Свободная Европа: Владимир Плахотнюк принял роль главы Демократической партии и, безусловно, он хочет показать себя в этой новой должности. Скажите, это была естественная рокировка – Влад Плахотнюк вместо Мариана Лупу?
Игорь Боцан: Я думаю, что это тщательно продуманная игра. Известно, что на предыдущем конгрессе Социнтерна, который, если мне память не изменяет, состоялся в Йоханнесбурге, Мариан Лупу был избран вице-председателем Социалистического интернационала среди сорока других вице-председателей.
И вот сейчас на конгрессе Социнтерна в Картахене (Колумбия) место Мариана Лупу занял Влад Плахотнюк. В этом конгрессе участвовали более 80 делегаций, из которых каждая вторая получила по одному руководящему месту в органах Интернационала.
Свободная Европа: Если бы вы были членом Социнтерна, не задались бы вы вопросом, отчего самого кандидата-то не было в зале?
Игорь Боцан: Я бы подумал, прежде всего, соответствует ли соискатель поста вице-председателя Социнтерна критериям социалиста. Потому что этот социалистический Интернационал придерживается определенного кодекса поведения, в который г-н Плахотнюк никак не вписывается.
В прошлом году Демпартия трижды отказывалась осудить коррупцию
Если мы возьмем известную франкфуртскую декларацию Социнтерна 1951 года, то заметим, что г-н Плахотнюк как бизнесмен – при том, что он весьма успешный бизнесмен – не соответствует критериям руководителя социалистического движения.
Свободная Европа: Это их дело, Социнтерна. Но зачем г-ну Плахотнюку эта должность? Не задумали ли демократы на самом деле совершить разворот к социализму, составив конкуренцию тем, кто называет себя социалистами?
Игорь Боцан: Они это могут. Помните интервью, которое дал спикер Андриан Канду местному порталу в декабре прошлого года, в котором он признал, что Демпартия продвигает в Республике Молдова политику правого толка, и что ДПМ не против вернуться к социал-демократии – что, якобы, и происходит после появления Влада Плахотнюка во главе партии.
Но вернемся к этическому кодексу социалистов, опубликованному на сайте Социнтерна, который предусматривает осуждение и борьбу с коррупцией. В прошлом году Демпартия Республики Молдова трижды отказывалась осудить коррупцию здесь, в Республике Молдова, по требованию Партии коммунистов. Трижды! И вот это условие присутствует в кодексе этики Социнтерна, вице-председателем которого является Влад Плахотнюк.
Свободная Европа: Вы не являетесь членом этой организации, и, следовательно, у вас нет права голоса. И ваши критические высказывания…
Игорь Боцан: Но это не критические высказывания! Это констатация фактов.
Свободная Европа: Я настаиваю – это их проблема, кого выбирать вице-председателем. А наша проблема – граждан Республики Молдова – в том, чтобы попытаться понять, какой интерес подтолкнул Влада Плахотнюка выдвинуть там свою кандидатуру. И не является ли это сигналом, что уже сейчас Плахотнюк вместе с демократами пытаются выбить почву из-под ног социалистов, чтобы занять левый сегмент целиком?
Игорь Боцан: Да, и такой вариант не исключен. И они наверняка имеют в виду подобный расклад, но я не думаю, что это у них получится. Потому что социалисты г-на Додона – из другого теста, они необычные социалисты. Социалисты Додона оплакивают распад СССР и выступают за интеграцию нашей страны в Евразийский союз.
Свободная Европа: Значит, и им не место в Социнтерне?
Полномочий ему не дадут, и он сможет оправдаться перед избирателями за невыполнение своих обещаний
Игорь Боцан: Они не очень-то и рвутся в этот Социалистический интернационал, потому что хотят подписать соглашения о сотрудничестве с «Единой Россией», которая называет себя консервативной партией. Они не имеют ничего общего с этим Социнтерном.
Свободная Европа: Значит, они, скорее, «братья» Дмитрия Медведева и Владимира Путина?
Игорь Боцан: Вот именно. Социалисты Додона к этому стремятся, хотя ранее у них было соглашение о сотрудничестве с партией «Справедливая Россия», которая тоже входит в этот Интернационал, и представитель которой участвовал в конгрессе в Картахене.
Свободная Европа: Сейчас социалисты, по всем признакам, перемещаются вправо – по крайней мере, в отношении доходов и сотрудничества с российскими партнерами. А правые перемещают влево. Многие склонны усматривать в «сделке» с разделением должностей послов некий бартер. Насколько обоснованы эти подозрения, что президенту «уступили» должность посла в Москве, откуда неожиданно был отозван Думитру Брагиш. Ну, а взамен Додон стал более снисходительным к кандидатам от партии власти… Вам известны примеры подобных договоренностей?
Игорь Боцан: Я твердо уверен в том, что существует политический картель, созданный социалистами г-на Додона и демократами г-на Плахотнюка. Когда я говорю «картель», я имею в виду соглашения на взаимовыгодной основе. Это не значит, что они являются союзниками, которые подписывают документы и соглашения о сотрудничестве. Но им выгодно подобное взаимодействие.
