Ион Стэвилэ: «Впервые Кишинев будет контролировать границу на приднестровском участке»

Совместный молдавско-украинский контроль на приднестровском участке госграницы – тема диалога с бывшим послом Республики Молдова в Украине, послом по особым поручениям МИДЕИ Ионом Стэвилэ. По его мнению, эти меры будут способствовать пресечению контрабанды.

Свободная Европа: На днях заработал контрольно-пропускной пункт «Кучурганы-Первомайск». Значит ли это, что Республика Молдова контролирует свою границу?

Ион Стэвилэ: Впервые Кишинев начнет эффективно контролировать свою границу на приднестровском участке, на центральном сегменте молдавско-украинской госграницы. Этот политико-дипломатический успех стал возможным, прежде всего, благодаря хорошему сотрудничеству Республики Молдова с Украиной, а также с Евросоюзом. Можно сказать, что это трехсторонний проект.

Свободная Европа: Но как по сути работает контрольный пункт? Тирасполь настроен критически…

Ион Стэвилэ: До настоящего момента Республика Молдова и Кишинев практически не контролировали этот участок границы. Иными словами, ни на одном из 13 пунктов перехода границы с международным статусом ни молдавских таможенников, ни нашей пограничной полиции не было. Отныне они будут присутствовать там и работать плечом к плечу с украинскими коллегами.

Свободная Европа: Значит, товаропоток и поток пассажиров – все сейчас контролируют сотрудники соответствующих структур двух стран?

На начальном этапе будет контролироваться только экспорт

Ион Стэвилэ: Первый этап, который продлится примерно шесть месяцев, до конца этого года, можно назвать адаптационным. В ходе него будет проводиться мониторинг потока товаров, лиц и транспортных средств. На этот период предусмотрен только контроль экспорта, который осуществляют около 2500 приднестровских компаний, зарегистрированных в Республике Молдова, которые действуют как молдавские экономические субъекты, то есть работают в правовом поле Кишинева.

Свободная Европа: Контроль ведется только за тем, что экспортируется из Приднестровья?

Ион Стэвилэ: На начальном этапе будет контролироваться только экспорт, который осуществляется каждым из 2500 экономических агентов.

Свободная Европа: А почему импорт в Приднестровье не подпадает под эти правила?

Ион Стэвилэ: Чтобы люди постепенно привыкли, чтобы не говорили: «Вот, ввели драконовский контроль, это неудобно, это дискомфорт», и так далее.

Свободная Европа: Это новый виток экономической блокады – утверждает Тирасполь.

Ион Стэвилэ: Со стороны Тирасполя нередко раздаются заявления о том, что «молдавские власти вместе с украинскими, при поддержке европейцев намерены ввести экономическую блокаду, изолировать Приднестровье», и так далее. Это спекуляции и ничего более.

Борьба с контрабандой станет одной из главных задач

Чистейшей воды спекуляции для манипулирования общественным мнением, чтобы ввести людей в заблуждение. Я могу продемонстрировать все выгоды, все преимущества, которые получат люди.

Свободная Европа: И в чем состоят эти плюсы, которых пока не улавливает – или не хочет уловить – тираспольская администрация?

Ион Стэвилэ: В результате введения совместного молдавско-украинского контроля на пропускном пункте «Кучурганы-Первомайск» упростится передвижение товаров, транспортных средств и физических лиц, так как все будет налажено по принципу «одна остановка – одно окно». Благодаря этому будет сокращено время таможенного контроля и транспортные расходы.

Свободная Европа: Но что выигрывает Приднестровье от совместного контроля?

Ион Стэвилэ: Выигрывает следующее: в результате введения совместного молдавско-украинского контроля на КПП «Кучурганы-Первомайск» через этот пункт можно будет возобновить операции по импорту/экспорту товаров из Приднестровья, включая подакцизные и продовольственные товары, то есть продукцию растительного и животного происхождения, а также нефтепродуктов.

Свободная Европа: Исключается контрабанда, насколько я понимаю.

Ион Стэвилэ: Да, борьба с контрабандой станет одной из главных задач, и, я надеюсь, со временем эти отрицательные явления исчезнут на границе.

Свободная Европа: А граждане смогут быть более спокойными за качество товаров.

Ион Стэвилэ: Однозначно. И это будет качественный контроль, цивилизованный контроль. Люди будут пользоваться уважительным отношением. Коль скоро зашла речь о преимуществах, хочу подчеркнуть один момент, который очень волнует всех нас, в том числе жителей Приднестровья.

