Георге Кожокару: День 2 марта отличается неоднозначной смысловой окраской в современной истории Республики Молдова. С одной стороны, в этот день 25 лет назад новое независимое государство, возникшее на руинах бывшего Советского Союза, стало полноправным членом ООН.
С другой стороны, это день, когда на берегах Днестра началась самая настоящая война против государства, только вступившего в большую семью объединенных наций. Исторический и одновременно трагический день – и оба эти измерения являются неотъемлемой частью нашего недавнего прошлого.
Свободная Европа: И прошлое мстит нам, как говорят мудрецы, омрачая наше настоящее – и, особенно, будущее…
Георге Кожокару: Раны этой войны – потому что, прежде всего, речь идет именно об этом, – вошедшей в анналы как война за независимость Республики Молдова, в результате которой часть национальной территории стала сепаратистским анклавом, не зарубцевались по сей день. Эхо войны и сегодня отдается в сердцах не только семей, потерявших родных и близких, но также больно бьет по всему обществу, расколотому надвое по линии Днестра. За четверть века два берега Днестра не только не сблизились, но все больше отдаляются друг от друга.
Свободная Европа: До недавних пор память о тех трагических событий отмечалась практически одинаково. Однако теперь, согласно указу главы региона Вадима Красносельского, 2 марта Тирасполь будет отмечать «день начала вооруженной агрессии Молдовы против Приднестровья»…
Георге Кожокару: Этим указом новая тираспольская администрация пошла на то, от чего воздерживался даже основоположник приднестровского сепаратизма Игорь Смирнов. Провозглашение этого дня «началом агрессии» – откровенный вызов, неприкрытый жест конфронтации, что отнюдь не является случайным. Это произошло на фоне извинений президента Игоря Додона перед тираспольской администрацией, воспринятых, скорее, как слабость, а не как открытость к диалогу.
Указ приднестровского лидера показывает, кто реально будет диктовать правила игры в случае диалога с официальным Кишиневом вне рамок формата «5+2».
Свободная Европа: Какой оказалась реакция президента Додона на этот демарш приднестровской администрации?
Георге Кожокару: Президент предложил создать «платформу социального диалога для примирения двух берегов Днестра». Эта благородная инициатива предполагает возобновление более старого проекта гражданского общества, по строительству культурных мостов через Днестр, который, однако, по разным причинам – но, в основном, из-за герметически закрытой тираспольской администрации, – так и не принес плодов.
Свободная Европа: Как вы считаете, для Игоря Додона указ приднестровского лидера стал неожиданностью?
Георге Кожокару: Неожиданностью стал указ ли нет – это уже не имеет значения. Важно другое: какие уроки извлек – если извлек! – президент из этой ситуации.