Ион Стурза: «Мэр Кишинева – фигура заметная, а Додон уже очень многим успел надоесть»

Президент Игорь Додон заявил о необходимости скорейших изменений в составе правительства для повышения эффективности его работы, а премьер Майя Санду обвинила главу государства в попытке подрыва реформ, за которые она готова бороться «или в правительстве, или на улице, вместе с гражданами». Экс-премьер Ион Стурза считает, что подобные споры приведут лишь к сплочению тех, кто сформировал большинство в парламенте и взял на себя управление государством.

Свободная Европа: После недавней баталии на местном уровне следуют и другие политические конфронтации. Что на кону сейчас, после завершения местных выборов?

Ион Стурза: Я не думаю, что вотум недоверия будет вынесен, не готова Партия социалистов к тому, чтобы свергать правительство и строить другие альянсы, да и не в ее интересах это делать, потому что высшая цель Додона – выиграть предстоящие президентские выборы. Он доволен этой позицией, он приспособился, получил возможность много говорить, не нести особой ответственности, вести помпезный образ жизни – одним словом, я не думаю, что он рискнет своим новым мандатом и личным уютом после всех тех унижений, которые пришлось претерпеть при Демпартии.

Кроме того, он прекрасно понимает, что кабинет Майи Санду по определенным направлениям работает очень неплохо – восстановили внешнее финансирование, навели элементарный порядок в публичных финансах, постепенно начинают решать и социальные проблемы, что, по моему мнению, социалисты сегодня делать не в состоянии.

Свободная Европа: Вы сказали, что по определенным направлениям правительство Санду достигло успехов. А что может предложить президент действующему правительству – он же уже пытался отбить два-три министерских кресла?..

Ион Стурза: Г-н Додон прекрасно знает, что Майя Санду не пойдет на реконфигурацию правительства. Перестановки в правительстве означали бы, что он берет на себя политическую ответственность за все, что происходит в исполнительном органе власти – и я считаю, что он в этом не заинтересован. Кроме того, не думаю, что он действительно заинтересован в появлении новых политических фигур внутри партии, чтобы продвигать их на позиции, предполагающие максимальную публичную заметность. Тем более, что с избранием Иона Чебана мэром столицы у него уже появилась «проблема» – в партии возникла фигура, почти равная, эквивалентная ему самому по степени влияния и публичной заметности...

Свободная Европа: И может возникнуть конкуренция между Чебаном и Додоном?

Ион Стурза: Разумеется! Конкуренция есть, да она и всегда была, менее очевидная, но была между этими двумя лидерами – и я не уверен, так ли уж хотел Додон, чтобы Чебан заполучил кишиневскую мэрию. Мэр Кишинева – фигура более чем заметная, а мэрия – хороший трамплин для дальнейшей политической карьеры. Так что здесь появился признак повышенного дискомфорта, а Додон уже очень многим успел надоесть.

Свободная Европа: После заявления Игоря Додона последовала реплика Майи Санду, которая призвала президента отказаться от закулисных игр, компрометирующих реформу юстиции. И предстоят еще более жаркие, еще более жесткие битвы…

Ион Стурза: Майя Санду абсолютно права. Да, но г-н Додон другой формы политики не знает. Он прошел старую школу у Воронина, у Плахотнюка, он может вести лишь закулисные игры. Это качество Додона особо проявилось, когда он пытался договориться о цене поддержки Плахотнюка у власти. Он шаг за шагом захватывает новые сегменты, которые считает важными – прокуратуру, СИБ, НЦБК, информационное пространство. Осталась Генеральная прокуратура – и его программа выполнена.

Ион Стурза

Эта система не сильно отличается от той, которую мы уже пережили, которую мы хорошо знаем – от системы Плахотнюка. Помимо недостатков этического, нравственного, политического характера у такого формата еще один минус – непомерные издержки. Чтобы содержать подобную систему так, как это делалось во времена Плахотнюка, необходимы огромные доходы. И ему пришлось прибегать к различным схемам, несмотря на то, что русские «пошли ему навстречу» и дали возможность зарабатывать большие деньги с помощью отмывания грязи, – но ему надо было кормить систему…

По сравнению с другими Майя Санду ведет прозрачную, честную политику, правда, не всегда достаточную с политической точки зрения, как часто происходит на берегах Быка, но она всегда сможет сказать: «Я была предельно открытой, я работала прозрачно, в интересах народа, в интересах граждан, которые меня избрали».

