Как учатся в Молдове | Первые шаги самые сложные. Насколько (НЕ) легко отдать ребенка в ясли

Илие и Татьяна Новак с двумя детьми Драгомиром и Алистаром.

С Татьяной Новак мы встретились на детской площадке в Долине Роз. У нее двое детей: Алистару два с половиной года, Драгомиру — год. Татьяна преподает изобразительное искусство, но сейчас она в отпуске по уходу за детьми.

Из-за того, что у детей не совпадает режим дня и они спят в разное время у Татьяны мало свободного времени. Она рассказывает, что ей очень сложно справляться одной с двумя детьми, особенно если нужно выйти в город. Поэтому, мы смогли увидеться, когда у ее мужа Ильи Лупу было время присоединиться к нам.

Мы идем по солнечной аллее пока Алистар спит в коляске, которую везет Татьяна, Илья несет на руках Драгомира, который разглядывает все вокруг. Илья тоже преподает рисование в центре Lăstărel. Родители очень хотят отдать старшего сына в ясли, но все садики из центра Кишинева принимают детей старше трех лет и только в том случае, если будут свободные места.

Журналистка Анастасия Кондрук общается с супругами Новак

Из 10 детей, которые младше трех лет, даже двое не ходят в ясли

В таком же положении находятся тысячи родителей по все стране. Отчет 2018 года показывает, что с 2016 по 2018 год в Молдове родились 104 тыс. детей. Это значит, что около 80 тыс. семей воспользовались услугами дошкольного образования. С тех пор ситуация не сильно изменилась.


44% двухлетних детей ходят в ясли или детский сад. Мы поговорили с десятком родителей, воспитателей и экспертов в образовании, чтобы понять, что происходит и какие можно найти решения.

Как часто бывает большинство активистов, которые борются за то, чтобы у детей был доступ к яслям и детским садам, это родители, которые столкнулись с различными проблемами пытаясь обеспечить хорошим образованием своих детей. Алина Андронаке одна из самых известных активисток, которая говорит о проблеме яслей.

Она столкнулась с этой проблемой в 2017 году, когда родился ее третий ребенок. Алине Андронаке самой приходилось совмещать несколько работ, и она хотела бы как можно скорее отправить ребенка в ясли. В яслях, куда должны были распределить ее дочь Иоанну, сказали, что лист ожидания настолько длинный, что Ионна сможет попасть туда, когда ей исполнится три года и семь месяцев.

Алина Андронаке начала изучать, как работает система дошкольного образования в Молдове и даже участвовала в разработке законопроектов для этой сферы. Сейчас она эксперт в Центре партнерства для развития.

Алина Андронаке

Она говорит, что большая проблема заключается в Кодексе об образовании «более устарелом и неприкосновенном документе, чем Библия». Последние значительные изменения в него внесли в 2018 году, а часть, которая описывает дошкольное образование очень сжатая.

Кодекс приняли в 2014 году, когда министром образования была Майя Санду. Следующие поправки в него внесло в 2018 году правительство Павла Филипа, когда министром образования была Моника Бабук. Согласно поправкам, детей нужно было включать в систему образования начиная с двух лет, а не трех. Поправки объяснили тем, что ежегодно более 20 тыс. детей, которым меньше трех лет, не имеют доступа к яслям, а их матери не могут вернуться к работе.

В 2018 году власти пообещали разработать национальную программу, чтобы открыть больше яслей к 2020 году. Но это обещание так и не выполнили. Сейчас дошкольное образование включает ясли, куда берут детей до двух лет и дошкольные группы, куда берут детей от двух до семи лет. Обязательное образование начинается с подготовительной группы, куда берут шестилетних детей, чтобы подготовить их в школе.

С 2018 года в Молдове действуют два типа отпуска по уходу за ребенком: два года и два месяца или три года. Оба варианта позволяют получить полное пособие по уходу за ребенком. Это изменение ввели, чтобы позволить родителям скорее вернуться на рабочие места, но до сих пор количества тех, кто выбирает более короткий отпуск, не изменилось.

По данным на 2023 год, в Молдове работают 1483 дошкольных учреждения (садики и ясли). За последние 10 лет их число увеличилось на 4%.

