Премьер Молдовы Павел Филип и президент Украины Петр Порошенко официально открыли совместный молдавско-украинский пункт пропуска через госграницу «Кучурган-Первомайск». КПП расположен на главной транспортной артерии Приднестровья. Зачем Кишиневу совместный контроль на границе? И почему Тирасполю такой контроль не нужен? На эти вопросы отвечает бывший замначальника Пограничной полиции, эксперт IDIS Viitorul Росиан Василой.
Свободная Европа: Пока речь идет только об одном пункте пропуска через границу – КПП «Кучурган-Первомайск», но расположен этот пункт на главной транспортной артерии Тирасполя. Первые шесть месяцев проверка будет частичной. Пограничная полиция развернет свою работу на въезде в Республику Молдова, Таможенная служба – на выезде. Согласно планам, затем ввести совместный режим пропуска намечено еще на 13 КПП. Какие у вас ожидания, как у бывшего руководителя Пограничной полиции?
Росиан Василой: Единственное мое ожидание, как бывшего пограничного полицейского, как профессионального пограничного полицейского, связано с тем, что Республика Молдова восстановит свой контроль на крайне важном участке молдавско-украинской границы – на приднестровском сегменте, общей протяженностью 453,4 километра.
Свободная Европа: Подобный контроль – абсолютная премьера? Ведь соответствующее Соглашение было подписано еще в 1997 году. Некоторое время подобный контроль, насколько мне известно, производился на семи пропускных пунктах, затем украинская сторона потребовала от молдавской убрать своих сотрудников. Это так?
Росиан Василой: Да, это так. С 1998-го и по ноябрь 2001 года Республика Молдова присутствовала на этом КПП, но не в соответствии с тем механизмом, который будет применяться сейчас, потому что тогда в совместном контроле участвовали только таможенники, пограничников там не было.
И в одностороннем порядке, без предварительных консультаций Киев в ультимативном порядке потребовала от Молдовы покинуть контрольно-пропускные пункты на территории Украины, а украинцы, в свою очередь, ушли с КПП «Паланка-Маяки-Удобное». И вот через 16 лет мы вернулись на этот КПП.
Свободная Европа: А какие же гарантии, что аналогичная ситуация не повторится?
Думаю, это был сигнал официальному Кишиневу – ребята, определитесь, чего вы на самом деле хотите? Хотите хороших отношений с Украиной – или нет?
Росиан Василой: После провозглашения независимости, после войны на Днестре и т.д., наши отношения с Украиной переживали несколько этапов. Роль тогдашней Украины всем известна. В разные периоды возникали различные проблемы, то с демаркацией границы, то на севере Республики Молдова в Вылче, то на юге в Джурджулештах… Все зависит от отношений между двумя государствами, между Кишиневом и Киевом.
Я по натуре оптимист, но определенных сюрпризов не исключаю, как со стороны Украины, так и с нашей стороны. Один пример: как мы решили с приобретением электроэнергии в марте – и как поступили 5 июня? Возобновили контракт с Молдавской ГРЭС, тем самым финансируем сепаратизм и генералов ФСБ России, которые живут себе припеваючи в Тирасполе.
Свободная Европа: Г-н Василой, но и этот совместный контроль, который должен был заработать 31 мая, затянулся. Какие технические проблемы, проблемы логистики могли задержать этот процесс, по вашему мнению?
Росиан Василой: Действительно, небольшая отсрочка имела место. Я сейчас цитирую премьер-министра. Что касается меня, то я предполагаю, что технические причины и проблемы логистики были лишь отговоркой, официальным комментарием. И я об этом сказал еще 31 мая утром, когда офицеры полиции и таможенники должны были приступить к исполнению своих обязанностей на КПП.
Ни о какой блокаде или о чем-то подобном и речи быть не может, механизм соответствует всем международным требованиям
Думаю, произошло наслоение нескольких вопросов, и я в том интервью говорил о проблематике возобновления поставок кучурганской электроэнергии в правобережную Молдову. Думаю, это был сигнал официальному Кишиневу – ребята, определитесь, чего вы на самом деле хотите? Хотите хороших отношений с Украиной – или нет? Затем последовал ряд встреч на уровне руководства Пограничной полиции с украинскими коллегами.
Свободная Европа: Иными словами, вы даете понять, что Кишинев возобновил контракт с Кучурганом, и потому и произошла осечка?
Росиан Василой: Не исключаю определенной дозы недовольства.
Свободная Европа: Тирасполь настроен предельно критично. Приднестровская администрация утверждает, что это последний этап блокады региона. Какие возможны последствия? Что может произойти в переговорном процессе?
Росиан Василой: Я позволю себе небольшое уточнение: не Тирасполь, а Кремль. Тирасполь – рупор Кремля, а заявления московских чиновников известны, есть заявление Госдумы, заявления отдельных высокопоставленных чиновников Российской Федерации.
