"Без экспорта по морю у сельского хозяйства Украины призрачные шансы дожить до следующего года". Экономический эксперт о встрече в Стамбуле

Your browser doesn’t support HTML5

"Сейчас у нас такая ситуация довольно патовая. Много зерна осталось в Украине с урожая прошлого года. Сейчас у нас уже зерно нового сезона идет на склады. И мы соберем достаточно много зерна в этом году. Морская торговля нам необходима"

Сегодня в Стамбуле делегации Украины, Турции, России и ООН обсудят возобновление экспорта украинского зерна по Черному морю. Пшеницу и кукурузу перестали вывозить из украинских портов после нападения на страну армии РФ. Часть портов оккупировали российские военные. Другие, как, например, порт Одессы, крупнейший в Украине, заминированы. Предыдущий тур российско-украинских переговоров по зерну фактически провалился. Россия тогда в обмен на разблокировку портов требовала смягчить введенные против нее после начала войны санкции.

Будущее стамбульских переговоров в эфире Настоящего Времени прокомментировал Олег Нивьевский, профессор Киевской школы экономики и эксперт по земельным вопросам.

– Что вы ждете от переговоров в Стамбуле?

– Я надеюсь, что переговоры будут успешными. Разговор об этом ведется фактически с первых дней войны. Это нам необходимо.

– Успешными это какими? Что будет успехом?

– Успехом будет то, что зерно все-таки начнут снова экспортировать из наших портов. Это касается в основном портов большой Одессы, это наши основные ворота в морской торговле. Сейчас у нас такая ситуация довольно патовая. Много зерна осталось в Украине с урожая прошлого года. Сейчас у нас уже зерно нового сезона идет на склады. И мы соберем достаточно много зерна в этом году. Морская торговля нам необходима. Без экспорта по морю у сельского хозяйства Украины довольно призрачные шансы дожить до следующего года.

Цены на зерно внутри страны низкие. Прибыль не покрывает затраты, которые несут сельхозпроизводители. Экспорт в данном случае – это спасение. Если мы посмотрим даже на мировые цены, они сейчас даже пошли вверх после небольшого спада. Цены в Украине на 30%-50% ниже, чем были до войны. Этого недостаточно, чтобы поддержать сельское хозяйство на хорошем уровне.


– Если я правильно помню, приток валюты в Украину до войны зависел от экспорта металлов и от зерна. То есть это колоссально важная для страны отрасль.

– Первое место было у сельского хозяйства. Больше 40% валютной выручки. Это был экспортный локомотив всей экономики до войны.

– Если договорятся, вывозить зерно, скорее всего, будут частные суда. Насколько им будет сложно получить страховку для выхода из порта?

– Это будет дорого, дороже, нежели в нормальных условиях. Все будет ложиться на плечи сельхозпроизводителей, то есть они будут получать меньшую цену, нежели могли бы получить, если бы не было войны. Но это намного лучше, нежели вообще не вывозить зерно через морские порты. Сейчас то, что мы вывозим, это вообще недостаточно. Железной дорогой или портами через Дунай. Это 20% того, что нужно вывезти, от того, что мы вывозили до войны. Поэтому без морских портов аграрным производителям сложно будет в следующем году.

– Взамен чего Россия может пойти на это? Что попросит взамен и от кого?

– Будут давить на смягчение санкции, конечно. Мы это уже слышали месяц назад.

– Бизнесменам, которые владеют судами, вообще будет интересно ввязываться в эти проблемы, или для них слишком высоки риски?

– Есть спрос на эти услуги, будет и предложение. Весь фрахтовый рынок делится на белый, серый, черный. Всюду есть достаточно предложения, чтобы осилить спрос, который есть на данном этапе. Предложения будут, я даже не сомневаюсь.