Свободная Европа: Игорь Додон хотел бы выдвинуть своего кандидата на должность генпрокурора?

Ион Стурза: Однозначно – нет! Максимум, что сделает Игорь Додон – и, думаю, он именно так поступит – согласится на сравнительно нейтральную фигуру, не полностью послушную, но которая будет исполнять его приказы – так, как это делали прежние прокуроры. Не надо забывать: из всей палитры активных политиков в Кишиневе Игорь Додон – самый уязвимый, самый «информированный», скажем так. Если появится прокурор, пусть и не генеральный, но независимый с процессуальной точки зрения, для него, для Додона, это чревато серьезными проблемами с национальным правосудием.

Свободная Европа: Так разве ему не хочется полностью обезопасить себя на случай подобного сценария?

Ион Стурза: Разумеется, он попытается это сделать, но только если у него будет высшая власть. Сейчас власть он делит с Майей Санду, которая оказалась достаточно крепким орешком для главы государства.

Свободная Европа: Какую роль будет играть в дальнейшем лидер PPDA, вице-премьер, министр внутренних дел Андрей Нэстасе, который потерпел поражение на выборах? Говорят, он болезненно воспринял неудачу, однако поражение не должно помешать процессу реформ. Как вы считаете, он и впредь будет поддерживать инициативы Майи Санду? И вообще, продержится тандем PAS-PPDA – или разбежится?

Ион Стурза: Разумеется, это дилемма, но не надо принимать решений на горячую голову после мучительного и совершенно неожиданного поражения. Говоря математическим языком, Андрей Нэстасе не мог не победить, но в Республике Молдова происходят и вещи, которые противоречат математике. Я думаю, они должны идти вперед вместе. Возможно, ему следует взять тайм-аут, в том числе для того, чтобы поразмыслить над произошедшем, да и просто отдохнуть не помешает, надо смириться с поражением, еще раз проанализировать последние события – возможно, для укрепления собственной партии и отношений с Майей Санду. Насколько мне известно, его отношения с Майей Санду достаточно хорошие, это рабочие отношения, то есть, непреодолимых разногласий или проблем между ними нет.

Мое предложение, мой совет – подумать о консолидации правоцентристской партии, возможно, о слиянии партий DA и PAS под единым руководством и с единой идеологией, чего, к сожалению, не удалось сделать до настоящего момента, потому что на повестке дня стоит много других проблем. Уверен, Андрей Нэстасе сможет перевести дух и продолжить политический путь, я в него верю, даже если сегодня и был жестким по отношению к нему, указав на многочисленные политические ошибки, которые они допустили после прихода к власти.

Свободная Европа: Как вы считаете, он не думает о политической мести, по крайней мере, в отношении Игоря Додона? Во всяком случае, он это дал понять в ходе кампании по местным выборам. Более того, и другие видные представители PPDA говорят, что проевропейский блок сейчас расплачивается за «брак по расчету» с ПСРМ.

Ион Стурза: И да – и нет. Но их политические ошибки, которые мне бы не хотелось перечислять, назову лишь голосование в Конституционном суде, голосование в ПАСЕ, договоренности по СИБу, по прокуратуре и т.д. – это все серьезные просчеты и политические ошибки. То есть, нельзя сказать, что создание правящего альянса с социалистами – единственный неверный ход.

Правда, этот шаг радикализировал часть электората, и не такую уж маленькую его часть, но не это основная проблема. Если есть желание и впредь управлять в интересах страны, во имя искоренения, шаг за шагом, олигархической системы и создания платформы, которую трудно будет расшатать будущей власти, – то стоит рискнуть.

Свободная Европа: А как сложатся его отношения с Игорем Додоном? Это будет конфронтация?

Ион Стурза: По всей видимости – да, и это более чем нежелательно. Одно дело, если я скажу что-то про Игоря Додона, с присущим мне сарказмом, – и совсем другое, если это скажет партнер по коалиции, пусть и заявления эти носят конъюнктурный характер. Думаю, надо придерживаться определенных правил приличия, точнее, определенного протокола в общении или обмене месседжами. Между ними мужское соперничество, но я всегда считал Андрея Нэстасе на голову выше, по крайней мере, в плане честности…

Свободная Европа: Значит, вы даете понять, что поражение Андрея Нэстасе может сплотить их больше, чем победа?

