После объявления мобилизации Россию покинули больше 260 тысяч человек, пишет "Новая газета. Европа" со ссылкой на собственный источник в администрации президента России. По его словам, в Кремле с середины прошлой недели начали обсуждать закрытие границ для мужчин призывного возраста. Пока же, пусть и с ограничениями, но потенциальных рекрутов из страны выпускают. Корреспонденты Настоящего Времени в Грузии, Казахстане и Кыргызстане побывали на границах с Россией, поговорили с бежавшими от мобилизации россиянами и с теми, кто им помогает.
Грузия
Одно направление для бегущих от мобилизации – Грузия. Там одна из самых больших очередей на границе. Люди стоят в пробках по 30-40 часов. При этом выехать могут не все. На российском КПП некоторым вручают повестки в армию, а на грузинском могут развернуть за нежелательную символику или за отказ признавать Крым частью Украины, а Абхазию и Южную Осетию – Грузии. Корреспонденты Настоящего Времени съездили на границу и поговорили с людьми.
Your browser doesn’t support HTML5
"Не хочу быть соучастником преступления. Я полагаю, что я в первой очереди по призыву. И знакомых уже призывали, и тех, кто старше, и тех, кто младше меня. То есть это рулетка. И я не хотел давать даже 1% шанса на то, что я могу как-то в этом участвовать", – говорит житель Москвы Илья.
Несколько дней назад Илья женился. Еще недавно супруги планировали отправиться в свадебное путешествие, но теперь Илья затрудняется даже сказать, когда снова сможет увидеть жену. Из-за большого количества машин, которые скопились у границы, власти Северной Осетии ввели ограничения для автомобильного движения. Пробка перед российским КПП "Верхний Ларс" в эти дни растягивается до 15, а то и 20 км. Чтобы не стоять в очереди, люди покупают самокаты и велосипеды – и таким образом добираются до Грузии.
Те, кто едет на машинах, стоят в очереди в лучшем случае сутки. И это если очень повезет. Движение из Грузии в направлении России сравнительно свободно. Пробки только у самого КПП, и то в большей степени из-за трейлеров. Российские граждане, которые возвращаются в Россию, в целом менее разговорчивы. Хотя некоторые даже признаются, что готовы поехать воевать в Украину.
В социальных сетях и мессенджерах россияне сообщают, что грузинские пограничники в целом пропускают людей в страну свободно. Но при этом российским гражданам все же иногда приходится отвечать на вопросы грузинской стороны, считают ли они аннексированный Крым Украиной, а оккупированные Абхазию и Цхинвальский регион – Грузией. В случае отрицательного ответа визитерам отказывают во въезде. Также основаниями для отказа служат регистрация и получение документов в Крыму после 2014 года, посещение Абхазии и Южной Осетии без ведома Тбилиси, наклейки и надписи на автомобилях и одежде с латинскими буквами Z и V, ставшими символами российского вторжения в Украину, а также георгиевские ленточки. Сколько всего россиян смогли заехать в Грузию после объявления "частичной мобилизации" – неизвестно. Официальные данные пока не озвучивались.
Казахстан
Многокилометровые пробки есть и на границе России и Казахстана. Тысячи людей пытаются выехать из РФ. Из-за наплыва иностранцев в приграничных казахстанских городах резко вырос спрос на арендное жилье. И найти квартиру становится все сложнее. В Уральске бежавшим от мобилизации людям решил помочь кинотеатр. Он приютил сотни российских граждан, которые въехали на территорию страны.
Your browser doesn’t support HTML5
Директор кинотеатра Дилара Мухамбетова опубликовала на странице в социальной сети видеообращение с предложением разместить в помещении бежавших из РФ. И оно тут же стало вирусным. В кинотеатр Уральска потянулись иностранцы. Для них переоборудовали залы. Люди засыпали прямо в креслах и на полу.
"Ехали мы около семи часов. На границе мы также решили пешком пройти это все. Семь часов пешком стояли и на границе. Машины очень сложно проезжают, на машине это было бы в три раза дольше. Семь часов пешком, семь часов на границе, и как бы вот – путь привел нас в этот город", – говорит Виктор Валеев.
Вот уже несколько дней в Уральск прибывают сотни мужчин призывного возраста. Предложения на рынке арендного жилья уже исчерпаны. Найти свободную квартиру даже по завышенной цене почти невозможно.