Почему дети должны ходить в садики или ясли?

Если Алистара возьмут в ясли у Татьяны появится больше времени, которое она сможет уделить младшему сыну Драгомиру. Родители Алистара считают, что ребенку нужна социализация и взаимодействие со сверстниками. «Он очень сильно хочет [в ясли] потому, что ему нравятся дети», — говорит Татьяна.

Согласно отчету ЮНЕСКО, право на образование возникает одновременно с рождением. Исследования показывают, что включение ребенка в систему образования обладает преимуществами и для детей, и для общества. Именно в первые годы жизни ребенка закладывается основа для развития способностей.

Татьяна Новак и Драгомир

Исследование проведенное в Колумбии показало, что посещение детсадов способствует развитию словарного запаса. Другое исследование, проведенное в Ямайке показало, что взрослые, которые в детстве посещали детский сад, в среднем получают зарплату на 25% выше, чем их ровесники.

Елена Маталасова работает воспитателем в частном центре дошкольного развития. «Насколько раньше ребенок увидит, что есть что-то кроме двора, мамы, братьев, настолько он будет более расслабленным и независимым», — рассказала она. Объясняя родителям преимущества детсада Маталасова отметила: «Ребенок должен адаптироваться. Темп нашей жизни изменился, а родители, которые держат ребенка дома, говорят: “я все ему даю”. Потом ребенку исполняется 4 годика и появляются проблемы. Он не может завести друзей, взаимодействовать с более агрессивными детьми, не знает, что ответить. Такие дети находят общий язык со взрослыми, но с ровесниками им сложнее».

Воспитатель думает, что иногда родители относятся сдержанно к яслям потому, что у них нет доверия к системе образования. Недавние случаи, как например в Бельцах выяснилось, что воспитательница унижала и била детей, усложняют ситуацию.

Другая причина сдержанности родителей — стереотип, что матери должны больше заботиться о детях, оставаться дома, когда они болеют, отводить их в школу и т. д. Хотя в последнее время ситуация улучшилась, недавнее исследование Центра партнерства для развития показывает, что примерно 50% молдаван считают, что долг женщины — заниматься семьей и хозяйством, а 62% считают что долг мужчины приносить деньги в дом. Так, отказ матери от профессиональной жизни воспринимают, как что-то нормальное.

Частные ясли — частичное решение

Все же, сдержанность родителей меньшее препятствие, чем отсутствие мест в яслях. Многие родители обращаются в частные ясли после того, как не находят мест в государственных учреждениях. Так поступила Алина Андронаке после того, как узнала, что ее младшая дочь сможет пойти в садик в три года и семь месяцев. «Я стояла в очереди в частные ясли шесть месяцев. Ясли обошлись мне в 7 тыс. леев в месяц, а у меня зарплата была 12 тыс. леев», — сказала она.

Частные ясли не всегда соответствуют финансовым возможностям жителей Молдовы. Татьяна и Илья не могут позволить себе частные ясли. «Нужно отдать целую зарплату только за ясли. Лучше оставаться дома потому, что это одно и то же», — сказал Илья. «Это очень утомляет, но лучше я останусь дома. Бывает, что приезжают родители или я еду к ним. Это помогает», — добавила Татьяна.

В среднем, частные ясли обходятся в 350-400 евро ежемесячно, когда средняя зарплата по экономике 11,7 тыс. леев (580 евро). Один из частных детсадов, недавно открывшихся в Кишиневе, установил тариф 250 евро за то, чтобы записать ребенка в сад, а после этого нужно будет платить по 750 евро ежемесячно. Таким образом, частные ясли могут исключить из образовательного процесса детей из уязвимых семей.

Кроме того, и частные ясли нелегко открыть. Алина Андронаке говорит, что большинство из них работают «по серому», их не контролируют, не дают им аккредитаций и не внедряют в общую систему образования. Чаще всего частные садики регистрируют, как общество с ограниченной ответственностью — SRL, общественные ассоциации, индивидуальное предприятие или общественные центры. Поэтому сложно определить, сколько частных яслей есть в Молдове. Данные Нацбюростатистики показывали, что в 2021 году в Молдове было 15 частных детсадов, хотя в реальности их намного больше.

