Предоставление макрофинансовой помощи в размере 100 млн евро оказалось под большим вопросом после того, как парламент Республики Молдова решил ввести смешанную систему выборов. «Европейская комиссия рассмотрит закон о смене формулы выборов в Молдове и может принять решение о приостановлении макрофинансовой помощи в полном объеме», – заявил Свободной Европе депутат Европарламента от Румынии Сорин Мойсэ. Он напомнил, что одно из условий состоит в соблюдении рекомендаций Венецианской комиссии. Вообще, для Европарламента ход Кишинева стал большим сюрпризом. Никто не ожидал такого поворота и, по сути, не принимал в расчет вариант приостановления финансирования. Об этом говорит депутат Европейского парламента от Польши Анна Эльжбета Фотыга, которая входит в группу Европейских консерваторов и реформистов.
Свободная Европа: Почему Европарламент счет необходимым обусловить выделение макрофинансовой помощи выполнением рекомендаций Венецианской комиссии?
Your browser doesn’t support HTML5
Анна Эльжбета Фотыга: Европейские депутаты, курирующие международные отношения ЕС, особенно, со странами Восточного партнерства – и особенно с такими странами, как Молдова, которая уже получила статус ассоциированного члена, – крайне обеспокоены развитием событий в Молдове после недавних президентских выборов. Мы считаем, что влияние Российской Федерации здесь нарастает.
Мы не готовы оказывать Молдове финансовую помощь на любых условиях
Считаем, что плюрализм в этих странах крайне важен. Перед голосованием в парламенте я встречалась с очень многими молдавскими политиками, за исключением олигархов…
Свободная Европа: Вы отказались принять г-на Плахотнюка…
Анна Эльжбета Фотыга: Да, но позвольте мне закончить свою мысль. Недавно я встретилась с еврокомиссаром по политике соседства г-ном Ханом, я изложила ему свою точку зрения, которая состоит в том, что ЕС должен объяснить Молдове «красные линии» нашего партнерства.
По моему мнению, направление, в котором движутся перемены в Республике Молдова, крайне опасно! Из-за этих перемен влияние России в Молдове только усиливается. Поэтому крайне важно обусловить предоставление финансовой помощи конкретными требованиями.
Но я не думаю, что внешней экспертной организации, какой является ВК, следует делать какие-либо политические уточнения в отношении Молдовы. Мы, Евросоюз, должны заявить решительно и безоговорочно, что мы не готовы оказывать Молдове финансовую помощь на любых условиях, вне зависимости от развития событий в стране.
Свободная Европа: Вы считаете, что пересмотр избирательной системы преследует именно эту цель – усиление влияния России?
Должна существовать очень четкая грань между политикой и монопольным бизнесом. Поэтому я и отказалась принять г-на Плахотнюка
Анна Эльжбета Фотыга: Думаю, прежде всего, преследовалось устранение оппозиции. Меня лично беспокоит и монополия в СМИ. Моя команда провела мониторинг СМИ, принадлежащих г-ну Плахотнюку, и пришла к выводу, что там нет четкого разграничения между пророссийским дискурсом, присутствием г-на Додона на телеканалах, – и теми, кто декларирует себя проевропейцами, которых представляет г-н Плахотнюк.
Проевропейские партии должны консолидироваться, расширить свое влияние и стать активным фактором продвижения прозападных, проевропейских ценностей.
Свободная Европа: Вы отказались принять г-на Плахотнюка, который, как и другие представители молдавской элиты, просил о встрече. Почему?
Анна Эльжбета Фотыга: Я политик по жизни, и моя публичная позиция всегда была против олигархов. Несмотря на то, что в моей Польше олигархов нет, есть крайне влиятельные люди. С такими людьми я отказывалась встречаться и в Польше.
Думаю, должна существовать очень четкая грань между политикой и монопольным бизнесом, в частности. Поэтому я и отказалась принять г-на Плахотнюка. Поэтому я отказалась встретиться и с г-ном Иванишвили. Когда он был премьером в Грузии, мы виделись в рамках официальных встреч, рабочих совещаний, – но лично никогда не соприкасались.
В Восточной Европе олигархическая система крайне опасна и замысловата, необходимо проявлять большую осторожность.
Свободная Европа: Что вы ответите тем, кто говорит, что, вводя условия, ЕС, по сути, вмешивается во внутренние дела Республики Молдова?
Анна Эльжбета Фотыга: Но мы действительно должны обуславливать свои политические отношения, особенно, если они основываются и на финансовой помощи! Это элементарная ответственность перед европейскими налогоплательщиками, потому что эта помощь выделяется из бюджета.
Мы не хотим разрушить молдавское правительство – и не хотим лишать граждан европейской помощи
Вы знаете, я не разделяю мнение моих более радикальных коллег, я считаю, что страна может действовать в соответствии со своим суверенным правом, и может, в том числе, менять избирательную систему.
Тем не менее, существуют правила, которые мы, европейцы с демократическими традициями, должны доводить, в порядке рекомендаций, до сведения молдавских коллег. Именно это я и делала в рамках встреч с премьером и министром иностранных дел Молдовы.
Разумеется, Кишинев принимает те решения, которые считает необходимым, финансовую помощь мы не намерены отменять. Знаете, когда мы говорим «условия», это звучит немного радикально. Но это не так. Мы не хотим разрушить молдавское правительство – и не хотим лишать граждан европейской помощи.
Мы хотим лишь одного: чтобы Молдова прислушивалась к нашим советам, особенно, с учетом того, что дисбаланс в Молдове представляет серьезную угрозу для страны.