Еуджен Томак: «Нельзя говорить в Брюсселе, что ты против Додона, а потом голосовать с ним заодно»

Румынский политик — о финансовой поддержке Молдовы со стороны Евросоюза

Европарламент отложил на месяц решение вопроса о предоставлении Молдове финансовой поддержки в размере 100 млн евро. Парламент дождется экспертизы Венецианской комиссии по вопросу пересмотра избирательной системы, а также реакции Кишинева на рекомендации ВК.

Свободная Европа: Как вы расцениваете отсрочку на месяц обсуждения вопроса о предоставлении Республике Молдова Евросоюзом финансовой поддержки в размере 100 млн евро? Брюссель говорит, что это меньшее из зол.

Еуджен Томак: Это мудрое решение со стороны Брюсселя. И я всегда считал и считаю, что, когда возникает необходимость оказать давление на те правительства, которые поддерживает Евросоюз, то нужно учитывать ряд критериев. Это не первая помощь, которую ЕС предоставляет Молдове. Ничего подобного со стороны Российской Федерации не было и нет. Но когда Евросоюз обсуждает критерии, то здесь речь идет исключительно об общих ценностях.

Молдова же пока находится не в той ситуации, чтобы ставить условия в ответ на предложенную помощь

И если Брюссель призвал Кишинев учитывать определенные моменты, связанные с внутренними реформами, кровно необходимыми, способными укрепить доверие европейских партнеров к Молдове, я думаю, что это очень серьезный сигнал, который должен заставить задуматься молдавское правительство. С моей точки зрения, это мудрое решение, потому что в противном случае это будет повод следовать принципу: «Европейцы говорят одно, а мы будем поступать так, как нам хочется. Деньги-то все равно придут». Этой логике пора положить конец, потому что такой подход в корне ошибочный.

Тем более, что политический баланс в Республике Молдова крайне хрупкий, и в любой момент ситуация может неожиданно и не самым удачным образом развернуться.

Свободная Европа: Но это давление или условия, которые исходят от Евросоюза, могут сыграть на руку политикам с пророссийскими взглядами. Они говорят, что Молдове следует отказаться от европейской помощи…

Еуджен Томак: Отказываешься тогда, когда есть что предложить взамен. Молдова же пока находится не в той ситуации, чтобы ставить условия в ответ на предложенную помощь. А этот аргумент: «Или вы нас поддерживаете, или Молдова полностью попадет под влияние Москвы», – он не настолько силен, чтобы закрывать глаза на все, что связано с необходимыми реформами, которые действующее правительство Молдовы взялось внедрить в жизнь.

Условия Брюсселя сводятся к следующему: «Я даю деньги на развитие, а не на то, чтобы они уходили в песок»

Во-вторых, Евросоюз предоставил Молдове существенную поддержку, и не только в плане финансирования, но и другими своими действиями. Не надо забывать, что вот уже несколько лет Молдова пользуется безвизовым режимом. Не надо забывать, что еще пару лет назад и речи быть не могло о доступе молдавских товаров на европейский рынок. Так что сделан ряд конкретных шагов, и с учетом этого, думаю, подобный шантаж если и повредит кому-то, то только Молдове, но не Брюсселю.

Потому что у Евросоюза есть свои интересы, свои приоритеты, и в настоящий момент он проявил исключительную доброжелательность и понимание в том, что касается его отношений с Республикой Молдова. Ни для кого не секрет, что есть политики, готовые принести Республику Молдова в жертву и преподнести ее Кремлю на блюдечке с голубой каемочкой. Но только это зависит и от граждан Республики Молдова, которые избирают свою власть.

Свободная Европа: Молдавская власть, которая называет себя проевропейской, утверждает, что она проводит реформы, что выполняет свои обязательства перед европейскими партнерами в том, что касается реформ. Почему со стороны европейцев нет полного доверия к этой власти?

Еуджен Томак: Этот вопрос следует задать, скорее, правительству Республики Молдова. Не надо забывать, что ВВП Республики Молдова составляет около семи миллиардов долларов, а не так давно из молдавских банков была выведена огромная сумма, эквивалент одного миллиарда долларов.

