Бернд Фабрициус: «Многие страны запрашивают „красные циркуляры” по политическим мотивам» (ВИДЕО)

Your browser doesn’t support HTML5

Интервью немецкого депутата от ЕНП, докладчика Совета Европы

Доклад Парламентской ассамблеи Совета Европы вводит ограничения на так называемые «красные циркуляры», которые страны могут подавать в Интерпол. «Красный циркуляр» содержит запрос на незамедлительный арест и экстрадицию лиц, подозреваемых в совершении уголовного преступления и находящихся на территории другого государства. Но, как считает докладчик Совета Европы Бернд Фабрициус, многие страны – в том числе, и бывшие советские, включая Республику Молдова – злоупотребляют «красными циркулярами» и используют их для преследования оппонентов и политических противников.

Свободная Европа: Г-н Фабрициус, ПАСЕ одобрила ваш доклад о «красных циркулярах», которые страны могут подавать в Интерпол с запросом на арест и экстрадицию лиц. Что это такое – «красный циркуляр»?

Бернд Фабрициус: «Красный циркуляр» – процедура Международной организации уголовной полиции (Интерпола), в соответствии с которой любая страна-член Интерпола вправе подать запрос («красный циркуляр») о задержании и экстрадиции физического лица, находящегося на территории другого государства-члена. Интерпол – это платформа оповещений, с помощью которой любая из стран-членов доводит до сведения других государств, что по определенным соображениям в розыске объявлено то или иное физическое лицо.

Решение о задержании или экстрадиции принадлежит государству, на территории которого находится объявленный в розыск человек.

Могу привести пример из Республики Молдова: лидер одной из ведущих оппозиционных партий лишен прав передвижения

Если бы Румыния подала «красный циркуляр» на меня, например, а я в это время нахожусь в Бельгии, то бельгийские власти обязаны были бы меня задержать и проинформировать об этом румынскую сторону. В свою очередь, Румынии следует обратиться к Бельгии с запросом о моей экстрадиции.

Мой доклад (утвержденный ПАСЕ) касается злоупотреблений, которые допускаются в рамках этой системы. Есть страны, которые подобными действиями буквально разрушают веру в Интерпол. Эти страны подают «красные циркуляры» по политическим мотивам, в основном – для того, чтобы связать по рукам и ногам своих политических оппонентов, лишить их возможности передвижения, помешать отдельным политикам заниматься своей работой. Таких примеров много.

Свободная Европа: В своем докладе вы назвали и оппозиционных политиков, и правозащитников из целого ряда стран, от России до Казахстана…

Бернд Фабрициус: Это неугодные и неудобные люди, пришедшиеся не ко двору того или иного режима. Потому что только национальное управление полиции государства вправе подавать в Интерпол «красные циркуляры». Интерпол получает этот сигнал, а после тщательной проверки всех фактов передает его дальше. Или может отказать в «циркуляре». Мой доклад посвящен именно этому этапу: проверке «красного циркуляра», нужной, чтобы удостовериться в том, что запрос обоснован, а не вызван желанием лишить неугодного человека свободы действий.

Свободная Европа: Я заметила в вашем докладе, что ни одно европейское государство с развитой демократией (в том числе, страны, не являющиеся членами ЕС, – Норвегия, Исландия и др.) не фигурирует в списке государств, злоупотребляющих услугами Интерпола. Но в список попали страны, где развитие демократии оставляет желать лучшего, от России до Казахстана и Азербайджана…

Если запрос поступает из Казахстана, то доскональной проверке подлежит абсолютно каждое слово, каждая запятая. Запросам из Норвегии можно доверять больше

Бернд Фабрициус: Но именно так все и есть. В европейские странах, в частности, в странах ЕС, действует демократическая система, при которой с политическими оппонентами полемизируют с аргументами на руках. Ну, а решение выбрать между той или иной партией и ее политическим противником принимается путем голосования. В этом и состоит суть демократической системы. А в других странах партии власти «разбираются» со своими оппонентами не с помощью аргументов… Либо потому, что их попросту нет, либо же потому, что отсутствует демократический дух. И так они пытаются атаковать противоправными методами.

Например, если все происходит во время выборов, и я нахожусь у власти, а мой оппонент дышит мне, что называется, в затылок и вот-вот обгонит меня, я могу «обезвредить» его другими методами, скажем, направив «красный циркуляр» в Интерпол, который ограничит его свободу действий, в данном случае – лишит права передвижения. Могу привести пример из Республики Молдова: лидер одной из ведущих оппозиционных партий (Ренато Усатый – прим. авт.) на основании «красного циркуляра» лишен прав передвижения.

Свободная Европа: Получается, что государства, злоупотребляющие запросами в Интерпол, делают это для того, чтобы «перекрыть кислород» своим политическим противникам?

Бернд Фабрициус: Да, именно так.

Свободная Европа: Вы говорили в докладе, что эти «красные циркуляры» следует подавать лишь в том случае, если есть серьезные и веские аргументы. Кто решает, насколько серьезны причины?

Бернд Фабрициус: На начальном этапе ответственность ложится на компетентные органы страны, которая выступает с запросом, на национальную полицию. На втором этапе Интерпол проверяет поступивший запрос. И именно здесь вступает в действие поправка, предложенная в моем докладе. Критерии – те же, но проверка ведется отдельно. Процедура – та же, что и при запросах об экстрадиции.

Я считаю, что любителей «ложных циркуляров» следует наказывать – пусть платят за любимые развлечения

Если государство «Х» запрашивает «красный циркуляр» на арест того или иного человека и уточняет, что он обвиняется, скажем, в экономическом преступлении, но доказательства слабые, а Интерпол располагает информацией гражданского общества о том, что этот человек подвергается преследованием как политический оппонент, и что обвинения против него сфабрикованы, – то Интерпол откажет в этом запросе.

Свободная Европа: Злоупотребления «красными циркулярами» наказуемы. Пострадавшие при этом смогут требовать компенсаций, – согласно вашему докладу. Кто будет пополнять так называемый фонд в поддержку жертв?

Бернд Фабрициус: Да, я выступил с этим предложением. Интерпол нуждается в существенном пополнении своего бюджета. Количество «красных циркуляров» значительно выросло. В прошлом году было около 16 тыс. запросов в Интерпол. Вы понимаете, если такой запрос поступает из Казахстана, например, то доскональной проверке подлежит абсолютно каждое слово, каждая запятая. Запросам из Норвегии можно доверять больше. И все эти проверки обходятся в круглую сумму.

Я считаю, что любителей «ложных циркуляров» следует наказывать – пусть платят за любимые развлечения. Чем больше злоупотреблений, тем больше поступлений в бюджет Интерпола. Другое предложение касается создания компенсационного фонда для тех, кто пострадал от таких злоупотреблений – оказался привязанным к определенному месту, вынужден пользоваться услугами адвокатских контор для того, чтобы избавиться от «красного циркуляра», и т.д.

Иными словами, если впоследствии выясняется, что «красный циркуляр» был противоправным, без реального юридического обоснования, соответствующему государству придется выплатить компенсации пострадавшему лицу.