"Мы приехали без валюты, без понимания, что делать дальше. А здесь, в этом месте очень добрые, замечательные люди. Не просто нас накормили и согрели добрым словом, но и подсказали, что делать дальше. То есть это нам очень помогло", – рассказал Данис Сайфутдинов.
На автомобильных и железнодорожных вокзалах россиян встречают волонтеры, которые организовали подвоз горячего питания. Кинотеатр все так же предоставляет места для ночлега.
Как быть дальше, российские релоканты не знают. Одни пока планируют освоиться в Уральске. Другие просматривают маршруты в дальнее зарубежье. Но еще неделю назад эти люди не думали об эмиграции. Решение покинуть свою страну было спонтанным и спешным.
К гражданам России, бегущим от мобилизации, в Казахстане относятся по-разному. Есть недовольные массовым наплывом иностранцев, звучат даже призывы закрыть государственную границу. А есть и те, кто просто помогает людям. Вне зависимости от их политических взглядов. По словам Дилары, кинотеатр уже принял несколько сотен релокантов. В таком режиме они планируют поработать еще несколько дней: чтобы приезжие могли отдышаться и понять, что им делать дальше.
Кыргызстан
В Кыргызстане из-за наплыва граждан России тоже наблюдается ажиотаж на рынке аренды недвижимости. В Бишкеке практически не осталось свободных гостиниц, с трудом можно снять квартиру. Цены растут последние четыре дня. Люди бронируют все свободные места в столице, Оше и даже на побережье Иссык-Куля.
Your browser doesn’t support HTML5
За полгода в Кыргызстане Никита адаптировался. Первый раз летел в Бишкек еще в феврале. Тогда о стране он не знал ничего. На месте помогали простые люди: таксисты, продавцы. В сентябре поехал в Россию делать визу в Европу.
"Как только я визу получил, сразу же началась мобилизация. И я по протоптанной дорожке пошел, сразу же взял билет в Бишкек, прилетел. Я понимаю, что ситуация может затянуться надолго, и придется ездить по миру десятки лет, но я планирую вернуться в Россию, мне нравится там жить", – говорит он.
Десятки молодых людей, целые семьи с детьми, кто-то с животными – самолет в Бишкек был полностью забит, вспоминает наш собеседник. Он просит не называть его имя и город, откуда он прилетел из России. Там остались родные, неизвестно, как и когда получится их забрать. В Кыргызстане отдыхали летом, поэтому в прошлую пятницу долго не думал, куда именно покупать билет.
"Трудно бросать все то, чем ты много лет занимался. Пытался, строил жизнь, перспективы какие-то, и вот так вот разом бросить все – это очень тяжело. Но государство не оставляет нам выбора. Поэтому в той ситуации, в которой находится сейчас Россия, я для себя не вижу смысла там находиться. Там два выбора: либо тюрьма, либо война. Все", – говорит он.
Со дня объявления в России "частичной мобилизации" телефон трехзвездочного отеля Rixon в Бишкеке не смолкает. Если раньше было около 60 звонков в день, сегодня их не меньше двухсот. В последние дни разговоры очень короткие:" Простите, свободных мест нет".
"Номера не можем предоставить, в наличии свободных нет ориентировочно до 4 октября. С коллегами своими пообщался, которые тоже в данном бизнесе работают, у них примерно такая же проблема – номерной фонд отсутствует", – рассказывает управляющий отеля Эмиль Замирбек уулу.
Владельцы гостиниц уже отключают объявления на зарубежных сервисах, все свободные номера выкупают онлайн за считанные часы. Цены растут, но спрос это не уменьшает. Все меньше остается объявлений и об аренде квартир.
"Я встречаю гостей в аэропорту, я вижу эти опустошенные лица, которые просто стоят и пытаются что-то найти, какую-то недвижимость, как-то уехать. Чем отличаются сентябрьские релоканты от мартовских? Тем, что в марте это были хипстеры, айтишники, это был Питер и Москва. Сейчас уезжают, бегут, я не знаю, как это правильно сказать, все, у кого есть такая возможность", – рассказывает владелец гостиницы Lavitor Геннадий Войтенко.
Некоторые россияне уже летят или едут на побережье озера Иссык-Куль. Схожая ситуация и в южной столице Кыргызстана – Оше. В соцсетях и мессенджерах пишут, что свободных мест в гостиницах, отелях и хостелах все меньше.