В сентябре 2022 года украинская армия освободила всю Харьковскую область, в том числе город Изюм, который особенно сильно пострадал во время боев и оккупации. Сразу после деоккупации в городе было найдено массовое захоронение тех, кто погиб во время оккупации, откуда тела были эксгумированы и увезены на экспертизу. Но хотя с тех пор прошло уже несколько недель, многие жители Изюма до сих пор не знают, были ли в этой могиле их пропавшие родственники: далеко не все личности погибших установлены.
В Изюме сейчас открыта мобильная ДНК-лаборатория, которую Украине передала Франция. В нее можно прийти и сдать анализ ДНК: часто только по нему опознают останки тех, кто похоронен в братских могилах или чьи тела были найдены в развалинах в городе. Очередь у лаборатории выстраивается каждый день с раннего утра. У каждого, кто в ней стоит, своя трагическая история.
У отца Надежды Ивановой случился инфаркт, когда российские войска штурмовали город. Мужчину увезли в больницу, которую разбомбили. Где погиб ее отец, Надежда не знает.
"Приехала "скорая", забрали его в больницу. Когда зашли танки, мы вывозили ребенка, а отец остался на территории больницы, – рассказывает Надежда. – Попало туда, в больницу, или снаряд, или бомба. Там все смешалось, непонятно, кто, где и что".
Инна Куприянова разыскивает тело отца: он погиб во время бомбардировки, его похоронили во дворе. После деоккупации тело эксгумировали и подписали: "Анатолий Матюшко". Но потом в том же дворе нашли еще одно тело, и отправили его в морг под тем же именем – Матюшко Анатолий.
"Обнаружили еще останки, их подписали тоже Матюшко. Мы не знаем, что делать, – рассказывает Куприянова. – Я пришла сюда, чтобы сдать ДНК и определить... Господи, кого хоронить-то хоть? Кто наш?"
Анатолий Дегтярев ищет пропавшего сына Андрея. Последний раз тот был дома 8 марта. В начале полномасштабного вторжения России Андрей Дегтярев пошел в тероборону, чтобы защищать город. Что с ним произошло далее – отцу неизвестно.
"Я до сих пор не могу найти концов, где же он. Живой он, погиб? Вроде, друзья говорят, погиб", – говорит Анатолий.
Your browser doesn’t support HTML5
Многих погибших в Изюме захоронили в лесу на выезде из города. Анатолию, говорили, что и его сын тоже лежит там. Но так ли это, мужчине неизвестно. Пресс-секретарь прокуратуры Харьковской области Дмитрий Чубенко говорит, что пока около двухсот тел из этой могилы не идентифицированы. Были случаи, когда в некоторых могилах лежало не одно тело, а два и даже три.
Такая же мобильная лаборатория, которая сейчас работает в Изюме, ранее помогала идентифицировать тела погибших в Ирпене и Буче в Киевской области. Там количество тел в братских могилах тоже исчисляется сотнями. Родственников пропавшего человека, которые приходят в лабораторию, сначала обязательно опрашивает следователь: он оформляет документы о том, что человек исчез. Только затем человек идет сдавать образцы биоматериалов – чтобы установить, есть ли в морге человек, которого он разыскивает.