Миграция в города и маленькие локальные бюджеты

Алина Андронаке считает, что с доступом к яслям в Молдове есть еще две проблемы. Первая заключается в миграции людей из сел в города и столицу. По данным на 2018 год, процент детей до трех лет, которых отдали в ясли, составил 8,9%, когда по всей стране этот показатель составил 11,6%. Поэтому родители торопятся как можно раньше записать детей в ясли и детсад. «Ребенок родился, ты сделал ему свидетельство о рождении и бежишь записывать его в детсад, иначе потеряешь место», — говорит Алина.

Татьяна и Илья знают об этом феномене и даже пытались записать Алистара в дошкольное учреждение во Флорештах, городке с севера страны, население которого составляет 12 тыс. человек. Там живут родители Татьяны, и они часто их навещают. Но и там они не добились успеха. Им сказали, что мест нет, а Алистар находится в списке ожидания.

Тем временем, в Кишиневе строят все больше домов, появляются новые микрорайоны, но их не обеспечивают необходимой инфраструктурой, в том числе, яслями. Это происходит потому, что по закону за все, что связано со зданием, где находится дошкольное учреждение, отвечает местная администрация, а не министерство образования. У местных администраций скромные бюджеты, а министерство образования выделяет деньги на детей старше двух лет. Поэтому, местные администрации не могут создать собственный бюджет.

Строгие регламенты

И если в Кодексе об образовании положение об яслях устарелое и обобщенное, то санитарный регламент для дошкольных учреждений очень точный, строгий и подробный. Например, в регламенте четко написано, что необходимы отдельные помещения для каждой активности. Там указаны точные размеры кроваток, или что новый набор игрушек нужно мыть проточной водой 15 минут. Выполнение всех этих требований обязательно.

Несколько лет назад компания Asena-Textil попыталась открыть в селе Конгаз детсад-ясли для своих 900 сотрудников. Сделать это не удалось, потому что регламент предполагает, что здание детсада должно находиться в 50 метрах от предприятия, а здание, которое могла выделить компания, находилось в 30 метрах. Поэтому центр здравоохранения Комрата не разрешил открыть детсад.

Почему нужно отдать ребенка в ясли?

Система записи детей в ясли тоже очень строгая. Хотя, право на образование универсально и гарантировано Конституцией, чтобы записать ребенка в ясли или детский сад нужно собрать папку документов и посетить многих врачей.

Одна мама из Бельц рассказала мне, что ей пришлось десятки раз сходить ко врачам, чтобы собрать все необходимые документы. Чтобы попасть к врачам необходимо заранее записываться, а это значит, что весь процесс может затянуться на несколько месяцев. По словам Алины Андронаке «это — нереально». «Я не знаю, сколько времени у тебя должно быть, как у родителя, чтобы бесконечно стоять в этих коридорах (поликлиник) несколько недель подряд и сдать все анализы. Я иногда думаю, что власти делают это специально, чтобы поддержать коррупцию», — сказала эксперт.

Список документов необходимых для того, чтобы записать ребенка в учреждение дошкольного образования:

Заявление родителя или другого представителя ребенка, к которому нужно прикрепить:

  • копию удостоверения личности или иного документа, подтверждающего место жительства;
  • копию свидетельства о рождении ребенка;
  • выписку из истории развития ребенка с выводами о состоянии его здоровья, прививочный лист и, при необходимости, рекомендации по оказанию помощи/уходу, с подписью врача и печатью участковой поликлиники;
  • справка, которая подтверждает отсутствии контакта с больными инфекционными заболеваниями в пострегистрационный период, с подписью и печатью семейного врача, выданная за 24 часа до начала посещения учреждения;
  • другие документы, необходимые для установления социальной помощи.


Перед поступлением в детсад или ясли ребенок должен пройти медицинские обследования, на которые его отправит семейный врач. Так ребенка должны проверить: педиатр, хирург/ортопед, невролог, отоларинголог и стоматолог.