Ион Стурза: Победа стала бы для Андрея Нэстасе дополнительным толчком к тому, чтобы не заниматься министерством или мэрией, а всерьез задуматься о должности президента. Такие мысли вполне логичны, потому что любой политик, одолевший первую ступень, – это как тот солдат в армии, который мечтает стать генералом. Так что я думаю, что это был успокаивающий и отрезвляющий удар по самолюбию.

Свободная Европа: Как вы считаете, он должен остаться во главе МВД?

Ион Стурза: По крайней мере, он может попробовать – без лишней эйфории и без политических движений, потому что МВД, в конечном счете, сильное ведомство, которое должно служить закону, стоять на страже интересов граждан, их безопасности. Это очень сложное ведомство, там своя специфика. К сожалению, сотрудникам министерства нередко приходилось выполнять и несвойственные им задачи, не имеющие ничего общего с обеспечением безопасности граждан. Это крайне важное министерство.

Если удалось что-то сделать не для пиара, не для Facebook, а для граждан, – значит, это политическое преимущество для г-на Нэстасе. Особенно если иметь в виду, что он работал не в сельском хозяйстве или в сфере культуры, он пришел из судебной системы, знает людей и знает, как работает эта система. Ему необходимо выстроить правильные и честные профессиональные отношения с коллегами по министерству – и, уверен, у него это получится.

Свободная Европа: Учитывая, что мэром Кишинева избран Ион Чебан, как следует вести себя блоку ACUM на уровне муниципального совета, как ему реагировать на предложения, которые уже озвучил Ион Чебан в публичном пространстве, пообещав две должности вице-мэра, должность председателя муниципального совета, руководителей департаментов – ведь и от этих должностей зависит развитие Кишинева?

Ион Стурза: Вы затронули очень важный вопрос – кто заказывает музыку в Кишиневе. Из-за постоянной борьбы между столичным градоначальником Дорином Киртоакэ и предыдущими правительствами, а также нескончаемых изменений законодательства мэр лишился важнейших полномочий. Роль мунсовета велика – и он будет играть ее и впредь. В этом смысле ситуация не в пользу Иона Чебана.

Разумеется, все положительные моменты, которые отвечают интересам жителей Кишинева по развитию города, необходимо поддерживать. Главное – не придерживаться прежней формулы совета, который, вне зависимости от своей политической окраски, солидарно голосовал в ущерб интересам столицы, когда появлялись группы интересов и лобби – особенно, в сфере недвижимости и госзакупок. Это проявилось и в приватизации земельных участков, и в приобретении автобусов для Кишинева. Унионисты, центристы, правые или левые – неважно, решение принималось в зависимости от «интереса».

Я очень надеюсь, что Ион Чебан понимает все эти нюансы и не даст вовлечь себя в недостойные игры, потому что это означало бы конец его политической карьеры. А он сравнительно еще молодой и, думаю, на левом сегменте политической сцены может рассчитывать на хорошую политическую перспективу.

Свободная Европа: Какой альянс появится в столичном муниципальном совете, как вы считаете?

Ион Стурза: Не думаю, что удастся создать такой же альянс, как на центральном уровне...

Свободная Европа: То есть, ПСРМ-ACUM достичь консенсуса не смогут?

Ион Стурза: Тут все зависит от ряда факторов. Если они проявят достаточную зрелость и смогут помириться, сосредоточиться на конкретных проектах для Кишинева, то, конечно, договориться можно. Но ведь город – это не геополитика, это, скорее, клубок интересов, чрезвычайно туманных интересов...

Мы, граждане, видели, что долгие годы столица была дойной коровой, из которой каждый вытягивал ресурсы, как только мог. Речь идет не о десятках – о сотнях миллионах евро, которые шли коту под хвост. Так что – посмотрим. Посмотрим, какие движения начнутся, где появится предательство… Честно говоря, месседж со стороны той или иной партии, того или иного партийного лидера менее важен. Но так было и в прежнем совете.

Свободная Европа: И что бы вы посоветовали? Создать большинство ПСРМ-ACUM на уровне Кишиневского муниципального совета?

Ион Стурза: Скорее – нет, хотя я не уверен, что удастся создать коалицию и по другую сторону. Правда, там есть опытные советники, но они настолько политизированы, настолько зациклены на каких-то вторичных проблемах, далеких от интересов граждан, что вряд ли выйдет договориться.

Надо посмотреть, какая структура складывается. Если найти консенсус не удастся и коалиция – иная, не с ПСРМ – получится слишком разношерстная, то, разумеется, от случая к случаю придется голосовать и взаимодействовать и с Партией социалистов.