На уроке литературного чтения в селе Дачное (Судак) ученикам четвертого класса дали задание подготовить проект на тему «Наши защитники», приуроченный к 9 мая. «Дочка нас с женой, так скажем, мучала. Потому что задали подготовить рассказ о дедушках и бабушках, которые воевали на фронте. Супруга помогла ей, и мы благополучно забыли об этом», – вспоминает отец одной из учениц, Самиры Алиевой, Ульви. Через несколько дней девочка защитила свой проект. Однако комментарии учительницы после ее рассказа вызвали волну обсуждений. Крым.Реалии полностью публикуют рассказ девочки. История ее семьи – это история о потерях и возвращениях. И о том, как из поколения в поколение на крымских татарах остается клеймо «предателей».
«Мою прабабушку звали Салиха. Родилась она в 1908 году в селе Къоз, на сегодняшний день Солнечная Долина. Она жила в хорошей семье, ее хорошо воспитали. Вышла замуж, и когда была война, ее муж ушел на фронт. Вернулся он раненым в плечо. Когда их депортировали со всем крымскотатарским народом, они приехали в Узбекистан, мой дедушка не выжил – он умер, не выдержав всяких переездов. Она осталась сама с пятью детьми. Жила она в старом коровнике. Они как могли зарабатывали. Приехали они обратно в 1990 году. На тот момент у нее было пятеро детей, двадцать внуков и пятьдесят правнуков. Дожила она до глубокой старости в окружении детей и внуков. А умерла в 98 лет».
Учительница сказала на весь класс, что крымскотатарский народ выслали из-за того, что они были предателямиУльви Алиев
Этот рассказ о своих прабабушке и прадедушке подготовила ученица четвертого класса Самира Алиева. Девочка учится в школе в селе Дачное (Судак). В середине рассказа, когда Самира заговорила о депортации крымскотатарского народа из Крыма в 1944 году, учительница Елена Руденко прервала школьницу и пообещала по окончании ее рассказа объяснить, за что крымских татар депортировали с полуострова. Отец Самиры, Ульви Алиев, хорошо помнит тот день: дочка пришла из школы, после чего семье нужно было срочно ехать в поликлинику на прием. По дороге к врачу у него зазвонил телефон: «Мне позвонил близкий знакомый, дочь которого учится с моей дочерью. И спросил, рассказала ли мне уже Самира о неком инциденте, который произошел в школе. Из-за того, что мы спешили, дочка не успела объяснить, что после того, как она рассказала свою историю на уроке, учительница Елена Руденко сказала на весь класс, что крымскотатарский народ выслали из-за того, что они были предателями. По версии учительницы, во время войны крымские татары помогали немцам оккупировать Крым. Именно это и стало причиной депортации».
Прадедушка Самиры, Ганий Алиев, был ранен в районе Феодосии близ села Владиславовка. Их воинская часть была разбита в 1942 году, он несколько ночей добирался до своего родного села Солнечная Долина. Мужчина получил ранение в плечо разрывным патроном. По словам прабабушки Самиры, Салихи, ее супруг занимал руководящие должности в учебных учреждениях: был директором школы в Солнечной Долине и в селе Богатое, позже стал председателем сельсовета.
Истории депортации крымских татар похожи между собой, говорит Ульви Алиев. По воспоминаниям его бабушки, после выселения народа из Крыма началась многонедельная поездка в вагонах для скота, где люди рожали и умирали, а умерших не позволяли похоронить, оставляя тела на улице, выбрасывая их из вагонов. «То, что мне запомнилось, это как мою бабушку повезли на чем-то вроде повозки в центр какого-то узбекского поселения. Выгрузили и уехали, бросив людей под открытым небом. Кто-то указал на помещение для скота, люди начали искать известку. Я не без гордости говорю, что крымские татары – очень чистоплотный народ. И даже если это помещение для скота, его пытались облагородить и дезинфицировать», – говорит Ульви.
