Конституционный суд признал не соответствующим Конституции закон, принятый 16 декабря парламентским большинством в составе социалистов и группы «Pentru Moldova» (депутаты партии «Шор» и несколько бывших демократов). Обсуждение в КС проходило на фоне протестов возле здания суда сторонников и противников закона.
Судьи Конституционного суда пришли к выводу, что закон о функционировании языков, на которых говорят в Республике Молдова, в том виде, в котором он был утвержден в конце прошлого года, нарушает 13-ю статью Конституции. В которой четко говорится, что государство признает и защищает в одинаковой степени государственный язык и языки этнических меньшинств.
Оспариваемый закон не только придает русскому языку привилегированный статус по отношению к другим языкам нацменьшинств, но и возводит русский язык к уровню государственного, — что противоречит Основному закону, — пояснила председатель КС Домника Маноле.
Оспариваемый закон не только придает русскому языку привилегированный статус по отношению к другим языкам нацменьшинств, но и возводит русский язык к уровню государственного, — что противоречит Основному закону
В то же время, Конституция не предусматривает положения «язык межнационального общения», применимого к русскому языку, — добавляет она: «Оспоренный закон придает русскому языку статус, аналогичный статусу румынского языка, а привилегированное положение русского относительно других языков этнических меньшинств, возведение его на уровень с государственным, противоречит 13-й статье Конституции».
Домника Маноле уточнила, что судьи руководствовались данными последней переписи населения, проведенной в 2014 году, которая показывает, что почти для 80 процентов граждан родным языком является румынский — этот глотоним (название языка) включает и понятие молдавский язык, — поясняет председатель Конституционного суда. Русский считают своим родным языком почти 10 процентов населения, далее следуют гагаузский, украинский и болгарский языки. Почти в половине районов страны доля русского и украинского как родных языков не превышает 2%.
«Как отметил КС, есть районы, где, например, украинский язык распространен больше русского. Согласно тем же данным, в некоторых районах степень распространения русского языка не превышает 3%. Но с помощью придания русскому уровня языка межнационального общения язык этнического меньшинства приобретает квазиофициальный статус», — добавила Домника Маноле.
Председатель КС заявила, что в некоторых статьях отмененного закона подчеркивалось доминирование русского языка на всей территории Республики Молдова, без учета районов, в которых на нем мало или почти никто не говорит.
С помощью придания русскому уровня языка межнационального общения язык этнического меньшинства приобретает квазиофициальный статус
Конституционный суд также установил, что закон был принят без одобрения правительства, а это является обязательным процедурным условием в случае законов, предусматривающих бюджетные расходы. По словам Маноле, для внедрения закона государственным органам потребовались бы дополнительные средства. На момент голосования парламента никаких источников покрытия расходов установлено не было.
В сумму дополнительных трат входят расходы на обучение чиновников и перевод на русский язык официальных документов центральных и местных органов власти, названий государственных учреждений, товаров, инструкций и любой другой информации о товарах, производимых в Республике Молдова.
«Любой законопроект, который влечет увеличение бюджетных расходов, может быть принят только с одобрения правительства, и никакая статья с бюджетными затратами не может быть принята без указания источника финансирования», — поясняет глава КС.
«Решение Конституционного суда является окончательным, не может быть опротестовано и вступает в силу в момент оглашения», — заявила председатель КС Домника Маноле.
Закон был принят без одобрения правительства, а это является обязательным условием в случае законов, предусматривающих бюджетные расходы
Закон, принятый неформальным большинством 16 декабря, оспорили в Конституционном суде депутаты Дину Плынгэу, Мария Чобану и Октавиан Цыку. Оппозиция тогда бойкотировала заседание парламента. Закон обязывал государственные органы предоставлять гражданам информацию на русском языке, предусматривалось и наказание для чиновников за отказ отвечать на запросы по-русски. 18 декабря, за несколько дней до своей отставки после поражения на выборах президента, закон подписал тогдашний пророссийский глава государства Игорь Додон.
Авторы запроса в КС остались довольны решением. Однако, с критикой выступили авторы законопроекта — депутаты от партии «Шор» и ПСРМ. «Это политически мотивированное решение, не соответствующее духу правового государства», — отмечается в заявлении социалистов.
Пока КС рассматривал запрос, у здания суда проходили протесты, организованными активистами противоположных лагерей — одни выступали за предоставление русскому языку особого статуса, другие были категорически против. Группы протестующих были разделены кордоном полиции, между ними велась словесная перепалка, хотя в целом акция прошла без серьезных инцидентов.