Ливийский тупик

Дым, поднимающийся после воздушных ударов сил международной коалиции по столице Ливии Триполи

Международное сообщество обсуждает свои дальнейшие действия в Ливии после четырех недель воздушной операции против сил ливийского лидера Муамара Каддафи, которые продолжают боевые действия против повстанцев. Министры иностранных дел НАТО ведут дискуссии в Берлине. В это же время лидеры США, Великобритании и Франции заявили, что достижение мира невозможно, пока Каддафи остается у власти.

Президент США Барак Обама, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и президент Франции Николя Саркози пообещали продолжать военную кампанию против режима ливийского лидера Муамара Каддафи – до тех пор, пока не добьются его ухода. В совместной статье, опубликованной газетами по обе стороны Атлантики, лидеры заявили, что позволить Каддафи остаться у власти было бы "предательством" ливийского народа: "Невозможно представить, чтобы кто-то, кто пытался совершить массовое убийство собственных людей, продолжал бы играть роль в будущем правительстве". И далее: "Так что пока Каддафи у власти, НАТО и его партнеры по коалиции должны продолжать операцию, чтобы защитить мирное население и оказывать давление на режим <…> Тогда сможет начаться подлинный переход от диктатуры к конституционному процессу, возглавляемый новым поколением лиеров. Для успеха этого перехода полковник Каддафи должен уйти".

Однако нет признаков того, что Каддафи готов уступить власть. Дочь Муамара Каддафи, Аиша, выступая в Триполи перед сторонниками своего отца, заявила:

– Говорить об отставке Каддафи – это унижение для всех ливийцев! Каддафи – не в Ливии, а в сердцах ливийцев!

За отставку Каддафи выступили накануне и министры иностранных дел стран-членов НАТО, которые на встрече в Берлине пытались выработать общую стратегию дальнейших действий, несмотря на разные подходы к военной кампании.

С подробностями об этой встрече корреспондент – Радио Свобода в столице Германии Юрий Векслер:

– Все 28 участников совещания стремились максимально сблизить позиции и не подчеркивать своих разногласий. По итогам первого дня работы они сформулировали условия прекращения воздушных налетов, продолжавшихся четыре недели: верные Муаммару Каддафи силы должны прекратить огонь и создать условия для доставки гуманитарной помощи населению. Министры также дали понять, что не видят альтернативы отказа Каддафи от власти. Разногласия тем не менее проявились.

Франция, как и Великобритания, настаивают на большей поддержке другими участниками НАТО военных налетов на Ливию. Чтобы избежать жертв среди мирного населения при воздушных налетах НАТО, нужны иные самолеты – те, которые есть на вооружении у США. Их и запрашивал в своем выступлении генеральный секретарь НАТО Расмуссен. Германский министр иностранных дел Гидо Вестервелле заявил, выступая перед коллегами: "Самым лучшим было бы если бы диктатор Каддафи сослужил бы своему народу последнюю службу, а именно – ушел бы в отставку и предоставил бы своему народу возможность строить мирное, демократическое будущее".

Впрочем, этого пока не ожидает никто из участников совещания в Берлине.

Сегодня – второй день берлинской встречи. Но пока мировое сообщество вырабатывает общий подход к операции в Ливии, там продолжаются боевые столкновения между силами Муамара Каддафи и повстанцами. Продолжаются и воздушные удары сил коалиции.

Сообщается, что силы Каддафи подвергли артиллерийскому обстрелу порт в городе Мисурата – единственном крупном населенном пункте на западе страны, остающемся под контролем повстанцев. Сообщается о 23 погибших при обстреле. Независимого подтверждения этим данным нет. Порт Мисураты, несколько недель находящейся в осаде, – единственная возможность сообщения города с внешним миром.

Приходит информация и об авиаударах коалиции в районе столицы страны Триполи. НАТО заявляет, что ему нужны дополнительные самолеты для операции в Ливии. Сейчас там используется авиация лишь нескольких стран-участниц Альянса, среди которых Франция, Великобритания, Канада. На встрече в Берлине, однако, предложений выделить дополнительные воздушные силы не прозвучало.