Говорят, в Приднестровье физическое лицо вправе импортировать товаров для собственных нужд на сумму 1000 долларов, тогда как в Республике Молдова через остальные пункты пропуска эта сумма составляет 300 евро. Поэтому на уровне правительства будет принято решение, согласно которому, жители региона смогут импортировать товары для собственных нужд на 1000 долларов.

Многие приднестровские предприниматели приветствуют это решение и давно его ждут

В правительстве имеется уже соответствующий проект постановления, который предусматривает уравнение этой суммы – речь идет о 800 евро. Иными словами, ко всем молдавским гражданам будут применяться одни и те же критерии. Думаю, это справедливо, – не говоря уже о том, что это существенная поддержка населения.

Свободная Европа: Эксперты считают, что за четверть века независимости любые попытки урегулирования приднестровского конфликта оборачивались провалом. То, что происходит сегодня на границе, – я имею в виду введение совместного молдавско-украинского контроля, – означает ли это какие-то возможности для прорыва в интеграционной политике?

Ион Стэвилэ: Да, несомненно. Несмотря на то, что представители тираспольского режима пытаются вселить страх, убедить всех, что ситуация осложнится, что переговорный процесс по приднестровскому урегулированию ухудшится, что появится очаг региональной нестабильности… Все это спекуляции. То, что будет происходить в действительности, очень скоро опровергнет все эти спекуляции и положительным образом скажется на регионе.

Вот, например, вы меня спросили в начале нашей беседы о ситуации на приднестровском участке. А ситуация следующая. Приднестровские экономические агенты – их около 2500 – могут поставлять на совершенно законных основаниях, как и молдавские экономические агенты, свою продукцию за рубеж, в том числе в Украину, в Россию, в страны СНГ и в ЕС, на европейский рынок. Для этого им необходимо пройти таможенные процедуры в подразделениях таможенной службы Республики Молдова, расположенных на правом берегу Днестра.

Скажем, грузовик загружается товаром в Тирасполе или Рыбнице. Этот грузовик должен заехать в Каушаны, например, на таможенный пункт Республики Молдова, где имеется все необходимое для растаможки этой продукции для экспорта с молдавскими сертификатами – крайне важным документом, на основании которого товар вписывается в рамки коммерческих режимов.

Мы считаем, что контингент миротворцев сыграл в свое время положительную роль. Но его задачи давно уже выполнены

Это либо режим наибольшего благоприятствования в торговле, либо торговые преференции, либо режим свободной торговли, который у нас имеется и с СНГ, и с ЕС. И к этому товару применяются соответствующие правила – таможенные пошлины, беспошлинный режим, потому что при свободной торговле таможенные пошлины не взимаются. В результате речь идет о миллионах, которые накапливаются на счетах этих компаний и в местных бюджетах.

Таким образом, после растамаживания товара в Каушанах грузовик, если он направляется к украинским морским портам на Черноморском побережье, в Одессу или Ильичевск, или по маршруту Россия-СНГ, проходит через Паланку – и далее, по установленному курсу. Можете себе представить, какое расстояние должны проделать эти грузовики? Посчитайте – время, расходы на топливо и многие другие мелочи, которые создают большой дискомфорт.

Я знаю из источников в Тирасполе, что многие приднестровские предприниматели приветствуют это решение и давно его ждут. Какие еще доказательства преимуществ совместного контроля нужны, когда приднестровские компании получают возможность поставлять свою продукция из Тирасполя непосредственно через Кучурганы на Одессу и дальше, экономя при этом и время, и транспортные расходы?

Свободная Европа: Г-н Стэвилэ, но эксперты говорят, что административная линия на Днестре находится под «наблюдением» офицеров российской разведки, которые работают либо под дипломатическим прикрытием, либо в составе ОГРВ. Более того, в зоне безопасности полно военных и военизированных формирований.

Решение о созыве очередного заседания формата 5+2 будет принято, как только станет ясно, что Тирасполь и Кишинев договорились по формулам

Ион Стэвилэ: У российского военного присутствия в Приднестровье – две составляющих. Первая составляющая – это ОГРВ, Оперативная группа российских войск, «наследница» бывшей 14-й армии, которая находится в регионе противоправно, без согласия молдавской стороны. Российская сторона объясняет свое пребывание на левом берегу Днестра необходимостью охранять склады боеприпасов в Кобасне. А с другой, связывает свое присутствие с процессом урегулирования конфликта и выработкой статуса региона.

Свободная Европа: Не только связывает – обуславливает.

Ион Стэвилэ: Есть две формулы. Первая – что вывод войск состоится после урегулирования конфликта. И вторая формула гласит, что «в контексте урегулирования конфликта», и это зафиксировано в официальных документах, одобренных, кстати, Российской Федерацией. Значит, возможно, что вывод войск пройдет в этом контексте.

