Приднестровье, лето и любовь: премьера документального фильма "Транснистра" на Настоящем Времени

"Ты разобрался, любишь ли ты меня?" – так начинается документальный фильм "Транснистра", обладатель призов фестивалей в Гетеборге и Роттердаме

"Ты разобрался, любишь ли ты меня?" – так начинается документальный фильм "Транснистра": на русский язык его переводят как "Приднестровье".

В кадре лето, солнце, река, кваканье лягушек, молодые главные герои беззаботно проводят время на реке. Они – это 16-летняя девушка Таня и ее друзья сверстники Толя, Саша, Денис, Буруля и Дима. Они живут в сепаратистской республике, которая не хочет быть частью Молдовы, на узком участке земли, граничащем с Украиной. Но об этом непризнанном сепаратистском образовании мы почти ничего не узнаем. Режиссер Анна Эборн была против русского названия "Приднестровье" и подчеркивала, что ее фильм не о политике, а о прощании с детством и о первых муках любви.

Фильм доступен на сайте с 27 января 23:00 мск до 3 февраля (23:00 мск)

Your browser doesn’t support HTML5

Транснистра: пять парней и одна девушка в непризнанной республике Приднестровье

Фокус шестнадцатимиллиметровой пленочной камеры направлен на молодых героев, которые переживают любовь, дружбу и соперничество. Автор выбирает формат кадра 4 на 3, чтобы ничего лишнего не попало в кадр. Мы наблюдаем за жизнью героев с предельно близкого интимного ракурса, как будто в террариуме, где Таня – альфа-самка, королева пчел, а пять ухажеров сражаются за место рядом с ней, за ее ласку и внимание. А она в ответ давит им прыщи и делит с ними дорогие сигареты.

Датская режиссер Анна Эборн лишь слегка касается социальных проблем. Ваня – брат героини отправляется в российское Суворовское училище, потому что один из немногих способов выбиться в люди в Приднестровье – это стать военным. Толя – друг Тани, видимо не найдет работу на родине никогда: из-за проблем со здоровьем он на учете в психиатрической больнице. Все герои родились уже в нулевых, у них нет никаких воспоминаний о Советском союзе. Но окружают их по-прежнему советский быт, бедность и неопределенность. Они как будто застряли во времени и пространстве, но при этом все еще радуются солнцу и любви. Это лето – их последний шанс насладиться детством. Но уже осенью им будет пора определяться с выбором профессии – в отличие от самопровозглашенной республике, которую не смущает ее неопределенный статус.

Вскользь упоминается попытка героини покончить с собой. Откровения Тани среди бескрайних полей напоминают сцены из фильма "Девственницы-самоубийцы" Софии Копполы. Несчастная любовь и самоубийство в таком возрасте часто связаны. Романтизацию смерти подчеркивает деликатный способ съемки шрамов Тани. Она, как и героини Копполы рассуждает о возможных причинах и последствиях подростковой депрессии.

Все эти детали не указывают на политические обстоятельства, они всего лишь дают большее представление о мире героини. Несмотря на изолированность Приднестровья и безденежье, причиной попытки суицида стала несчастная любовь.

Теплая 16-мм пленка превращают фильм о маленьком, бедном городке Каменке в настоящую сказку о лете. Режиссер создала своего рода смесь эстетики Эрика Ромера – режиссера французской "новой волны" – и любительского домашнего кино. Эборн перенимает фирменный ромеровский чувствительный, но целомудренный способ изображать любовь через жесты, детали или обнажившееся колено. Случайные вспышки света освещают кожу подростков, улыбки блестят в лучах солнца, а на закате силуэты отражаются в воде.

В "Транснистре", как и у Ромера, о любви в основном только говорят. Мальчики ухаживают за Таней, Таня ухаживает за ними, они делятся с друг другом сокровенным. Герои проводят время на реке, резвятся в воде, ловят жаб, пускают камни по воде или курят на крыше заброшенного здания. Их образ жизни мало отличается от образа жизни любого подростка из маленького городка.

Наступает зима, и ребята узнают о том, что Таня собирается уехать в Афины. Она, как связующий элемент, своим отъездом разрушает их союз. Ребята понимают, когда Таня уедет, сказка закончится, и им придется столкнуться с реальностью. Таким же образом происходит прощание с беззаботностью в автобиографичном фильме Джорджа Лукаса "Американское граффити"(1973) – ностальгическом портрете американской провинции 60-х. Перед тем, как разъехаться по университетам в мегаполисах, подростки гуляют "на полную". Малобюджетная картина получила пять номинаций на "Оскар". Фильм "Транснистра" получил награды на важнейших европейских фестивалях в Роттердаме и Гетеборге.

Несмотря на то, что "Транснистра" – документальный фильм, он успешно становится в ряд подросткового кино. В советском кинематографе главными режиссерами этого узкого жанра были Динара Асанова и Сергей Соловьев. Главная героиня Таня даже немного напоминает актрису Татьяну Друбич в фильме "Сто дней после детства". Все те же летние сельские пейзажи – проверенная декорация для драмы взросления.

Трепетная съемка, близкие крупные планы успешно транслируют необузданность главных персонажей, их капризную и безрассудную пластику, которая говорит о неготовности взрослеть. У Соловьева фокус был на Друбич, ее лолитообразность, в то время как Асанова собрала энциклопедию мальчишеских лиц в фильме "Пацаны" (1983). Эборн повезло найти и то, и другое. Она сумела соединить нежный деликатный стиль Соловьева с правдой жизни, которой славилась Асанова.