В Брюсселе состоялась встреча лидеров Европейской народной партии – одной из главных европейских политических сил, посвященная саммиту стран Восточного партнерства. Участники встречи приняли заявление о перспективах сотрудничества между Евросоюзом и рядом бывших советских республик. В заявлении говорится, что ЕНП будет и впредь выступать за более тесное сотрудничество с участниками программы в рамках формата «Восточное партнерство плюс», который предполагает присоединение восточных соседей к таможенному, энергетическому и цифровому союзам, взаимодействие в сфере безопасности и обороны, снижение тарифов на роуминг. В документе осуждается переход Молдовы на новую избирательную систему, «направленную на сохранение контроля политических элит и устранение оппозиции». На встрече представителей ЕНП присутствовали и лидеры кишиневской оппозиции.
Андрей Нэстасе: На встрече я выразил сожаление тем, что из «истории успеха» Восточного партнерства Республика Молдова превратилась в захваченное государство, которое обворовали более чем на миллиард долларов, что составляет 13% ее внутреннего валового продукта. Сказал, что Восточное партнерство – это важная платформа сотрудничества и передачи европейских ценностей бывшим советским республикам.
И в оппозиции, и после того, как мы придем к власти, мы будем поддерживать углубление сотрудничества Молдовы с ЕС
Для нас, как оппозиционной партии, крайне важно, чтобы Республика Молдова сумела воспользоваться всеми возможностями и шансами, которые предоставляют механизмы Восточного партнерства.
Вместе с тем, наша задача – придать этим реформам постоянный и необратимый характер. Я сказал, что мы поддерживаем новый подход Евросоюза по принципу more for more, less for less («больше за большее, меньше за меньшее»), сказал, что и в оппозиции, и особенно – после того, как мы придем к власти, мы будем поддерживать углубление сотрудничества Республики Молдова с Евросоюзом в разных областях, в энергетике, торговле, системе образования, транспорта и т.д., и что для нас станет приоритетом взаимодействие с ЕС в цифровой сфере.
Мы особо подчеркнули, что одной из мер, способной максимально сблизить страны Евросоюза и Восточного партнерства, является снижение стоимости роуминга для наших граждан. Прекрасно известно, как много вынуждены платить наши люди за эту услугу. И мы посчитали, что главными бенефициарами этого инструмента Восточного партнерства должны стать, в первую очередь, граждане, гражданское общество, деловая среда, государственные институты, а не политическая власть, как происходит в Республике Молдова.
Если бы у нас была действительно проевропейская власть, то сегодня не стоял бы вопрос о предоставлении макрофинансовой помощи
Не секрет, что власть пользуется выгодами Восточного партнерства в узко политических целях, в своих эгоистических интересах. Реформирование и укрепление институтов, повышение мобильности, сотрудничество в преодолении гибридных угроз, которые подстерегают не только государства ЕС, но и страны Восточного партнерства, доступ к единому цифровому рынку – все эти вопросы мы предложили включить в заявление Европейской народной партии, в декларацию саммита и документы ЕНП, к которой мы намерены присоединиться. Надеемся, что это произойдет в декабре.
Европа сталкивается с серьезными проблемами, но, тем не менее, думаю, что наши предложения найдут отражение в заявлениях Европейской народной партии и саммита Восточного партнерства. Очень важно гражданам Республики Молдова знать: наступит день, когда европейские инвестиции принесут свои плоды – в системе правосудия, в борьбе с коррупцией, процессе построения правового государства и функциональной экономики, которая обеспечит новые рабочие места, приличные зарплаты, хорошие пенсии и стипендии. Примерно так вижу я ситуацию.
И я, и представители двух других партий – PAS и ЛДПМ – говорили о произвольном изменении избирательной системы. Мы предложили сформулировать ряд условий, в том числе политического характера, и надеемся, что на официальный Кишинев будет оказано давление, чтобы заставить соблюдать равенство шансов оппозиции и власти, потому что прекрасно известно: смешанная система позволяет нарушать принцип представительства.
ЕС будет внимательно следить за соблюдением прав человека, демократических рамок в Молдове
Свободная Европа: В Брюсселе подписан пакет документов о предоставлении Молдове обещанной макрофинансовой помощи в размере 100 млн евро. Деньги поступят не сейчас, а только после оценки ситуации, вероятно, в первом квартале следующего года, – если Молдова выполнит условия, в том числе политические, связанные с законодательством о выборах. Как вы считаете, удастся Молдове выполнить эти условия и получить первый транш?
Андрей Нэстасе: Если бы у нас была действительно проевропейская власть, честная и эффективная, то сегодня не стоял бы вопрос о предоставлении макрофинансовой помощи, обещанной Евросоюзом, и мы сполна ощущали бы на себе плоды этой помощи. Увы, у нас криминальная власть, которая занималась исключительно своими интересами, узкопартийными, групповыми, личными интересами отдельных представителей власти.
