Экс-посол Молдовы в Вашингтоне Игорь Мунтяну смотрел инаугурационную речь Дональда Трампа из Кишинева. Глава кишиневского бюро Свободной Европы Василе Ботанру попросил его прокомментировать дискурс нового главы Белого дома.
Игорь Мунтяну: Можно сказать, что заявления избранного и вступившего в должность президента Соединенных Штатов Америки были довольно резонными и достаточно жестким. «Сегодня мы не только передаем власть от одной президентской администрации к другой, от одной политической партии к другой. Из столицы Вашингтона мы возвращаем власть обратно в руки народа, и с этого момента все пойдет по-другому», – сказал Трамп.
Он сделал ясный акцент на тех моментах, которые ему хотелось бы исправить в стране в период мандата. В частности, говорил о том, что США должны лучше защищать свои собственные границы, что рабочие места необходимо вернуть в страну, и что благосостояние должно вернуться в американские семьи. Он сказал примерно так: «Американские мужчины и женщины, которые были забыты в нашей стране, больше не будут забытыми, с этого дня у нас будет новый принцип руководства страной: Америка — прежде всего!».
Эта концепция, которую следует понимать как переориентацию приоритетов с внешней политики на внутреннюю, с международных обязательств на обязательства перед американцами, вероятно, откроет немало дискуссионных и даже противоречивых тем, и нередко такая позиция будет диссонировать с позицией прежней администрации.
Свободная Европа: Да, он предельно ясно сказал, что исламский терроризм следует стереть с лица земли, но это не значит, что США отзовут своих солдат или откажутся от внешнеполитических приоритетов, которые разделяла и администрация Обамы.
Игорь Мунтяну: Вне всяких сомнений. Перед своей инаугурации президент Трамп посетил Блэр Хаус – особняк, расположенный напротив Белого дома, где традиционно президентам передают ядерный чемоданчик. Здесь в определенных условиях, в чисто «военном формате», в котором обсуждаются условия и обстоятельства возможного «нажатия на кнопку», Трамп еще раз сказал: «Если нас спровоцируют, мы применим против исламских террористов и ядерное оружие».
Разумеется, угрозы, которые исходят со стороны новой администрации, отличаются от внешнеполитической концепции администрации Барака Обамы. Новый президент заставляет многих задуматься, он по-новому расставляет акценты, например, в Китае, одном из главных торговых партнеров США, он видит чуть ли не врага. И в Китае в этом году произойдут перемены, осенью 2017 года обозначится новый состав политбюро Компартии Китая. Возможно, новые акценты администрации Трампа будут направлены против стремления найти решения на международном уровне. Известно, что международный порядок следует наводить в гармонии, потому что любой региональный конфликт может перерасти в широкую вражду.
Свободная Европа: Как правило, чрезмерный национализм вызывает беспокойство. А в речи Дональда Трампа было много националистических и патриотических нюансов. Как вы расцениваете такого рода дискурс – он естественен?
Игорь Мунтяну: Мое мнение таково, что Трамп в инаугурационной речи обращается явно к электорату, который помог ему победить на выборах. Да, он президент всех американцев, но он зовет к мобилизации, к сплочению, к разделению победы с теми, кто разочарован, кто чувствует себя лишенным представительства, кто – вне Вашингтона.
Конечно, эту манеру Трампа можно назвать неким американским национализмом, чего раньше в США не наблюдалось, который может найти свое место в коллективном дискурсе и в коллективном образе американцев. Но лично я считаю, что США не могут отказаться от определенных международных обязательств, которые они взяли на себя, например, перед своими европейскими союзниками, перед определенными институтами, которые работают на американском заряде. Этот порядок, установившийся много десятилетий назад, нельзя просто так разрушить, взорвать, предать забвению, проигнорировать.
И я считаю, что администрация Трампа вернется к словам инаугурационной речи, появятся определенные политические подходы там, где были одни лишь предвыборные обещания. Уверен, в течение 2017 года все станет на свои места, все утрясется, а особых сюрпризом не случится.
Your browser doesn’t support HTML5
Свободная Европа: Кто сейчас должен перевести этот инаугурационный дискурс на общепринятый язык?
Игорь Мунтяну: Пресса. Пресса выполняет в США свою работу, и СМИ проинтерпретируют каждый жест, каждый шаг, каждый ляпсус президента Трампа – и накажет его за это. Конечно, налицо сильная поляризация электората в США. Это заметно было и при президенте Обаме. Общество в США сильно расколото, недоверие к Конгрессу усилилось.
Партии в том виде, в каком они устоялись, республиканцы (которых еще называют Великой Старой Партией – GOP) и демократы на последних выборах пользовались довольно ограниченной поддержкой. И, соответственно, это возрождение публичного интереса к тому, что происходит в Вашингтоне, проявилось на волне американского националистического дискурса, можно назвать его и популистским – но это то, в чем нуждается публика, нуждается в определенном заряде. Этот заряд идет от администрации Трампа.
Свободная Европа: Лично я нахожу его речь вполне искренней и естественной, идущей от сердца. Что вас больше всего впечатлило в этой церемонии, за которой вы следили по телевизору?
Игорь Мунтяну: Лично я участвовал только в одной такой церемонии – во время инаугурации президента Барака Обамы в 2013 году. Как обычно, царит море всеобщего энтузиазма, потому что этот переход, этот пример мирной передачи власти одним президентом другому всегда имеет и сторонников, и оппонентов.