Как эти препятствия влияют на детей и родителей

Конечно, больше всего страдают дети, но отсутствие яслей негативно влияет на гендерное равенство и профессиональную жизнь женщин. В общем, количество женщин, которые работают, воспитывая ребенка дошкольного возраста, на 20% ниже, чем женщин у которых нет детей. Согласно последним данным Нацбюро статистики, из женщин у которых есть дети до трех лет, работают примерно 19%. Количество мужчин, у которых есть дети такого же возраста и которые продолжают работать, составляют 66%. «Каждый год на рынке труда уменьшается число женщин, у которых есть маленькие дети. Они исчезают», — сказала Алина Андронаке.

97% людей, которые не работают потому, что ухаживают за детьми или домашним хозяйством — женщины.

Какие есть решения?

В марте 2023 года правительство приняло «Стратегию развития 2030» в которой утверждает, что обеспечит условия «чтобы у всех девочек и мальчиков был доступ к качественному дошкольному образованию и заботе». В документе не объяснили, как достичь этой цели.

Все же, государство вместе с активистами ищут как решить проблему с отсутствием доступа к яслям. Недавней победой стало принятие закона об альтернативных услугах заботы о детях до трех лет, который разработало министерство здравоохранения и соцзащиты. Закон позволяет, чтобы работодатели открывали ясли на рабочих местах, создание яслей семейного типа (квалифицированная няня заботится о детях на дому). Для яслей, которые оборудуют на рабочих местах, разработали и более гибкий санитарный регламент. Кроме того, сотрудники смогут получить компенсации в 2,5 тыс. леев на использование альтернативных услуг для заботы о детях.

Алина Андронаке — один из соавторов закона. Она призналась, что осознает, что эти меры больше относятся к частным компаниям, оставляя без внимания государственные ясли. Поэтому, министерство труда вместе с экспертами работает над созданием национальной программы услуг заботы о детях до трех лет. Решения, предложенные в документе, предусматривают расширение государственных, частных яслей и услуг по альтернативному уходу.

По словам Андронаке, для того чтобы расширить государственные ясли нужно содействие Национального фонда регионального и местного развития (FNDRL). Под «расширением» понимают не только создание большего числа яслей, но и улучшение действующих, а также их содержание.

Местные власти могли бы получить дополнительное финансирование на открытие яслей. Конечно, необходимо увеличить и бюджет FNDRL, который составляет 1% от ежегодного дохода госбюджета. «Но здесь можно привлечь средства из программ помощи Европейского Союза и других внешних доноров», — сказала Алина Андронаке. Сейчас программу показывают донорам, чтобы привлечь как можно больше фондов.

По словам Алины Андронаке, для частных яслей выходом остается изменения многих законов, «чтобы они вернулись в русло реальной экономики». «Сейчас, то, что мы делаем, как эксперты, вместе с министерством и парламентом, это — фандрайзинг для этой Национальной программы, потому что необходимы миллиарды, чтобы справиться с ситуацией», — пояснила эксперт.

«Пока их начнут применять, наши дети вырастут»

Родители, с которыми мы поговорили, радуются новым изменениям, особенно их разнообразию. «Нам бы подошли ясли семейного типа. Так мы смогли бы обратиться прямо к знакомым и у нас было бы больше доверия потому, что мы знаем с кем оставляем детей», — сказал Илья, муж Татьяны.

Но они обеспокоены, что, положение дел не изменится достаточно быстро для них. «Хорошо, что приняли, но до того, как это начнут применять, наши дети вырастут», — говорит Татьяна Новак. «Мы беспокоимся, что даже через три года не сможет отдать его в детский сад», — говорит Илья. Сейчас семья делит свою жизнь между Флорештами и Кишиневом, ожидая, что в детском саду или яслях появится место для Алистара.

Алина Андронаке настроена оптимистично, но считает, что нельзя терять время: «Я не хочу никого хвалить, но я работала с тремя парламентами и пятью правительствами, занимаясь адвокацией от гражданского общества. Обычно проблема была в том, что или министерство блокировало инициативы или не проявляло открытость, или парламент блокировал правительство потому, что был в оппозиции и никогда нельзя было довести проект до конца. Сейчас возникла синергия между министерством, парламентом и гражданским обществом. Не знаю, если такое еще повторится».

Материал подготовлен в рамках проекта „Digital Moldova: Stories About What Really Matters To Moldovans”, при финансовой поддержке посольства Соединенных Штатов, в партнерства с Moldova.org