Феликс Лукуцар: «Сам выход на рынок ЕС еще не означает, что продукция у вас качественная»

Румынский предприниматель Феликс Лукуцар открыл в 2006 году компанию Agriculture Capital Engeneering, которая занимается финансированием предприятий сельскохозяйственного сектора. В Румынии открыт агропромышленный парк, который сотрудничает с компаниями из Молдовы.

Свободная Европа: Мы говорим о молдавско-румынском сотрудничестве, но для начала хотелось бы спросить: какой вам видится Республика Молдова сегодня? Что хорошо у нас, что плохо, благоприятна ли почва для инвестиций, дружественна ли деловая среда, и что необходимо сделать, чтобы достичь успеха?

Феликс Лукуцар: По моему мнению, если Республике Молдова не удастся в ближайшие годы присоединиться к Евросоюзу при поддержке Румынии, ей будет очень сложно управлять своими ресурсами и промышленностью таким образом, чтобы двигаться к благосостоянию. Мы исходили из того, что существует много неиспользованных резервов.

Например, в Молдове есть неиспользованные резервы по части фруктов, по части сельского хозяйства… Мы также исходили из того, что Республика Молдова представляет собой, по сути, очень маленький рынок, население немногочисленное и покупательский потенциал ограниченный, поэтому молдавские производители заинтересованы в том, чтобы выйти на более широкий рынок. На первом этапе – пусть даже на румынский рынок, который в любом случае больше, где налицо явное преимущество – знание языка.

Свободная Европа: Сейчас госчиновники пытаются подбросить идею, что Румынии стал самым привлекательным для молдавских товаров.

Феликс Лукуцар: Есть такая тенденция… Буквально на днях были обнародованы статистические данные, которые указывают на то, что Румыния сейчас входит в первую тройку стран по торговым обменам с Молдовой. Лично у меня очень много клиентов, которые экспортируют свою продукцию в Румынию. Они очень даже не против выйти на рынки других стран Евросоюза. Идея состоит в том, что…

Свободная Европа: …необходима модернизация, необходимо привлекать финансы.

Разница между 1,3 млрд и 40 млн – разница в 30 раз. На уровне сельскохозяйственной политики поддержка в 40 млн практически ничего не значит

Феликс Лукуцар: Честно скажу, я прозондировал почву в ряде банков Республики Молдова и пришел к выводу, что условия финансирования там поистине кабальные, проценты чрезмерно высокие, условия кредитования довольно замысловатые, и практически нет поддержки со стороны государства, как в других странах, где государство помогает начинающим предпринимателям. Взять хотя бы Румынию – у нас есть гранты, которые предоставляются по линии Евросоюза. Что же касается Молдовы, то даже помощь, предоставленная как стране, которая идет по евроинтеграционному пути, очень и очень ограничена.

Свободная Европа: Скромная…

Феликс Лукуцар: Более чем скромная. А это наводит на мысль о том, что в Европейском союзе сложилась такая политическая ситуация, при которой Республика Молдова перестала быть серьезным кандидатом на вступление. Почему я так говорю? Я просмотрел программу для сельского хозяйства – близкой мне области – и сравнил: в период до вступления в ЕС Румыния получила, скажем так, для приведения своего сельского хозяйства в соответствие с нормами европейской политики 1,3 млрд евро, Молдова же – порядка 40-50 млн евро…

Свободная Европа: Но Румыния в пять раз больше Республики Молдова – и по территории, и по численности населения.

Феликс Лукуцар: Да, и не в пять раз, а даже больше, но разница между 1,3 млрд и 40 млн – это разница в 30 и более раз. На уровне сельскохозяйственной политики поддержка в 40 млн практически ничего не значит. На эти деньги невозможно поднять сельское хозяйство Молдовы до европейских стандартов безопасности продовольствия.

Свободная Европа: Сейчас вы пытаетесь наладить партнерство, я правильно поняла?