Но самое главное – то, что дискурс объединяет представителей различных религиозных общин, различных социальных групп. На церемонии инаугурации пел мормонский хор (Mormon Tabernacle Choir) из Юты в сопровождении Оркестра моряков.
Свободная Европа: Из Миссури?
Игорь Мунтяну: Именно, из Миссури. Кроме этого, присутствовали раввины, пасторы протестантов и баптистов, представители всех вероисповеданий. Потому что президент не отказывается от разнородного общества США, а пытается убедить его в том, что идеи, которые он продвигает и который встретили поддержку со стороны избирателей, еще больше сплотят американское общество, обеспечат благосостояние для большинства американских семей.
Именно за это голосовали американцы – за преодоление границ, устранение барьеров между элитами и жителями провинций, городов, прозябающих в застое и экономическом спаде, которые хотят другого к себе отношения. Я думаю, именно за это голосовали американцы. Удастся или нет администрации Трампа решить эти проблемы… Я ранее говорил, у США сейчас нет скоростного локомотива, в отличие от Китая и азиатских тигров, у которых десятки и сотни скоростных локомотивов.
В коллективном мышлении американцев это – большая проблема. Это касается и инфраструктуры, отстающей от современности, на которую ориентируются американцы на глобальном уровне.
Свободная Европа: Но когда говорят «strong again», что является точкой отсчета – и что является апогеем, который Трамп хочет достичь?
Игорь Мунтяну: Трамп формулирует «to be strong again, to be safer again, to be larger again» и т.д. в экономических терминах, в терминах устойчивости к потрясениям на международном рынке. Торговая зависимость, наводнившие рынок китайские или азиатские товары создают у американцев ощущение выбитой из-под ног почвы. Налицо и реакция финансистов, инвесторов, которые перемещают свои заводы и фабрики в зоны с более дешевой рабочей силой. Это обескровливает экономику государства, которое стремится к устойчивости при любых потрясениях и испытаниях.
Администрация Трампа считает, что у нее есть определенные идеи по ускорению роста экономики, которые многим могут не понравиться, – например, тем, кто полагает, что глобализация означает не только американский экспорт в одном направлении, но и открытость других стран для американского рынка. А администрация Трампа отвечает более жесткой, что ли, протекционистской политикой. Это и означает, по моему мнению, то, что президент Трамп называет «to be stronger again».
Свободная Европа: Но он однозначно заявил, что любая страна вправе руководствоваться собственными интересами – и что именно так и будут поступать американцы…
Игорь Мунтяну: Разумеется. Он сказал еще кое-что интересное и про армию. Он сказал примерно следующее: «Мы защищали границы других государств и отказывались защищать свои границы. Мы тратили триллионы долларов за рубежом, обеспечивали безопасность других – а сами американцы при этом оказались незащищенными». И ведь это правда.
Я хочу сказать, что даже если это не дело военных, но в американских школах очень много трагичных случаев и ситуаций, когда там открывают стрельбу, особенно, в небольших городах, где уровень преступности достаточно высок. Чтобы сделать общественное пространство более безопасным, наверное, надо больше ресурсов инвестировать в образование, в общественный порядок и благосостояние. Это, по моему мнению, и есть методы перераспределения американских приоритетов, которыми администрация Трампа щедро потчует американцев.
Свободная Европа: Но это очень категоричное обязательство, когда он говорит: «Преступность, банды, наркотики – это прекратится здесь и сейчас!» Потом же очень легко разочароваться, если действительно не произойдет чуда…
Игорь Мунтяну: Да, но Трамп за всю свою длительную и очень шумную предвыборную кампанию никогда не стеснялся использовать крепкие словечки, играть на высоких чувствах, мобилизовать и нагнетать страсти, лишь бы получить максимальный политический эффект. Это – выходец из шоу-бизнеса, который сколотил огромное состояние и может пользоваться состоянием «массовой эйфории» для того, чтобы самому возвыситься и стать более заметным.
Как долго будет длиться подобная «коллективная торжественность» – не знает никто, все зависит от политических волн, которые повлияют на всю страну. Не исключено, например, что так называемые «черные лебеди», black swans – или явления, которые невозможно предсказать – разрушат все его планы, что все окажется куда более сложным, чем представляется со стороны.
Но это не человек системы – и именно это сделало его особенно привлекательным для значительной части американского населения. Как чуждый системе человек Трамп действительно может подсказать неординарные решения, до которых не додумались люди системы, юристы, окончившие Гарвард или Стэнфорд, Не говоря уже о том, что, возможно, американская жизнь, американская политическая система нуждается в хорошей встряске.
Свободная Европа: Их шанс – это и шанс всего мира.
Игорь Мунтяну: Посмотрим. Во-первых, Америку заботят собственные проблемы, собственные решения, и я думаю, что сейчас не следует все шансы и надежды связывать с тем, каким образом могут помочь нам. Если говорить о Республике Молдова, то ей надо встряхнуться и собрать все свои силы в кулак, потому что администрация Трампа нескоро вернется к своим обязательствам перед внешними партнерами, она будет зациклена на собственных проблемах, решения которых требовали собравшиеся по случаю инаугурации американцы. Так что европейские приоритеты вернутся в поле зрения американской администрации позже. А пока – homework, или «Засучи рукава, Молдова!»