Основную часть потребляемой электроэнергии Кишинев будет приобретать у Молдавской (кучурганской) ГРЭС, несмотря на то, что ранее госкомпания Energocom подписала контракт с украинским оператором. Это решение комментирует эксперт независимого аналитического центра Expert Grup Дионис Ченушэ.
Свободная Европа: В начале апреля пресс-служба минэкономики сообщила, что Молдова отказывается от услуг кучурганской ГРЭС и будет приобретать электроэнергию из Украины. Тем не менее, Тирасполь впоследствии сделал более выгодное предложение и сбил цену. Как расцениваете вы решение Кишинева подписать еще один контракт?
Дионис Ченушэ: Это неожиданное решение, по мнению общественности, несмотря на то, что компания Energocom, которая является государственным предприятием и находится в ведении минэкономики, вела переговоры с кучурганской ГРЭС сразу же после завершения официального конкурса, после открытого конкурса. Следовательно, я полагаю, это менее прозрачное решение, и оно вряд ли найдет понимание со стороны европейских партнеров, которые настаивали на создание механизма по обеспечению прозрачности процесса закупок электроэнергии для Республики Молдова.
Свободная Европа: Тем не менее, аргументируя свои действия, минэкономики утверждает, что решение было принято с учетом результатов оценки энергетической ситуации на региональном рынке и более выгодного ценового предложения. Существуют ли угрозы, что украинский поставщик не справится со своими договорными обязательствами?
Дионис Ченушэ: Этот риск существовал с самого начала. В результате конкурса у Energocom уже имелась договоренность с украинским поставщиком, следовательно, с моей точки зрения, вопрос состоит в том, что Energocom участвовал в этом конкурсе не совсем правомерно, так как реально не мог обеспечить потребности Молдовы. Energocom не является производителем, он покупает электроэнергию, затем перепродает ее молдавским операторам. Так что Energocom с самого начала не мог предоставить никаких гарантий того, что украинцы смогут поставлять оговоренные объемы электроэнергии.
В свою очередь, украинцы открыто заявили, что поставлять электроэнергию могут, но только на уровне 30% от потребностей Молдовы. Вместе с тем, украинская сторона недавно сообщила о возможности наращивания потенциала поставок электроэнергии. Но опять же, не в таком значительном объеме, который позволил бы обеспечить годовую потребность Молдовы. Исходя из этих соображений, очевидно, что в любом случае понадобился бы дополнительный источник для покрытия всех наших потребностей.
Проблема не в том, что был заключен дополнительный контракт с кучурганской ГРЭС, а в том, что сделано это было непрозрачно и не в рамках открытого конкурса, как предлагали европейцы.
Украинцам, и не только им, наверняка не понравится, что Приднестровье вновь появляется в схеме поставок электроэнергии
Свободная Европа: Вы хотите сказать, что нам полагается знать, велись ли переговоры еще с кем-нибудь?
Дионис Ченушэ: Да, именно это я имею в виду. Выиграв конкурс и получив зеленый свет минэкономики, Energocom на данный момент может заключать контракты по собственному усмотрению, особенно, если учесть, что, оказывается – о чем мы узнали из прессы, а не из официальных источников, что крайне неприятно – подписанный с украинцами договор позволял компании Energocom пересмотреть контракт, и при необходимости привлечь к поставкам других операторов. По крайней мере, я так понял суть вопроса из русскоязычных СМИ.
Свободная Европа: Власти представляют ряд аргументов в пользу своего решения, и один из них – более низкая цена.
Дионис Ченушэ: Я с большим вниманием прочитал сообщение пресс-службы компании Energocom, которое впоследствии подхватило и минэкономики. Но стопроцентной четкости и надежности я не уловил. Они говорят о возможном снижении тарифа на 10%, но нет никакой уверенности в том, что на столько же подешевеет электроэнергия, которую поставляет Приднестровье. Вот эти два фактора, на мой взгляд, они используют в качестве аргумента: первый – цена, второй – опасения, что украинцы не могут поставлять больше запланированного.
