Экс-командир "Азова": "Абсолютно героические операции, об этом можно снимать фильмы"

Your browser doesn’t support HTML5

Экс-командир "Азова" рассказывает о попытках спасти военных с "Азовстали"

Экс-командир полка "Азов" Максим Жорин в разговоре с Настоящим Временем подтвердил, что Киев предпринимал "несколько" попыток спасти военных, которые более 70 дней держали оборону на "Азовстали". И в том числе посылал им на помощь вертолеты, которые доставляли продукты и вывозили раненых. "Происходили абсолютно героические операции, я думаю, что когда-нибудь об этом всем можно будет снимать фильмы и писать книги", – заметил он.

Также Жорин призвал не верить заявлениям представителей "ДНР" в том числе о том, что сдавшихся в плен военных с "Азовстали" ждет трибунал в этом сепаратистском образовании. "Не рекомендую слепо слушать и доверять всем комментариям, которые летят из так называемой "ДНР", потому что их слова чаще всего не имеют никакого отношения к реальной жизни", – подчеркнул Жорин.

Полк "Азов" – крайне правая добровольческая группа, входящая в состав Национальной гвардии Украины. "Азов" возник в 2014-м, когда Россия начала военные действия на Донбассе. Полк поддерживает националистическую идеологию, но многие сторонники считают его патриотической и эффективной частью сил обороны страны. Военные "Азова" в Мариуполе вместе с пограничниками и бойцами территориальной обороны более 70 дней держали оборону на заводе "Азовсталь", но в итоге были вынуждены сдаться в плен – после приказа из Киева.

– Прежде всего хочу спросить, как вы смотрите на то, что происходило с выводом бойцов с "Азовстали"? На ваш личный взгляд, это все-таки плен или эвакуация?

– Мы должны говорить немножко шире об этой операции. Во-первых, она до сих пор продолжается, это очень важно. Также крайне важен здесь момент того, что сейчас мы пока что не можем говорить и комментировать абсолютно все нюансы этой операции для того, чтобы не навредить ей. Потому что многих особых деталей, особых нюансов всего того, что сейчас происходит, мы пока сказать не можем. И крайне важно сохранить эту всю договоренность, всю процедуру, которая на данный момент есть, для того чтобы не навредить, потому что даже от комментариев могут зависеть сегодня жизни и судьбы людей.

Your browser doesn’t support HTML5

На кого обменяют военных из "Азовстали" – и какими могут быть условия этого обмена

На данный момент с территории "Азовстали" выведен абсолютно весь гарнизон: и раненые, и целые бойцы – абсолютно все на данный момент оттуда выведены. Дальше будет продолжаться операция по их обмену и возвращению. Единственное, что хочу сказать: не рекомендую слепо слушать и доверять всем комментариям, которые летят из так называемой "ДНР", потому что их слова чаще всего не имеют никакого отношения к реальной жизни.

– Можно предположить, что эти люди тоже преследуют какие-то свои цели. Скажите, можете ли вы рассказать, в тот момент, когда у вас была последняя связь с кем-то из бойцов, и люди знали, что они будут выходить, с какими чувствами они это делали? Это было действительно долгожданное событие, или некоторая неуверенность в том, что будет ждать после выхода с территории завода, тоже была?

– Связь у меня с ними была абсолютно до последнего момента, до выхода последнего человека с территории "Азовстали". Вы должны понимать, что это не сдача в плен, это не захват этих людей. Эти люди остались непобедимы, они выполнили полностью задачу, которая на них возлагалась, они нанесли максимальный урон наибольшей группировке, которая находилась на территории Украины. Они выполнили эту задачу, а также выполнили следующий приказ по выходу с территории "Азовстали" – для того чтобы сохранить максимально живыми и не ранеными тех, кто был на тот момент.

Your browser doesn’t support HTML5

"Никакие они не герои! Российская пропаганда искажает информацию о том, как военные с "Азовстали" сдались в плен. Вот как это делается

Поэтому все, кого вы увидите на видео, которые выходят, особенно что касается "азовцев", то вы увидите в их глазах и прочитаете, что эти люди не боятся противника, они не сдаются в плен. Они продолжают бороться и выполняют приказ на данный момент.

И с уверенностью могу вам сказать, что весь информационный бред, который несется из некоторых российских СМИ, из СМИ и заявлений так называемой "ДНР", 99% из этого – это выдуманные абсолютно истории, которые не имеют никакого отношения к реальному процессу. Реальный процесс заключается в том, что сейчас происходит операция по выводу оттуда всего гарнизона. А также сейчас будет очень важный ответственный момент по возвращению их на территорию Украины.

– Вы знаете, где сейчас находятся ваши побратимы? Они в так называемой "ДНР"? Или их увезли?

– Да, они на неподконтрольной Украине территории, в так называемом "ДНР".


– А что с командиром, вы знаете, он содержится вместе со всеми остальными?

– Он вместе со всеми находится, абсолютно весь гарнизон находится в одном месте. И "Азов", и другие подразделения, и командиры всех этих подразделений – все находятся в одном месте.