Но есть и другая составляющая военного присутствия России в регионе, а именно: военный миротворческий контингент, который находится на территории Республики Молдова на законных основаниях, в соответствии с договоренностью 1992 года о прекращении вооруженного конфликта. И мы считаем, что миротворческая операция, контингент миротворцев сыграл в свое время положительную роль. Но его задачи давно уже выполнены.

Поэтому мы выступаем за преобразование миротворческой операции в международную миссию под эгидой международной организации, которая заменит существующий военный формат миротворческой миссии на Днестре. Уверен, это нисколько не приведет к обострению ситуации, возникновению каких-то угроз, рисков и так далее.

По моему мнению, все упирается в, скажем так, в дефицит политической воли

Свободная Европа: Возможно ли возобновление переговоров в формате 5+2? Скоро уже два года, как переговоры не ведутся. С другой стороны, раздаются настойчивые требования о том, чтобы США и ЕС получили статус посредников, а не только наблюдателей. Вы что думаете?

Ион Стэвилэ: Недавно глава государства, председатель парламента и премьер-министр встретились с руководителями дипмиссий, причастных к переговорному процессу в формате 5+2, я имею в виду пятерых послов, которые присутствовали на этой встрече.

Свободная Европа: Да, и было сказано, что это подготовка к возобновлению переговоров.

Ион Стэвилэ: Именно так. И была подтверждена политическая воля Кишинева в контексте мер по укреплению доверия, в частности, готовность найти решение ряда проблем, которые есть в повестке дня.

Свободная Европа: А когда встретятся главные участники переговорного процесса?

Ион Стэвилэ: Надеемся, этим летом, возможно, в июле. Решение о созыве очередного заседания формата 5+2, которое может состояться в столице европейской дипломатии – в Вене будет принято, как только станет ясно, что Тирасполь и Кишинев договорились по формулам решения ряда проблем, таких как апостилирование приднестровских дипломов, восстановление телефонной связи между двумя берегами Днестра, участие автомобилей с приднестровскими номерами в международном движении, восстановление прав крестьян на земельные наделы, расположенные по другую сторону трассы Рыбница-Тирасполь, решение проблем молдавских школ в Приднестровье с преподаванием на латинской графике…

С помощью решения конкретных проблем мы вовлекаем приднестровский регион в правовое поле Республики Молдова. Это и есть реинтеграция страны

Эти вопросы сформулированы точно и ясно, и я надеюсь, что и решение по ним в ближайшее время будет найдено. По моему мнению, все упирается в, скажем так, в дефицит политической воли, потому что мы очень близки, например, к восстановлению телефонной связи, дело лишь за какими-то мелкими техническими моментами. И мы близки даже к признанию приднестровских дипломов об образовании.

Решение этих вопросов положительно скажется, прежде всего, на рядовых гражданах. Например, приднестровская молодежь очень заинтересована в возможности получения образования в европейских университетах, не только в российских – очень, кстати, неплохих университетах, я лично там учился и могу это подтвердить… Но молодежи нужно дать возможность обучаться в европейских университетах, а для этого необходимо на нейтральный диплом проставить молдавский апостиль, что входит в компетенцию минюста.

Иными словами, с помощью решения конкретных проблем мы вовлекаем приднестровский регион в правовое поле Республики Молдова. Это и есть реинтеграция страны, объединение двух берегов Днестра; это цель процесса урегулирования приднестровского конфликта.

В силу своей специфичности приднестровский конфликт легче решить, чем другие конфликты

Свободная Европа: Я интересовалась вашим мнением по поводу пересмотра статусов США и ЕС – из наблюдателей в полноправных посредников…

Ион Стэвилэ: Это было бы положительным фактором и, главное, легко достижимым, если учесть, что Соединенные Штаты Америки и Евросоюз участвуют в этом переговорном процессе с 2005 года. Так что они готовы, все дело – в жесте политической воли, который сделать совсем нетрудно.

С другой стороны, пересмотр статуса этих двух крайне важных игроков может привести к повышению эффективности переговорного формата. Их статус необходимо приравнять к статусу Российской Федерации, Украины и ОБСЕ, так как это очень важные участники переговорного процесса, роль которых в международной жизни никто не станет оспаривать.

И в нашем случае это стало бы крайне позитивным шагом, учитывая, что в силу своей специфичности приднестровский конфликт, с которым мы сталкиваемся уже многие годы, легче решить, чем другие конфликты в других конфликтных зонах. Но – это уже тема отдельного разговора.