Феликс Лукуцар: Да. Я исходил из того, что в Республике Молдова есть ресурсы, которые невозможно использовать должным образом, в том числе связанные с первичной продукцией. Мои планы в значительной степени опирались на общность языка, а также на географическую близость: между районами Республики Молдова и приграничными жудецами Румынии расстояния составляет всего ничего, практически за два часа можно пересечь границу.

Сейчас есть несколько пунктов перехода границы, и вместе с группой инвесторов из Кишинева нам удалось разместить на границе между Республикой Молдова и Румынией ряд вложений за счет европейских фондов. Это инвестиции, которые принадлежат, по сути, либо исключительно молдавским инвесторам, либо сделаны в партнерстве с инвесторами из Румынии.

Свободная Европа: Парадокс – все ждут, чтобы инвесторы из Румынии пришли в Республику Молдова, а получается наоборот – молдавские бизнесмены инвестируют в Румынии?

Феликс Лукуцар: На самом деле это обмен – есть и румынские инвесторы, которые вкладывают сейчас в первичную продукцию. Потому что, скажем, инвестировать в переработку первичной продукции практически невозможно, там очень сложные условия. Зачем строить перерабатывающее предприятие здесь, когда это можно сделать по месту производства, на расстояние всего в ста километрах, сократив при этом расходы на 40%? Логично?

Я очень хорошо понимаю, что значат нетарифные барьеры, что значит – иметь хорошую продукцию, но никто этому не верит из-за отсутствия сертификата

Так вот, есть румынские инвесторы, которые вкладывают сейчас в развитие первичного производства в Республике Молдова – в производство фруктов, овощей, зерновых. Но есть также и совместная группа румынских и молдавских инвесторов, тоже румын, по сути, которые работают по ту сторону Прута, перерабатывая молдавскую первичную продукцию на расстоянии в сотню километров и выпуская стопроцентно европейский продукт, который можно беспрепятственно экспортировать.

Я встретил здесь очень многих производителей, продукция которых очень даже востребована – это великолепная, можно сказать, продукция! Скажу, что здесь есть продукты, которые могут рассчитывать на очень интересную нишу на рынках ЕС.

Свободная Европа: Что это за продукты?

Феликс Лукуцар: Например, чудесные сладости из сушеных фруктов, которые сейчас в тренде в Европе – это здоровые сладости. Это продукты хлебопечения, кондитерские изделия...

Такие продукты производились в Европе лет двадцать назад, но сегодня о них позабыли. И я подумал, что они могут рассчитывать на хороший рынок сбыта, однако на данный момент на пути – нетарифные барьеры, связанные с простоем на таможне, который длится не час и не два: необходимо, к примеру, провести тестирование на предмет продовольственной безопасности, и т.д.

Мы испытали на себе – и лично я, и Румыния, как государство – этот этап сегрегации, который сейчас переживает Республика Молдова. Румынские ворота Евросоюза находились в Сигете на границе с Венгрией, и у нас возникла аналогичная проблема: наладить экспорт, хотя наши заводы были на таком уровне, которым могли бы позавидовать многие предприятия в ЕС, где промышленность модернизировали лет 15-20 назад.

Румыния же свою промышленность модернизировала уже в последнее десятилетие, у нас сегодня есть заводы, по крайней мере, в пищевой промышленности, которые смело могут конкурировать с любым заводом из Германии – и они даже лучше. Есть новые предприятия с технологиями последнего поколения.

В новой программе финансирования по линии ЕС на период 2014-2020 гг. для Румынии предусмотрено 33 млрд евро в виде грантов

Несмотря на это, наладить экспорт нам никак не удавалось, наши грузовики останавливали на таможне, тестирования длились по три-четыре часа, бывали и ложно-положительные тесты, наши грузовики разворачивали.... Так что лично я очень хорошо понимаю, что значат нетарифные барьеры, что значит – иметь хорошую продукцию, но никто этому не верит в силу отсутствия сертификата…

Учитывая все это, мы инициировали партнерство с производителями из Республики Молдова, и сегодня у нас достаточно весомые объемы инвестиций, около 30 зарегистрированных компаний со смешанным партнерством. Это, на мой взгляд, выгодно и для инвесторов из Молдовы, потому что обеспечивает добавленную стоимость их продукции, чего невозможно было бы достичь без серьезной финансовой поддержки, а также есть реальный выход на более широкий рынок. Это выгодно и для Румынии, потому что в рамках этого сотрудничества деньги были вложены в два наиболее бедных жудеца – Ботошань и Васлуй, а также, разумеется, Яссы, который, правда, не входит в категорию неразвитых, но ведь инвестиции в местную экономику никогда лишними не бывают.

