Опубликованы тайные дневники шофера, работавшего на бывшее правительство. В своей машине он перевозил сумки и чемоданы, набитые долларами, – взятки от бизнесменов на сумму $160 млн. По делу задержано больше десятка человек. Среди возможных обвиняемых – экс-президент страны Кристина Киршнер. В Аргентине разгорается коррупционный блокбастер, спасительный для нынешнего лидера страны Маурисио Макри.
Детективное реалити-шоу началось 1 августа. Проправительственная газета La Nación опубликовала большое журналистское расследование под названием "Тетради взяток: загадочная коробка, которая скрывала подробный дневник коррупции К". Одновременно начались задержания.
"К" – это супруги Киршнеры, руководившие Аргентиной с 2003-го по 2015 год. Нестор Киршнер был президентом один срок. В 2007 году из-за проблем со здоровьем он не стал переизбираться и выдвинул кандидатуру своей супруги Кристины, бывшей в тот момент сенатором. В 2010-м Нестор Киршнер умер. Годом позже его вдова вновь выиграла президентские выборы. Конституция Аргентины не разрешает править страной больше двух сроков подряд. Поэтому в 2015-м Кристина Киршнер не могла баллотироваться и вынуждена была уступить президентское кресло своему главному политическому противнику – Маурисио Макри.
"8 января этого года в Буэнос-Айресе стояла жара. Было 13:38, когда в мои руки попала коробка с тетрадями, в которых настолько детально были описаны коррупционные махинации, что температура подскочила до невыносимого уровня", – так начиналось журналистское расследование Диего Кабота в газете La Nación.
Картонную коробку с записями ему притащил сосед – 73-летний бывший полицейский Хорхе Басигалупо. Больше года назад он получил ее на хранение от близкого друга – и в прошлом шофера Оскара Сентено. Он просил Басигалупо не открывать коробку, но тот не удержался.
Журналист Кабота внимательно изучил восемь исписанных от руки тетрадей и понял, что это дневник, который шофер вел десять лет – с 2005-го по 2015-й. И здесь начинается невероятное. Сентено, которого знакомые описывают как человека неразговорчивого и не особо умного, идеально грамотно, почему-то разборчиво и необыкновенно детально фиксировал события каждого рабочего дня.
Подсчитал и взвесил
Шофер Оскар Сентено возил Роберто Баратту – заместителя министра федерального планирования. Вот, например, запись за 11 августа 2010 года:
19:20 Из министерства я отвез шефа в его квартиру. Еще с нами был Нельсон Ласарте (секретарь замминистра). Шеф позвонил Эрнану Гомесу (сотруднику министерства планирования), чтобы он ждал его у подъезда. Эрнан унес сумку с деньгами. Шеф поднялся в свою квартиру, спустился с другой сумкой с деньгами, сел в машину, и мы поехали в "Кинту де Оливос" (резиденция главы государства), где шеф и Нельсон пошли разговаривать с Нестором Киршнером, а я остался ждать в машине с сумками. Я подсчитал деньги. Они были расфасованы по $100 000. В одной сумке было $800 000, а в другой – $700 000… Шеф вынул сумки и отдал их Даниэлю Муньосу (секретарь президента), который сел в другую машину. Потом у Баратты была встреча с Нестором Киршнером, после нее я отвез шефа домой".
Если верить дневнику, шофер пользовался каким-то невероятным доверием своего начальства и вел жизнь голливудского секретного агента. Он не только каждый раз пересчитывал многотысячные взятки, но и взвешивал сумки с долларами, а также был в курсе секретных переговоров и детально конспектировал все маршруты. Общая сумма перевезенных денег – не меньше $160 млн наличными.
Судя по записям Сентено, аргентинские бизнесмены (их имена и фамилии тоже указаны в дневниках) за контракты давали взятки президентам Киршнерам. Посредниками были министр федерального планирования Хулио де Видо и его подчиненные. Доллары доставляли в президентскую резиденцию или в квартиру Киршнеров в Буэнос-Айресе. Вместе с дневниками шофер хранил чек на покупку сумок. По словам Басигалупо, передавшего репортеру тетради, его друг стал вести подробный дневник, чтобы в будущем шантажировать своего шефа, если тот решит его уволить.