Но вспомним ситуацию 2005-2006 гг., после совместного заявления премьер-министров Украины и Республики Молдова, когда был введен или, точнее, упорядочен поток грузов через молдавско-украинскую госграницу одновременно с миссией EUBAM. Тогда тоже говорили о блокаде. А Российская Федерация, при молчаливой поддержке Украины, направляла гуманитарные конвои.
Ни о какой блокаде или о чем-то подобном и речи быть не может, потому что механизм, который будет применяться сейчас, соответствует всем международным требованиям и, в первую очередь, нормам Евросоюза.
Свободная Европа: Но, с другой стороны, представители Тирасполя утверждают, что результатов никаких не будет – ни для экономики и торговли, ни в плане свободного передвижения граждан. Вы же, напротив, говорите, что, таким образом, создаются прекрасные условия для экономического развития на обоих берегах Днестра.
Росиан Василой: Если говорить об экономической составляющей, то механизм предусматривает, что Таможенная служба будет проводить все процедуры лишь в отношении экспорта. Если прежде экономический субъект Республики Молдова, работающий на левом берегу Днестра, должен был оформить все документы, все акты проверки в ближайшем таможенном пункте или таможенном бюро, расположенном в Каушанах, то сейчас ему не нужно ездить в Каушаны для оформления бумаг, сейчас он следует прямиком на КПП «Кучурган-Первомайск». Бюджет страны не взимает ни одного бана с этого предпринимателя, потому что все процедуры проводятся непосредственно на контрольно-пропускном пункте.
Вводится электронная декларация, что позволит сократить время на растаможку и другие процедуры
Свободная Европа: А Тирасполь говорит, что новый режим обернется потерями для импортеров и экспортеров…
Росиан Василой: Я с февраля провожу детальный анализ, подготовил и комментарий по всем подобным опасениям сепаратистского режима. Мои выводы полностью опровергают все те претензии экономического порядка, в плане безопасности или межличностных отношений. Скажу еще раз: нет никакой угрозы для компаний из Приднестровья. Угроза есть только для тех, кто наживался на контрабанде, на всех тех нелегальных потоках, огромных на этом сегменте границы.
Свободная Европа: В своих комментариях вы говорили, что целью совместного контроля является способствование законной торговле. Каким образом будет упрощена законная торговля? Иными словами, какие преимущества открывает новый режим перед жителями и компаниями из Приднестровья?
Росиан Василой: Говорим сейчас о хозяйствующих субъектах, потому что гражданами Пограничная полиция займется только по требованию, я имею в виду, иностранных граждан. Что же касается экономических субъектов, то я уже отмечал: уменьшаются транспортные расходы, Таможенная служба будет работать круглосуточно на этом КПП, вводится электронная декларация, что позволит сократить время на растаможку и другие таможенные процедуры, на оформление документации.
Тирасполь может закрыть этот КПП со стороны Приднестровья и развернуть работу на других пропускных пунктах
Эта работа будет проводиться в два этапа. На первом этапе – на импорте, а затем и на экспорте не будет производиться процедура фитосанитарного и ветеринарного контроля. Молдавская сторона частично делегирует, скажем так, Приднестровью право и обязанности по созданию фитосанитарных и ветеринарных коридоров. Но не надо забывать о том, что на КПП присутствует не только Республика Молдова, но и Украина, которая так же заинтересована обезопасить себя и снизить определенные риски в этом отношении.
Свободная Европа: Когда, по вашему мнению, все будет готово к введению полного контроля потока товаров, транспорта и граждан?
Росиан Василой: Думаю, на этом КПП понадобятся минимум шесть месяцев. Допускаю, что этот период будет расширен, потому что существуют определенные риски, а также нужен анализ ситуации – в контексте введения механизма совместного контроля и на остальных 24 контрольно-пропускных пункта.
Молдова восстановит контроль на крайне важном участке границы – на приднестровском сегменте, общей протяженностью 453,4 км
Свободная Европа: О каких рисках может идти речь?
Росиан Василой: Прежде всего, не будем забывать о человеческом факторе. Есть пограничные полицейские Республики Молдова и таможенники, значит, возможны коррупционные риски, не говоря уж о тех рисках, что идут со стороны Приднестровья.
Тирасполь может закрыть этот КПП со стороны Приднестровья и развернуть работу на других пропускных пунктах. Но здесь, я думаю, и наши службы, и украинские изучили ситуацию предельно внимательно, ведь известно заявление Киева о возможном закрытии торговли по этому сегменту с перенаправлением товарных потоков в северную и южную зону Республики Молдова.
Свободная Европа: Можно ли будет в обозримом будущем говорить о полном восстановлении контроля Кишинева на границе?
Росиан Василой: Думаю, да, но только при условии, что этого захотят, прежде всего, в Кишиневе.