Кроме того, есть смешанная рабочая сила, в том смысле, что она может идти как из Республики Молдова, так и из Румынии, поэтому практически нам удалось – как не без удовольствия иногда говорю я и моему партнеру из Кишинева Александру Жолондковскому – удалось создать некий экономический мост.

Свободная Европа: Значит, от духовных мостов перешли к прагматичным?

Феликс Лукуцар: Да, что-то вроде этого. Мы сейчас находимся на операционном уровне…

Свободная Европа: Вы не уточнили один важный момент – ваши партнеры могут рассчитывать на кредиты из Румынии?

Феликс Лукуцар: Да, могут рассчитывать и на кредиты, и на гранты из Румынии. Нам удалось наладить достаточно интересные финансовые отношения с тремя банками в Молдове – Mobiasbanca, BCR и ProCredit, у которых есть родственные предприятия в Румынии. Это значит, что, например, можно внести залог здесь и получить кредит в Румынии.

Или другая форма партнерства, при которой используется государственная гарантия под стартовый проект с последующей заменой гарантии. Это помимо самой грантовой части…

Я заметил постоянную связь с восточным рынком: там постоянно возникают проблемы – то чума, то гербициды, то еще что. Нет никаких гарантий на непредсказуемом рынке…

Здесь многие задаются вопросом, откуда за Прутом так много новых инвестиций? Никто сегодня не осуществляет инвестиций без грантов. В новой программе финансирования по линии Евросоюза на период 2014-2020 гг. для Румынии предусмотрено 33 млрд евро в виде грантов.

Свободная Европа: Вы можете оценить, сколько времени понадобится для модернизации сельскохозяйственной отрасли Республики Молдова – с тем, чтобы страна достигла уровня Румынии?

Феликс Лукуцар: В рамках программы присоединения Румыния получила в течение семи лет 1,3 млрд евро на сельское хозяйство, на перевод отрасли на европейские стандарты. Затем, в первый же год после получения членства ЕС, румынское сельское хозяйство испытало сильный шок – очень многим компаниям пришлось свернуть работу.

Свободная Европа: Тот же страх сегодня и у молдавских производителей…

Феликс Лукуцар: И это не напрасно, так оно и будет.

Свободная Европа: Но вы же подливаете масла в огонь…

Феликс Лукуцар: Отнюдь! Я хочу лишь подчеркнуть, что каждому фермеру, каждому агропроизводителю, каждой перерабатывающей фирме нужно быть готовыми к тому, что положительные изменения наступят не сразу, что на начальном этапе, напротив, ужесточится конкуренция, что товарам непросто будет попасть в Евросоюз, да и сам выход на этот рынок еще не означает, что продукция у вас качественная, и что рынок ее не отвергнет…

Свободная Европа: Многие говорят, что если окажется трудным попасть на европейский рынок, то можно будет вернуться на российский…

Феликс Лукуцар: Я заметил постоянную связь с восточным рынком, обоснованно это или нет, но, как правило, там постоянно возникают проблемы с продовольственной безопасностью, которые практически блокируют экспорт – то чума, то гербициды, то еще что. Нет никаких гарантий на непредсказуемом рынке…

Свободная Европа: Вы имеете в виду ограничения, введенные Россией на поставки молдавских товаров?

Феликс Лукуцар: Именно. Я не считаю себя великим специалистом, который может давать уроки и советы, это личное мое мнение, которым, коль вы спросили меня об этом, могу поделиться.