Разумеется, цена должна быть ниже, иначе какой резон подписывать дополнительный контракт, согласно которому, кучурганская ГРЭС берется обеспечить 70% годового объема поставок электроэнергии? В противном случае очень трудно будет убедить общественность Молдовы и европейских партнеров в правомерности этого шага. Очень многие реформы в энергетическом секторе стали возможны благодаря настойчивости и помощи со стороны Энергетического сообщества, Евросоюза.
Свободная Европа: Более низкая цена в обязательном порядке предполагает и более низкий тариф для конечных потребителей?
Дионис Ченушэ: Да, по идее, должно быть так. Мы говорим о нерегулируемых ценах, по которым продает Energocom, после чего вступают в силу регулируемые цены операторов, которые подтверждает или отвергает Национальное агентство по регулированию в энергетике. В определенный момент в игру вступит и НАРЭ, которое рассмотрит предложения поставщиков. И тут возможна другая любопытная ситуация, ведь, как известно, молдавская сторона обязалась в течение года увеличить тарифы на электроэнергию, чтобы мы могли погасить долг перед Union Fenosa.
У нас нет альтернативных источников, а взаимоподключение с энергосистемой Румынии предусмотрено лишь в 2021-2023 гг.
И может случиться так, что, с одной стороны, у нас имеется новый контракт с кучурганской ГРЭС, в котором оговорены более низкие цены, с другой стороны – есть обязательство правительства поднять немного тарифы, чтобы рассчитаться по долгам. Не говоря уже о задолженности, которая будет расти за счет потребления природного газа Приднестровьем – ведь электричество, которое затем будет продаваться Молдове, вырабатывается на газе.
Свободная Европа: А за газ кто платит?
Дионис Ченушэ: Этот долг засчитывается компании Moldova Gaz, а правительство Республики Молдова, т.е. молдавская сторона, владеет в этой компании 33% акций. Следовательно, как неоднократно заявлял президент Додон в своих интервью, это долг Молдовы.
Свободная Европа: Как вы считаете, после этого решения последует реакция украинской стороны?
Дионис Ченушэ: Думаю, украинская сторона может выйти с очень поверхностным сообщением, так как, в конечном счете, сектор у них либерализован, в том смысле, что DTEK Trading не является государственной компанией, и, следовательно, контракты, которые она подписывает с зарубежными партнерами, не находятся под пристальным вниманием Киева. Но, опять же, украинцам, и не только им, наверняка не понравится, что Приднестровье вновь появляется в схеме поставок электроэнергии, – а уж за ситуацией в Приднестровье Киев следит с повышенной бдительностью.
Свободная Европа: Несмотря на уверенность в том, что украинцы не смогут поставлять весь нужный объем электроэнергии?
Дионис Ченушэ: Разумеется, потому что в конце 2016 года они достаточно открыто заявили о потенциале поставок на внешний рынок, сколько могут они экспортировать ежедневно… Соответственно, DTEK Trading заполучила контракт для дальнейшего экспорта в Молдову, на базе контракта с компанией Energocom. При всех сложностях и проблемах, речь идет о более открытом рынке.
Свободная Европа: И все-таки, что мы выигрываем и что теряем в результате подписания дополнительного контракта?
Дионис Ченушэ: В пассиве – дискредитация, с моей точки зрения, предложенного европейцами механизма повышения транспарентности процесса закупки электроэнергии. Кстати, недавно поступили рекомендации по повышению эффективности этого механизма, которые молдавская сторона пока игнорирует. В активе, разумеется, более низкая цена – но опять же, за счет увеличения исторического долга за природный газ.
Вместе с тем, это определенные гарантии дополнительных источников – но гарантии довольно рискованные. Приднестровский регион пока нельзя исключить из схемы обеспечения энергоресурсами, так как у нас нет альтернативных источников, а взаимоподключение с энергосистемой Румынии предусмотрено лишь в 2021-2023 гг.