 в Московской академии искусств. Это один из восьми избирательных участков, открытых в России.
Владимир Тхорик: Во втором туре намного больше людей. Допустим, еще на 12 часов по российскому времени – у нас разница в час – на избирательном участке, на котором я был, проголосовало больше тысячи человек. В первом туре проголосовало до тысячи человек на двух участках. Видна явная активность.
Свободная Европа: Вы говорили с людьми? Кто эти люди, кто голосует в Москве? Те, которые работают в Москве или в пригородах?
Владимир Тхорик: Это люди, которые уехали из Молдовы, потому что работы в Молдове не было, и они пытаются заработать на жизнь здесь, в Москве. В принципе, это обычные рабочие. В основном это – мы, по крайней мере, их встречали – строители, люди, которые работают в сфере строительства либо в сфере услуг. Это – большинство избирателей. И есть те, кто приезжает из пригородов Москвы. Они уверяют, что действительно приезжают по доброй воле, чтобы проголосовать во втором, решающем туре.
Свободная Европа: Была информация, что может не хватить бюллетеней…
Владимир Тхорик: Да, бюллетеней может не хватить, потому что открыто недостаточно избирательных участков для второго тура. Учитывая, что в Москве живет около 300 тыс. наших сограждан, многие наблюдатели сходятся во мнении, что, в принципе, этих двух избирательных участков недостаточно, чтобы все желающие выразили свое право на голосование.
Свободная Европа: Вы также передавали, что есть случаи, когда избиратели пытаются фотографировать бюллетени.
Владимир Тхорик: По мнению наблюдателей, возможно, это так называемая «карусель». Есть предположение, что люди пытаются фотографировать для того, чтобы получить у кого-то деньги за «правильный» голос. С ними кто-то перед избирательным участком договорился: сфотографируй и докажи мне, что ты проголосовал за определенного кандидата, и тогда получишь деньги.
То есть, это не массовое явление, но все равно, такой феномен есть. И поэтому наблюдатели, которые присутствуют, и члены комиссии просят каждого избирателя: пожалуйста, не фотографируйте и не снимайте. Каждого абсолютно. То есть, эта фраза звучит каждые несколько секунд. Есть, конечно, и случаи, когда людей привозят на больших автобусах, организованно. Сказать, что им платят или не платят – это сложно доказывать, но случаи привоза голосующих, конечно, есть.
Свободная Европа: Кто наблюдает за выборами, от кого наблюдатели?
Владимир Тхорик: Есть наблюдатели от PRОMO-LEX и еще от одной партии. Еще есть международный наблюдатель от Межпарламентской ассамблеи СНГ. Судя по реакции наблюдателей, пока особых нарушений не замечено.