Ассоциация Promo-LEX считает, что реформа избирательной системы была утверждена без учета основных рекомендаций Венецианской комиссии. Своим мнением на этот счет делится программный директор Ассоциации Павел Постикэ.
Свободная Европа: Реформа избирательной системы, принятая голосами 74 депутатов, уже промульгирована главой государства. Это значит, что в 2018 году на парламентских выборах будет применяться смешанная избирательная система. Сразу же после принятия закона последовали жесткие реакции со стороны партнеров по развитию, которые заявили, что депутаты поторопились с реформой. И общественные организации также дают критические оценки. Какой в этом смысл, коль скоро закон все равно уже принят?
Павел Постикэ: Согласно исследованиям Promo-LEX, а также рекомендациям Венецианской комиссии, складывается впечатление, что смешанная система – не самая удачная для Республики Молдова. Пропорциональная система с многомандатными округами и открытыми списками – более репрезентативная, она больше подходит для нашей политической системы.
В рамках смешанной формулы выборов есть серьезные недостатки в плане представительства депутатов в парламенте. Мы обращаем внимание на тот факт, что выборы депутатов в один тур представляются нецелесообразными, так как в этом случае ущемляется его репрезентативность, ведь представители других органов власти, президент, например, и мэры выбираются в два тура, но они лишены, согласно Конституции, той высшей репрезентативности, которой должен обладать парламент. За кого подано больше голосов – тот и побеждает в первом туре. Иными словами – все или ничего.
Второй момент, связанный с представительством, – потому что именно это, в конечном счете, самое главное, – он касается несправедливости в отношении депутатов, которые пройдут в парламент по одномандатным округам и по пропорциональным спискам. Элементарный расчет показывает, что в рамках голосования по пропорциональным спискам при явке 50% и при сегодняшнем количестве избирателей – 2 млн 800 тыс. избирателей в основных списках, – так вот, партии нужно получить около 84 тыс. голосов, и тогда три ее депутата проходят в парламент. Значит, одному депутату необходимо набрать около 28 тысяч голосов, а в одномандатном округе это – показатели явки…
И третий момент, который мне хотелось бы отметить, – это чрезмерное увеличение избирательного порога. Технически-то он остался на уровне 6%, но фактически он увеличен в два раза, потому что, если исходить из того, что 84 тыс. голосов составляет 6% из 50% голосов, соотнесенные к 2 млн 800 тыс. избирателей, значит, по старой системе партия прошла бы в парламент с шестью депутатами – минимум с шестью депутатами. А сейчас она сможет рассчитывать только на три мандата, несмотря на то, что порог остался на уровне 6%.
Для избирателей Левобережья будут открыты отдельные участки для голосования, что позволит исключить огромные очереди
Иными словами, по сути, избирательный порог вырос в два раза, хотя Венецианская комиссия, напротив, рекомендовала его снизить.
Свободная Европа: Снизился же избирательный порог для блоков…
Павел Постикэ: Арифметически немного снизился, но на самом деле он увеличился до 16%. В цифровом выражении он снизился с 9% до 8%, но в действительности вырос практически в два раза.
Свободная Европа: Президент Додон заявил, что будет настаивать на том, чтобы Гагаузию в парламенте представляли, как минимум, три депутата. Как можно понять это заявление главы государства?
Павел Постикэ: Я на самом деле не понял, что имеется в виду. По этому поводу мы так же выразили свою обеспокоенность. С нашей точки зрения, границы одномандатных избирательных округов, в случае применения смешанной системы выборов, должен установить парламент, с четким отражением в Кодексе о выборах.
Но парламент возложил эту миссию на правительство. Значит, определение границ избирательных округов не будет входить в текст Кодекса о выборах, что абсолютно нелогично. Это одно. И второе: эта миссия возложена на правительство – политический орган, который представляет большинство, а не все политические силы страны, как парламент.
Парламент установил три географические зоны. Это значит, минимум три округа для избирателей за пределами страны
Свободная Европа: Вы считаете, что лучше было бы поручить создание округов Центральной избирательной комиссии?
Павел Постикэ: Нет. Надо было…
Свободная Европа: Потому что этот вопрос интенсивно обсуждался и в Венецианской комиссии, и Центризбирком сам настаивал на передаче этих полномочий правительству…
Павел Постикэ: Ассоциация Promo-LEX выражала обеспокоенность и тогда, когда эту задачу пытались возложить на ЦИК, и когда передали соответствующие полномочия правительству. Мы настаиваем на том, что границы округов должен устанавливать парламент – либо в Кодексе о выборах, либо отдельным постановлением высшего законодательного органа, специальным Приложением к Кодексу о выборах. В рамках специальной комиссии, точно так же, как это делается сейчас, но постановлением парламента, а не правительства!
Свободная Европа: А как будут определяться округа для жителей Левобережья? Много сомнений насчет самой возможности открытия округов…
Павел Постикэ: Мы обратили внимание на это, и парламент учел наши замечания в том, что касается создания отдельного округа для территориально-административных единиц левобережья Днестра – там, где будут голосовать приднестровские избиратели.
Для избирателей Левобережья будут открыты отдельные участки для голосования, что позволит исключить огромные очереди, которые наблюдались на недавних президентских выборах, когда местные жители не смогли проголосовать из-за массового наплыва приднестровских избирателей. Иными словами, на пустом месте создаются этнические и социальные конфликты. И здесь, действительно, такое решение можно только приветствовать…
У нас более 158 тыс. избирателей без прописки и без определенного места жительства
Свободная Европа: Стало ли ясно, каким образом будет выбирать депутатов парламента в 2018 году диаспора?
Павел Постикэ: Да, более или менее ясно. По крайней мере, по сегменту одномандатных округов парламент установил три географические зоны. Это значит, минимум три избирательных округа для избирателей, которые находятся за пределами страны.
Как именно специальная комиссия определит границы округов, и как правительство одобрит эти границы – посмотрим.
Свободная Европа: В заявлении Promo-LEX о пересмотре формулы парламентских выборов мое внимание привлекла еще одна цифра: около 158 тыс. избирателей не имеют прописки или определенного места жительства. Что вы можете сказать об участи в голосовании этих категорий избирателей?
Павел Постикэ: Это еще одна проблема, на которую мы указали, – и довольно серьезная. 150 тыс. граждан с правом голоса – это не шутка. По крайней мере, такие результаты представил Центризбирком 31 марта – в срок, когда необходимо публично объявить данные Госрегистра избирателей.
У нас более 158 тыс. избирателей без прописки и без определенного места жительства, но парламент еще не решил, каким образом они смогут принять участие в голосовании. Если этот вопрос будет решать, как и раньше, Центральная избирательная комиссия, то определенных конфликтов не миновать. Не дай Бог от повторения тех конфликтов, что были в Чимишлии…
Мы также подчеркиваем, что и впредь будем держать на контроле ситуацию – и бить тревогу в случае выявления каких-либо упущений в принятом уже законе или других законопроектах, призванных улучшить законодательные рамки избирательной системы. По мере сил, мы будем участвовать во всех демократических процессах по совершенствованию законодательства.
Вне зависимости от того, какая система выборов применяется, мы продолжим как мониторинг самого избирательного процесса, так и осуществления двух прав – права избирать и быть избранным.