Пересмотр избирательной системы в Республике Молдова не может не беспокоить

Иными словами, все эти политические кризисы, которые подтачивают Республику Молдова, породили огромное недоверие к стране, и его невозможно исправить иначе, кроме как конкретными мерами и конкретными результатами. А когда мы пытаемся скрыть определенные реалии и ссылаемся на какие-то надуманные или незначительные достижения, то это не означает, что Брюссель легко проглотит и поверит всему этому.

Брюссель оперирует предельно четкими и ясными терминами, как в этом, так и в других вопросах, касающихся внутренних механизмов борьбы с коррупцией – и не только. Это предельно ясные механизмы, они предполагают ясные, конкретные меры и результаты. Условия Брюсселя вполне обоснованы и сводятся к следующему: «Я даю деньги на развитие, а не на то, чтобы они уходили в песок».

Свободная Европа: К этому следует добавить пересмотр законодательства о выборах. Сейчас Кишинев ждет экспертизы Венецианской комиссии. Неужели это так сильно беспокоит Брюссель?

Еуджен Томак: Несомненно, пересмотр избирательной системы в Республике Молдова не может не беспокоить, потому что все мы прекрасно знаем, что «пакетное голосование» партий, выступивших инициаторами этих изменений, поднимает много вопросов. Потому что нельзя говорить в Брюсселе, что ты против Додона, а потом в парламенте голосовать с ним заодно.

Свободная Европа: В СМИ сейчас много идет разговоров о количестве мест в университетах, выделенных Румынией для студентов из Республики Молдова. Сначала говорили, что возможно двукратное сокращение числа мест. Затем Кишинев выступил с уточнением, что количество стипендий сохраняется. У вас есть какая-то информация на этот счет?

Еуджен Томак: Самое правильное, что может сделать Кишинев, – это представить двусторонний протокол, продленный в 2016 году, в соответствии с которым румынское государство обязуется выделять более 5,5 тыс. стипендий. Этот документ, на мой взгляд, отражает действительность.

Второе: на прошлой неделе по моему запросу минпросвещения представило на слушания в парламенте информацию. Согласно ей, для молдавских студентов предлагается выделить 2250 стипендий – почти наполовину меньше обещанного. Это, естественно, вызывает кривотолки, если мы предлагали в парламенте упростить процедуру приема на учебу и предоставить самим вузам решать, сколько мест они в состоянии выделить, с учетом общей цифры по стране.

А минпросвещения сегодня заявляет: «Нет, для Республики Молдова мы можем выделить лишь 1000 бюджетных мест в вузах и 800 – в рамках доуниверситетского образования». Остальные места внебюджетные, то есть, они без стипендии. Это значительно меньше, по сравнению с количеством заявок, которых очень много, учитывая, что материалы подаются в электронном виде, без легализации, только на основании ксерокопий. Но это более гибкая процедура, которая, несомненно, увеличит число молодых людей из Республики Молдова, желающих продолжить образование в Румынии.

В связи с этим необходимо было сохранить изначальную цифру в 5000 мест, потому что так предписывает постановление правительства №414 от 2011 года, в соответствии с которым для молдавской молодежи выделяется пять тысяч учебных мест. То, что происходит в этом году, лично меня очень разочаровывает.

То, что происходит сегодня, – досадная ошибка

Свободная Европа: А можно еще что-то изменить? Можно вернуться к первоначальному варианту?

Еуджен Томак: Несомненно, вернуться надо. Я понимаю позицию министерства просвещения, она состоит в том, что в прежние годы, я имею в виду с 2010-го по 2016-й, эта цифра действительно была ниже. Но правильная цифра – это та, что фигурирует в постановлении правительства 414/2011, когда румынское государство решило увеличить до 5000 число мест, выделенных для граждан Республики Молдова.

Свободная Европа: Но министерство образования Республики Молдова утверждает, что количество мест, оговоренных в протоколе, не уменьшилось…

Еуджен Томак: Правильно. Там предусмотрено 5500 мест, но предложение, выдвинутое сейчас министерством просвещения Румынии, сводится к 2250 местам. Так что до 5000 мест, как вы сами видите, еще достаточно далеко, и я думаю, что то, что происходит сегодня, – досадная ошибка.