Игорь Боцан: «Люди живут надеждой на возрождение европейского вектора»

Есть ли у правоцентристской оппозиции Молдовы, которую представляет, в том числе, Партия «Достоинство и правда», четкие стратегия и тактика, и достаточно ли активно партия проявляет себя на политической сцене страны? Глава кишиневского бюро Свободной Европы Василе Ботнару беседует с исполнительным директором Ассоциации за демократию через участие ADEPT Игорем Боцаном:

Свободная Европа: Г-н Боцан, Платформа DA наметила задачи на среднесрочный и долгосрочный период. Как вы их оцениваете? Осуществимы ли они?

Игорь Боцан: Во-первых, радиослушателям следует знать, что в Республике Молдова 45 политических партий, и надо разобраться, какие из них функционируют и отвечают их интересам. Есть партия власти, которая как-то пытается общаться с гражданами, но все ожидания связаны с оппозицией. И именно те, кто отвечает ожиданиям общества, могут рассчитывать на успех в будущем, в частности, на парламентских выборах – досрочных или очередных.

Думаю, именно это и стало мотивацией для партии, которую вы упомянули, – провести съезд, подвести итоги и, что главное, наметить задачи на перспективу. По моему мнению, главная цель состояла в том, чтобы донести до граждан то, что...

Свободная Европа: есть вообще такая партия?

Игорь Боцан: …что партия есть, и что эта партия присоединяется к семье Европейской народной партии. Это очень важный момент, который, кстати, сыграл определенную роль и в кампании по выборам президента.

Проводником интересов Демпартии в Брюсселе является СДП Румынии, которой в эти дни пришлось пережить не самые приятные минуты

А тот факт, что оппозиции, возникшей на протестной волне, удалось получить прекрасный результат на выборах, свидетельствует об одном: люди живут надеждой на то, что европейский вектор еще можно возродить, несмотря на слабость, неопытность и отсутствие всяких ресурсов у партий, родившихся в результате возмущения граждан. Эти ожидания со стороны общества есть, и это подтверждают итоги выборов. Но эти ожидания время от времени необходимо подпитывать.

Свободная Европа: Многие граждане предпочитают синицу в руках, они готовы довольствоваться тем малым, что дает им сегодняшняя власть, правительство Филипа и т.д. Правая оппозиция обращается и к этой категории граждан?

Игорь Боцан: Думаю, да. Потому что власть, что бы там ни говорили, претендует на то, что ей удалось вновь завоевать доверие международных доноров. Мы все видели, что г-н Филип в своем обращении к гражданам по случаю первой годовщины нахождения у власти подчеркнул, что удалось восстановить лишь доверие со стороны международных партнеров, тогда как собственные граждане по-прежнему власти не доверяют.

Мы твердо знаем, что и наши международные партнеры не доверяют действующему правительству, а финансовая поддержка была согласована раньше и увязывалась исключительно с подписанием Меморандума с Международным валютным фондом. Соглашение с МВФ было заключено после того, как правительство Филипа приняло бразды правления в свои руки, хотя это надо было сделать еще в первой половине прошлого года. Следовательно, наши международные партнеры держат слово, но говорить о восстановленном доверия некорректно.

Прямые выборы президента не являются результатом усилий по организации референдума

Особенно, если учесть, что проводником интересов Демократической партии в Брюсселе, например, является Социал-демократическая партия Румынии, которой в эти дни пришлось пережить не самые приятные минуты. Думаю, эта партия серьезно подпортила свой имидж, а заодно поставила под удар и своих молдавских «протеже» в Брюсселе.

Свободная Европа: Вернемся к задачам, которые ставит перед собой Платформа «Достоинство и правда». Что, по вашему мнению, станет стратегическим оружием этой политической партии на парламентских выборах, досрочных или очередных?

Игорь Боцан: Мы должны понять, что разговоры о досрочных выборах, о референдумах, об украденном миллиарде являются частью политической риторики, они направлены на мобилизацию сторонников. Поскольку вы спросили, насколько осуществимы эти цели, то, я думаю, сбор подписей для референдума показал, что такие цели в принципе недостижимы при наших законах, и показателен в этом смысле пример Домники Маноле.

И нашим радиослушателям надо знать, что прямые выборы президента не являются результатом усилий по организации референдума, это итог решения Конституционного суда, который через 16 лет решил, что до 2016 года глава государства избирался неправильно, с нарушением процедуры.

Свободная Европа: Также ошибочно к участию в выборах допускался и кандидат, достигший 35-летнего возраста, как в Америке…

Игорь Боцан: Совершенно верно, хорошее уточнение. Поэтому мы должны крайне четко разделить задачи, направленные на мобилизацию электората. Такие цели могут быть озвучены, но их реализация проблематична. Это наша реальность, мы в том уже убедились.

Что касается достижимых целей, а они несравненно более важные, то они состоят в разветвлении и укреплении территориальных структур политформирования, потому что на выборах крайне важна опора на местах. И не секрет, что в этом смысле ситуация у нас просто плачевная, потому что потенциальные сторонники или те, кто уже присоединился к партиям, возникшим на протестной волне, подвергаются всяческим притеснениям, их увольняют и запугивают. И партии, какие бы они ни были, должны поддерживать и подбадривать тех, на кого оказывается давление, – и доводить такие факты до сведения общественности.

Свободная Европа: Иными словами, практические задачи – это партийные ячейки в как можно большем числе населенных пунктах?

Игорь Боцан: Разумеется. И, конечно же, список реформ, которые являются приоритетными для власти, в противном случае мы рискуем «нарваться» на реформы а-ля реформы 2016 года: с одной стороны, пакет законов о неподкупности, с другой – закон об амнистии капитала, который практически сводит на нет все усилия по пакету о неподкупности. Такие мелочи должны быть в центре внимания оппозиционных партий, если они хотят бороться за власть и проявить себя.