– Понимаю, что мы не можем говорить о том, что происходит сейчас, чтобы не навредить. Но, надеюсь, вы сможете нам немного рассказать о том, что происходило, пока бойцы продолжали держать оборону. Появляются разные рассказы о том, что были спецоперации с участием вертолетов, которые сбрасывали гуманитарную помощь и еду (об этом еще в апреле сообщал советник Зеленского Алексей Арестович). Говорят о том, что некоторые из этих вертолетов были сбиты. Я читала, как сам Зеленский рассказывал о том, что в Мариуполе погибло много, до 90% принимавших участие в операции, украинских летчиков. Это летчики, которые пытались помогать тем, кто находился на "Азовстали"? Если вы можете поделиться чем-то, что не повредит людям, мы будем очень благодарны.

– Да, за все время нахождения в полном окружении мариупольского гарнизона, пока они вели абсолютно героические, какие-то сумасшедшие бои и разбивали превосходящие силы [противника] каждый день, это продолжалось каждый день, мы со своей стороны занимались тем, что пытались облегчить им этот момент и прийти им на помощь, насколько это возможно.

Я могу подтвердить то, что да, действительно, было несколько полетов на вертолетах. На которых не только обеспечение доставляли в Мариуполь, но в том числе и подкрепление туда прибывало на вертолетах. На этих же вертолетах мы оттуда забирали раненых и вывозили их на подконтрольную территорию Украины. Таких операций было несколько. Практически все они были успешны. Но, к сожалению, некоторые из вертолетов, особенно в последних полетах, были сбиты, и там погибли люди.

Помимо вертолетов также были отдельные операции по отвлечению сил и отведению внимания от Мариуполя. Это были отвлекающие удары группировками со стороны Запорожской области, рейды, которые проводились для того, чтобы облегчить нагрузку, чтобы артиллерия и авиация меньше били по Мариуполю, и растягивали их силы. Все эти операции продолжались абсолютно все время нахождения в полном окружении мариупольского гарнизона.

– До последних дней?

– Абсолютно до последних дней. Единственное – вертолеты в последние дни уже летать не могли, потому что все возможные коридоры воздушные уже были перекрыты, и это было в прямом смысле слова уже самоубийством без каких-либо перспектив выполнить эту задачу. Поэтому, безусловно, на глупую смерть никого уже туда не отправляли, и в последние дни такой возможности не было.

Но пока был хотя бы один шанс это сделать – мы это делали, в том числе непосредственно мы, "Азов-Киев", в этом всем принимали непосредственное участие, отправляли своих людей туда на подкрепление и формировали передачи с боеприпасами в Мариуполь. Все эти абсолютно героические операции происходили. Я думаю, что когда-нибудь об этом всем можно будет снимать фильмы и писать книги.

– Максим, знаете ли вы и следите ли вы за тем, что происходит сейчас на территории оставленной "Азовстали"? По информации от российского министерства обороны, сейчас начинается разминирование.

– Да, скорее всего, так и есть. Но это больше связано с тем, что подразделения, которые там находятся, боятся ходить по территории "Азовстали". Там не столько заминировано, сколько у них есть страх в принципе передвигаться по этой территории, ведь она в целом очень много принесла ужаса и страха для российской армии и для армий так называемых "ДНР".

Поэтому они там пытаются "разминировать", взрывать абсолютно все, где хотят пройти. Но, безусловно, там нет столько мин, безусловно, там нет никаких ловушек и засад, потому что оттуда спокойно абсолютно в спокойной манере выходил украинский гарнизон. Поэтому они там действительно пытаются подрывать все дороги, проходы и все остальное, для того чтобы, я так понимаю, быть спокойными в этом плане, это правда.

Также могу сказать, что еще отдельно проходит процесс по эвакуации оттуда тел погибших, потому что там также находятся тела героев, которые защищали Мариуполь. Это тоже будет отдельная операция по их вывозу оттуда.

– Вы можете сказать, сколько там тел погибших бойцов?

– Несколько сотен.

Your browser doesn’t support HTML5

На кого обменяют военных из "Азовстали" – и какими могут быть условия этого обмена

– Что дальше будет с "Азовом", учитывая, что сейчас часть ваших побратимов не с вами? Как дальше вы будете функционировать? Война продолжается.

– Огромной ошибкой Путина и российской армии было верить в то, что "Азов" можно было просто так победить. Ровно с первого дня полномасштабной войны в Украине стал не один "Азов": их стало много по всей стране. В том числе один из самых больших – это "Азов-Киев", непосредственно в котором я сейчас, в Запорожской области, из которой мы выполняем боевые задачи.

"Азов" – это уже не просто подразделение, "Азов" – это фактор, который появился в Украине, который будет существовать и защищать эту страну. Мы удержим то настроение, тот характер, который задал в Мариуполе "Азов". И будем дальше продолжать защищать свою страну и вернем своих побратимов. Рано или поздно мы с ними встретимся, я в этом абсолютно уверен, в том числе и свою территорию мы тоже вернем.