«Исключить олигархов из процесса принятия решений». Литвиненко и Драгалин рассказали об обязательствах Молдовы на пути евроинтеграции 

Фото коллаж. Глава антикоррупционной прокуратуры, Вероника Драгалин и министр юстиции, Серджиу Литвиненко

Ну пути евроинтеграции Молдова должна избавиться от олигархов и ускорить расследование дел о большой коррупции. Это заявил министр юстиции Серджиу Литвиненко на форуме о Европейской интеграции Молдовы.

Деолигархизация

Министр юстиции рассказал, что одно из обязательств, которое Молдова должна выполнить перед Европейской комиссией — борьба с олигархами. Он подчеркнул, что деолгиархизация — не только обязательство, которое власти взяли, перед внешними партнерами, но и перед народом. Литвиненко отметил, что правительство до конца года должно определиться с концептом деолигархизации.

Читай также Минюст представил «молдавский» закон Магнитского. Его могут принять до конца года

«Суть проста: исключить олигархов из процесса принятия решений в политике, аудиовизуальной сфере и экономик?», — сказал Литвиненко. Министр юстиции отметил, что Молдова может опираться на опыт Украины, которая недавно приняла закон «О деолигархизации». Он подчеркнул, что минюст сможет сослаться и на санкционные списки Великобритании и США, в которых фигурируют Илан Шор и Владимир Плахотнюк. «Думаю, если мы внесем зарубежные санкции в национальное законодательство — тоже поможет деолигархизации», — сказал Литвиненко.

Говоря о законе Магнитского, который хотят принять в Молдове, Литвиненко отметил, что его цель — привести в действие санкции, которые ввели США и Великобритания. Он рассказал, что некоторые механизмы для закона намерены перенять у внешних партнеров: заморозка активов, отзыв лицензий.

«Если говорить о телеканалах, про которые очень четко сказали, что они принадлежат Шору, с моей точки зрения, необходимо внедрить это решение с отзывом лицензии. Это — телеканалы, человека, которого власти Великобритании обвинили в коррупции, а США — в других нарушениях», — сказал Литвиненко.

Санкции для людей аффилированных олигархам, можно обсудить дополнительно.

Он пояснил, что санкции для людей «аффилированных» олигархам, можно «обсудить дополнительно». Он отметил, что закон нужно доработать, чтобы «исключить риски возможных злоупотреблений, чтобы это не считали политической полицией». «Не знаю, как можно говорить о политической полиции, если мы перенимаем санкции, которые применили власти, которых нельзя назвать коррумпированными», — подчеркнул министр.

Реформа судебной системы

Литвиненко также отметил, что Европейская Комиссия ожидает что Молдова ускорит расследования дел, связанных с большой коррупцией. Внешние партнеры подчеркнули, что эти расследования должны «вызывать доверие». Министр юстиции отметил, что выполнение этого обязательства связано не только с прокуратурой, но и с судебной системой.

Первый этап очистки системы — это проверка кандидатов в Высший совет магистратуры и Высший совет прокуроров.

Он напомнил, что еще в 2019 году молдавские власти пытались очистить судебную систему. Литвиненко отметил, что сейчас, первый этап очистки системы — это проверка кандидатов в Высший совет магистратуры и Высший совет прокуроров. Министр подчеркнул, что по его информации комиссия «pre-vetting», которая проверяет кандидатов в ВСМ, «находится на последней стометровке». «Надеюсь очень сильно, чтобы в начале 2023 года у нас был новый Высший совет магистратуры», — сказал он.

Также министр юстиции рассказал, что власти надеются начать реформу Высшей судебной палаты в апреле 2023 года, а закончить ее «самое позднее — осенью 2023 года». Литвиненко отметил, что 16–17 декабря Венецианская комиссия должна опубликовать новое заключение на законопроект.

«Такие реформы не можешь проводить самостоятельно без полной поддержки партнеров по развитию», — подчеркнул Литвиненко.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ Битва за ВСМ. Что известно о первых трех судьях, которые прошли pre-vetting

Борьба с коррупцией

О борьбе с коррупцией рассказала глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин. «Думаю, до сих пор [в борьбе с коррупцией] не было результатов, которых мы все хотим», — сказала она.

Драгалин отметила, что для эффективной борьбы с коррупцией необходимо четко определить компетенции Наццентра борьбы с коррупцией (НЦБК) и Антикоррупционной прокуратуры.

Вся коррупция может нанести серьезный ущерб обществу.

«Мы сейчас расследуем дела о системной коррупции. Не хочу говорить, что это дела о малой коррупции, потому что не думаю, что есть мала коррупция. Вся коррупция может нанести серьезный ущерб обществу», — сказала Драгалин. Она подчеркнула, что прокуратура не имеет права отказываться от расследования дел, о взятках сумма которых составляет и 200 леев.

Она рассказала, что обществу нужно будет определиться с формулой, которая подходит для борьбы с коррупцией. Она считает, что учреждения, которые могут проводить «серьезную экспертизу», должны сконцентрироваться на делах, в которых фигурируют люди, занимающие важные должности. «Это — прокуроры, судьи, депутаты, министры», — рассказала Драгалин.

Также она считает, что за последний год Антикоррупционная прокуратура отправила несколько резонансных дел в суд, включая дело экс-президента Молдовы Игоря Додона, отстраненного генпрокурора Александра Стояногло и экс-главы СИБа Василия Ботнаря.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ Заморозить активы или нарушить свободу слова. Как «акт Магнитского» может перекроить молдавский медиарынок?  

«Не могу представить более высокой должности, чем президент. Это значит, что Антикоррупционная прокуратура вместе с НЦБК и ARBI смогли расследовать важные случаи и послать обществу важный сигнал, что мы будем бороться с большой коррупцией. Закон одинаков для всех», — подчеркнула она.

Также она рассказала, что за четыре месяца работы в Молдове, она видела случаи, когда люди, которым предлагают дать или получить взятку, обращаются в правоохранительные органы, позволяя тем самым, собрать доказательства.

«У нас достаточно людей, которые устали от системной коррупции», — сказала Драгалин.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ Два молдавских олигарха попали в санкционный список Великобритании. Шор: «Это смешно»