Бывший лидер Приднестровья Евгений Шевчук сбежал из Тирасполя в Кишинев

Бывший лидер приднестровского региона Евгений Шевчук скрывается в Кишиневе, так как, по его словам, на левом берегу Днестра его жизнь находится в опасности. В Тирасполе Шевчука лишили иммунитета депутата Верховного совета, он является фигурантом пяти уголовных дел. Официальный Кишинев пока не прокомментировал бегство бывшего главы непризнанной республики.

На своей странице в Facebook бывший глава Приднестровья подтвердил, что находится на правом берегу Днестра – после того, как законодательный орган непризнанной республики в среду лишил его депутатского иммунитета. Против Шевчука возбуждено несколько уголовных дел, в том числе, по обвинению в хищениях.

Евгений Шевчук отрицает, что покинул территорию Приднестровья на лодке, как это утверждают в Тирасполе. Он сообщил, что приехал на правый берег на такси, спасаясь от преследований влиятельного приднестровского олигарха, который его «заказал».

Официальный Кишинев пока не подтвердил присутствие бывшего лидера Приднестровского региона на правом берегу Днестра, ссылаясь на отсутствие таможенного и пограничного контроля. В социальных сетях, однако, обсуждают информацию о том, что Шевчука видели в среду вечером на одной из центральных улиц Кишинева, где у него, якобы, имеется дом.

В среду, после того, как приднестровский Верховный совет снял неприкосновенность с Шевчука, представители региональной администрации заявили, что бывший лидер Приднестровья обвиняется в хищениях средств из Стабилизационного фонда (который был создан по распоряжению самого Шевчука), с целью приобретения квартир и автомобилей класса люкс – как для себя, так и для своей супруги Нины Штански, которая занимала пост главы внешнеполитического ведомства непризнанной ПМР.

Со своей стороны, Шевчук заявляет, что стал жертвой сведения счетов в борьбе с политическими оппонентами. Он не присутствовал в среду на заседании Верховного совета, на котором его лишили иммунитета.

По мнению аналитиков, лишение иммунитета Шевчука, его уголовное преследование, а также бегство из Приднестровья связаны с борьбой бывшего лидера региона и нынешнего главы непризнанной республики Вадима Красносельского, а кроме того, регион сталкивается с серьезными экономическими и финансовыми проблемами. Вместе с тем, пока неясно, знает ли Кремль о том, что против Шевчука открыты несколько уголовных дел. Российская Федерация, как известно, оказывает финансовую поддержку сепаратистскому региону с момента его создания.

Недавно Тирасполю пришлось прибегнуть к 30-процентной девальвации местной валюты – приднестровского рубля. Представители администрации региона заявили, что обесценивание продиктовано «огромной эмиссией», превышающей миллиард приднестровских рублей – порядка 50% всей денежной массы, находящейся в обращении. Эмиссия была проведена в прошлом году тайно бывшим руководством местного центробанка, когда исполнительную власть региона контролировал Шевчук. Эмиссию использовали для погашения задолженностей по пенсиям и зарплатам, как уточнили представители тираспольской администрации, без учета последствий на краткосрочный и долгосрочный период.

Тирасполь также говорит, что девальвация приднестровского рубля произошла, в том числе, и на фоне снижения объемов закупок электроэнергии правобережной Молдовой. Сначала Кишинев полностью отказался от поставок Молдавской ГРЭС, предпочтя украинских экспортеров, однако, затем, в начале лета возобновил действие контракта на покупку приднестровской электроэнергии, сославшись на соображения экономического порядка. Секретариат Энергетического сообщества, который помогает Молдове интегрировать энергосистему с европейской, раскритиковал это решение, назвав его непрозрачным.

Возможно ли сотрудничество между Кишиневом и Тирасполем в вопросе, связанном с Евгением Шевчуком, учитывая отношения действующего молдавского президента Игоря Додона с главой приднестровского региона Вадимом Красносельским? Журналист и политический аналитик Эрнест Варданян смотрит на это скептически:

«Если г-н Шевчук действительно находится на конституционной территории Республики Молдова, я не вижу никаких шансов на то, что он останется на территории Республики Молдова. Потому что даже если из Москвы поступит какая-та просьба к Додону не организовывать никаких преследований, я не думаю, что ради Шевчука г-н Додон пожертвует процессом урегулирования, только-только наметившимся между ним и Красносельским».

На чем основаны предположения о том, что из Москвы может поступить такая просьба? «Я помню из публикаций российских СМИ, в которых г-н Рогозин [российский вице-премьер Дмитрий Рогозин] сразу после победы Красносельского призвал его не начинать никаких уголовных преследований в отношении Шевчука, чтобы не допустить дестабилизацию региона», - говорит Варданян.

Директор правозащитной организации Promolex Ион Маноле, в свою очередь, считает, что, по идее, у Кишинева просто нет причин задерживать жителя Приднестровского региона, и неважно, какой у него социальный статус, пусть даже это и бывший высокопоставленный чиновник, так же у Кишинева нет причин мешать ему покинуть территорию Республики Молдова – в том случае, если он не фигурирует в каком-либо уголовном деле, открытом конституционными органами: «Нет правовых оснований для того, чтобы конституционные власти пошли на такое предложение. Разве что на имя Шевчука возбуждено уголовное дело конституционными правоохранительными органами, но лично мне ничего об этом не известно».

Теплые, на первый взгляд, отношения между пророссийским президентом Республики Молдова Игорем Додоном и главой Приднестровья Вадимом Красносельским накалились после очередного визита молдавского президента в Москву. Там Додон заявил, что Приднестровье не платит за газ и разворовывает деньги, полученные из России. В ответной реплике Красносельский посоветовал Додону «не вмешиваться в отношения между Тирасполем и Москвой», и заявил, что после российского аудита в регионе, который завершится 1 июля, «станет ясно, кто, кому и сколько должен».