Он рассказывает, что в комнатах селились по две-три семьи, там находились и дети, и пожилые люди. Кто-то из них умирал, и детям приходилось копать могилы и заниматься похоронами, потому что взрослые были обессилены. Не пережил депортацию в Узбекистан и Ганий Алиев, через год после выселения из Крыма он умер в местах ссылки. «Во времена своей юности я попросил бабушку, чтобы она рассказала о депортации. Тогда у меня было определенное мнение о Советском Союзе как о стране, за которую я испытывал определенную гордость. После рассказа бабушки у меня пошли первые несоответствия в моем детском сознании», – говорит Ульви Алиев.
Навязанный историей ярлык предателей очень крепко приелся к нашему народу. Это продолжает отражаться на наших детяхСафиназ Алиева
Инцидент, произошедший на уроке дочери, мать Самиры, Сафиназ Алиева, подробно описала на своей странице в Facebook. Она рассказывает, что после возвращения в Крым сама неоднократно сталкивалась с проблемами, связанными с ее национальностью: «Как мне сказала одна знакомая, тоже крымская татарка, мол, ну не любят они нас здесь. Навязанный историей ярлык предателей очень крепко приелся к нашему народу. Честно говоря, я думала, что это закончится на нас. На нас не закончилось, это продолжает отражаться на наших детях. И вот эта идея предать огласке случившееся заключалась в том, что, может, все-таки остановится это. Эти несправедливые обвинения в предательстве нашего народа».
Депортация крымских татар с полуострова была проведена за несколько дней – с 18 по 20 мая 1944 года. В операции задействовали 32 тысячи сотрудников НКВД. По официальным данным, около 200 тысяч крымских татар, а по сведениям Национального движения крымских татар – 423 100 человек, погрузили в вагоны и вывезли в Среднюю Азию и в несколько регионов РСФСР. 15 ноября 1989 года, согласно декларации, подписанной Верховным Советом СССР, депортация крымских татар и других народов была осуждена и признана незаконной. Крымские татары были реабилитированы, с них сняли административный надзор в местах высылки. Однако в реальности массово крымские татары смогли вернуться в Крым только в 90-х годах ХХ века. Ежегодно 18 мая в Украине и мире вспоминают о жертвах депортации крымскотатарского народа в 1944 году.
Учительница вела себя как обычно, как будто ничего не произошло. Она не пыталась со мной поговорить об этомСамира Алиева
За рассказ Самиры учительница поставила девочке пятерку и похвалила ее. Самира делится: переживала, что после огласки инцидента в социальных сетях ей будут занижать оценки: «Я начала переживать, что мне будут снижать оценки. Но когда я пришла в школу, учительница вела себя как обычно, как будто ничего не произошло. Она не пыталась со мной поговорить об этом». По словам Ульви Алиева, Елена Руденко уволилась из школы несколько дней назад: «Якобы она ушла на пенсию, в 49 лет. Из шести инстанций, в которые мы обратились после инцидента в школе, нам ответили из пяти. Ответы были примерно идентичны, в них шла речь о том, что наши запросы перенаправлены на Степикова (Игоря Степикова, главу российской администрации Судака – КР)».
С момента этой истории прошло больше месяца. По словам семьи Алиевых, за это время с ними не связался никто из школы, чтобы поговорить о произошедшем. Крым.Реалии готовы предоставить слово Елене Руденко или представителям школы, если они захотят прокомментировать ситуацию.
В Крыму наказывают невиновных и тех, кто пытается добиться справедливостиУльви Алиев
Несколько дней назад Сафиназ Алиевой принесли повестку о вызове в Следственный комитет России. «Я думал, речь пойдет о наших заявлениях по поводу учительницы. Но судя по нервному тону и угрозам, что если мы не явимся в ближайшее время, ее доставят в Следственный комитет принудительно, я понял, что речь идет не об этом. Позже выяснилось, что ее вызывают по поводу какого-то поста в социальной сети. Я практически на сто процентов уверен, что на ее странице нашли публикацию с признаками какого-то очередного якобы экстремизма. Мы, если честно, не удивлены: в Крыму наказывают невиновных и тех, кто пытается добиться справедливости», – рассказывает Ульви Алиев.
Повестка подписана старшим следователем следственного отдела Юлией Давыдовой.