А сейчас – немного о документах. Есть же крайне интересные документы, подписанные лидерами Альянса за европейскую интеграцию, которые касаются секретного распределения учреждений и должностей. И в том документе так же распределены и дипломатические миссии. С этим Альянсом случилось то, что случилось, но формула-то сохраняется, и г-н Додон давно согласился стать ее частью.
Например, были назначения в состав Центральной избирательной комиссии… И мы же все видим, с каким рвением г-н Додон борется за представительство своей администрации в базе данных секретных документов… Иными словам, он вроде бы осуждает «дележ» портфелей, но на самом деле участвует в распределении должностей в Центризбиркоме. Благо – это хоть в какой-то мере выглядит приемлемо, поскольку прописано в законодательстве.
Свободная Европа: Может, он хочет иметь в составе ЦИК своего человека?
Игорь Боцан: Скорее всего. Что же касается посольств, то распределение должностей послов тоже предусмотрено секретным документом. И г-н Додон очень ревностно участвует в этом процессе. Мы хорошо понимаем, как звучат его аргументы: «В международных организациях и в странах СНГ президент, который подписывает указы о назначении послов, должен иметь свою квоту». Что он сейчас и делает.
С тактической и даже стратегической точки зрения для ПСРМ выгоднее взаимодействовать с властью
Свободная Европа: Но если есть такая возможность, то почему бы и не претендовать на кресла одного-двух-трех послов?
Игорь Боцан: Когда г-н Додон протестовал и осуждал коррумпированное и захваченное государство, он считал, что во главе этих институтов, которые не являются политическими, должны назначаться люди согласно критериям профессионализма и неподкупности…
Свободная Европа: Принцип меритократии.
Игорь Боцан: И меритократии, и т.п.
Свободная Европа: Как в той поговорке с пасечником: раз это я мед достаю, то ведь грех пальцы-то не облизать?..
Игорь Боцан: Да.
Свободная Европа: Интересно, а если взамен каких-то должностей, каких-то позиций, которые получает аппарат президента, его попросят пойти на некоторые уступки, нажать на тормоза?..
Игорь Боцан: Но он это же и делает. Г-н Додон был более чем щедр в своих предвыборных обещаниях. Скоро уже исполнится 100 дней с начала его мандата. Он выдвинул шесть конкретных обещаний на эти 100 дней, и ни одно из них не выполнено – за исключением разве что переговоров по нашим мигрантам. А в остальном – все, что сделал г-н Додон, – это лишь визиты вежливости, и не более того.
Свободная Европа: Еще он инициировал референдумы.
Игорь Боцан: Как это – инициировал? Все это лишь благие намерения. Он ничего не инициировал. Он только грозился…
Свободная Европа: До юридической части дело пока не дошло, но он не отказался от идеи роспуска парламента.
Игорь Боцан: Мы же понимаем, зачем он требует себе полномочий.
Свободная Европа: Чтобы ему их не дали?
Игорь Боцан: Полномочий ему не дадут, и он сможет оправдаться перед избирателями за невыполнение своих обещаний. Если бы г-н Додон действительно хотел роспуска парламента, то он пошел бы по варианту г-на Чубашенко: не промульгировать законы, чтобы вынудить парламент начать процедуру отставки президента. Отставка не проходит, и тогда всем все становится ясно.
Выборы по одномандатным округам, несомненно, поставят в выгодное положение доминирующую партию молдавского общества
Свободная Европа: Тем не менее, есть одно обещание, за которое президент держится обеими руками, – это о развороте нашей телеги на сто восемьдесят градусов, о развороте на Восток. И вот эту идею он и претворяет в жизнь с помощью Партии социалистов. Ряд действий указывают на то, что социалисты – во главе с Додоном, или без него – на этом и будут строить свою предвыборную кампанию в 2018 году.
Игорь Боцан: То, что вы говорите, правильно: символические жесты, символические действия… Риторику он сохраняет.
Свободная Европа: В стране, которая верит мифам, подобная тактика может оказаться эффективной?
Игорь Боцан: Да. Но конкретные проблемы, и, в частности, те, по которым проводились «встречи втроем» – все провалились. Он должен инициировать новый базовый договор с Россией, и не просто пойти, чтобы там сказать: «Когда у нас будут полномочия, возможно, мы это сделаем». Чтобы и Путин ему сказал в ответ: «Вот получите полномочия – тогда и поговорим». Я это и имею в виду: все его конкретные обещания провалились. Но, правда, риторику он сохраняет, и эта риторика надувает его паруса.
Сейчас после опросов мы увидели, что ПСРМ находится на взлете. Партия социалистов становится доминирующей, и это радует Додона. Мы понимаем, что с тактической и даже стратегической точки зрения для Партии социалистов выгоднее взаимодействовать с действующей властью. Потому что пока рейтинг партии растет благодаря риторике, Додон может быть спокоен: наступят очередные выборы, и вот тогда он и будет пожинать плоды.
Особенно, если Демпартия будет настаивать на пересмотре избирательной системы. Выборы по одномандатным округам, несомненно, поставят в выгодное положение доминирующую партию молдавского общества.