Костер графомана
Придя к власти в конце 2015 года, президент Маурисио Макри расформировал министерство федерального планирования. Уволенный Сентено публиковать свои записи не стал и хранил их дома, в шкафу. В какой-то момент шофер стал подозревать, что его бывшая жена знает о тетрадях, поэтому мужчина и отдал коробку на хранение другу. К журналисту материалы попали без согласия Сентено. Он был не в курсе, что репортер Кабот в апреле передал всю информацию прокурору Карлосу Сторнелли, который и завел уголовное дело.
Шофер стал первым, кого задержала полиция. Ему предложили сотрудничать со следствием или стать обвиняемым в многолетнем покрывательстве коррупции. Прокурор требовал от Сентено оригиналы дневников. Выяснилось, что обыски, аресты и допросы все это время проводились на основе фотокопий. Никаких других улик на руках у следователей не было. В ночь на 4 августа шофер неожиданно вспомнил, что все восемь тетрадей он забрал обратно в мае и тогда же без свидетелей сжег их на заднем дворе своего дома.
Но это нисколько не смутило прокурора. Следствие не сомневается, что вся информация из фотокопий – чистая правда. Следствие считает Сентено заядлым графоманом, то есть человеком, патологически стремящимся записывать все подробности. В качестве доказательства почему-то предъявляют два обнаруженных у шофера списка, в которых перечислены имена и даты рождения его 15 детей и 19 внуков.
Всего по делу полиция задержала 17 человек, двое из которых согласились сотрудничать со следствием и были отпущены. В понедельник утром в кабинет к судье Клаудио Бонадио неожиданно пришел двоюродный брат президента Макри – предприниматель Анжело Калкатерра. Он признался, что несколько раз давал взятки Киршнерам и обещал предоставить всю необходимую информацию. Допросят и бывшую главу государства Кристину Киршнер. Прокурор добивается от парламента (сейчас Киршнер сенатор и обладает депутатской неприкосновенностью) разрешения на обыск двух ее квартир, дома и рабочего кабинета.
Шофера еще в выходные отпустили на свободу, присвоив ему статус особо ценного свидетеля. Это значит, что власти уже предоставили Оскару Сентено и его семье новые документы на другие имена, охрану и дом в безопасном месте.
Спасительный скандал
Аргентина годами живет в режиме перманентных политических скандалов и громких разоблачений. Офшоры, взятки, наркотики, нераскрытые убийства. Правительство и оппозиция выдвигают друг против друга самые разные обвинения, порой просто абсурдные. Но смысл тут не в поиске истины, а в том, кто кого перекричит и завладеет вниманием аргентинцев. Сила в сюжете и медийных ресурсах. Скандал разжигается для того, чтобы отвлечь внимание от собственных провалов.
История с тетрадями появилась ровно в тот момент, когда в суд передали два крайне неприятных для президента Макри и его команды коррупционных дела. В их основу тоже легло журналистское расследование. Оппозиционное издание El Destape несколько недель назад рассказало о том, как правящая коалиция Cambiemos собирала средства в провинции Буэнос-Айрес на президентскую кампанию 2015-го и на парламентскую 2017 года.
Журналисты выяснили, что как минимум тысяча человек, которые по документам перечисляли пожертвования в партийную кассу, никогда этого не делали. Чаще всего речь идет о малоимущих гражданах, живущих на пособия. Издание предполагает, что их личные данные были незаконно внесены в финансовую отчетность. Журналистам удалось пообщаться с несколькими пострадавшими, которые подтвердили, что никогда в жизни не перечисляли в партийный фонд ни песо. И готовы подтвердить свои слова в суде.
Расследование начали по запросам депутатов от оппозиции. Те считают, что речь идет о преступном сговоре, незаконном использовании личных данных, фальсификации документов и отмывании денег. Пока нет ни одного задержанного. Проправительственные СМИ не заинтересовались этой историей. Губернатор провинции Буэнос-Айрес от правящей коалиции Cambiemos Мария Еухения Видаль игнорировала разгоравшийся скандал до последнего. В итоге она, как и президент Макри, вынуждена была прокомментировать обвинения, уволить главного бухгалтера и начать внутреннее расследование. Через сутки после этого появились спасительные шоферские фотокопии. Прокурор Сторнелли и судья Клаудио Бонадио выбрали для этого идеальный момент.