Я беседовал с еврокомиссаром Ханом, с которым поддерживал связи и до этой встречи, и он заверил, что ЕС будет внимательно следить за соблюдением прав человека, демократических рамок в Молдове. Из того, что я слышал и видел, можно сделать вывод, что условия будут более жесткими, как по технической, так и по политической составляющей. Так что нашей власти еще работать и работать для того, чтобы получить обещанное европейское финансирование.
Прекрасно зная корни происхождения сегодняшней власти в Молдове, скажу честно, что я не питаю особых надежд на ее счет. И если в один прекрасный день деньги к нам поступят, то Евросоюз сделает это не ради власти и ее успехов, а только потому, что ему не безразлична судьба простых граждан.
***
Майя Санду: В ходе встречи лидеры Европейской народной партии согласовали заявление. Я выразила свою точку зрения и считаю, что хорошая часть заключается в том, что инициатива Восточного партнерства продвигается, а предложения, которые обсуждаются и, возможно, будут одобрены, вселяют надежду, даже если опыт стран-участниц Восточного партнерства не обязательно был самым хорошим. Я имею в виду определенные правительства, которые не приложили должных усилий для того, чтобы восточные соседи сполна воспользовались всем тем положительным потенциалом, который предлагает эта платформа.
Меня радует тот факт, что ЕС не махнул рукой на страны региона, несмотря на то, что это очень сложный регион. Это значит, что угроза застрять в серой зоне не настолько велика; и мы знаем, в чьих интересах, чтобы Республика Молдова, Украина и Грузия оставались в серой зоне. Этого очень хочет Россия, и это желание разделяют также отдельные местные политики, которым нравится брать деньги у Евросоюза, но при этом они хотят устанавливать правила игры по собственному усмотрению.
Если бы страны Восточного партнерства более решительно продвигались по пути евроинтеграции, то и разговор был бы другой
Это фантастика – идет речь о возможности присоединения к Энергетическому союзу, Таможенному союзу и даже к шенгенской зоне; что речь идет о создании трастового фонда для осуществления частных и государственных инвестиций, о необходимости оказания давления на Россию для решения конфликтов в наших странах, к которым причастна РФ. Это предельно четкие сигналы о том, что можно идти вперед, что необходимо продемонстрировать приверженность европейским ценностям – и естественно, что эти задачи ложатся, в основном, на правительства.
В ходе встречи обсуждалась ситуация в каждой стране отдельно. Я подтвердила, что Евросоюз – самый главный партнер для нас, граждан, когда речь заходит о защите демократии и прав человека и о том, что мы можем рассчитывать и впредь на поддержку ЕС.
По нашему мнению, важным элементом, на котором должен сфокусироваться Евросоюз, является финансирование политических партий, потому что отсюда начинается коррупция, когда люди, незаконно накопившие огромные суммы денег, идут в политику, а потом начинают управлять странами. Отсюда начинается коррупция, и ее не остановить, когда эти люди приходят к власти.
Свободная Европа: Известно, что Молдова рассчитывала на большее, и не только Молдова, но и Украина, и Грузия надеялись, что в итоговой декларации найдут отражение четкие перспективы их присоединения к Евросоюзу…
Майя Санду: Действительно, в ЕС нет консенсуса в отношении европейских перспектив этих стран, но основные причины такой сдержанности связаны с выполнением домашних заданий. Европейские чиновники открыто говорят, что если бы страны Восточного партнерства более решительно продвигались по пути евроинтеграции и убедительно доказали бы готовность выполнять требования ЕС, то и разговор был бы другой.
Ведь если та или иная страна не на словах, а на деле приблизилась бы к Евросоюзу, то и сопротивление внутри самого ЕС было бы минимальным. Так что практически все зависит сейчас от нас, и особенно – от тех, кто находится у власти в наших странах.
Мы считаем, что новая система выборов пагубно отразится на демократическом процессе
Свободная Европа: Я так понимаю, что кишиневская оппозиция рассчитывает на поддержку со стороны ЕС?
Майя Санду: Мы надеемся заручиться поддержкой для того, чтобы защищать демократический процесс в Республике Молдова. Это самая высокая ставка, потому что при наличии демократических условий можно рассчитывать на естественное развитие ситуации. Когда есть угроза установления авторитарной системы, то внутренних ресурсов недостаточно, приходится апеллировать к внешним.
Мы знаем, что власть преподносит свои достижения под одним ракурсом, мы же представляем альтернативную точку зрения, что даст возможность нашим партнерам проанализировать ситуацию и принять решение самостоятельно. И, естественно, мы выступаем как политическая сила, полностью разделяющая ценности ЕС и, в частности, Европейской народной партии.
Свободная Европа: Одно из условий выделения европейской помощи касается соблюдения демократических норм при введении в действие смешанной избирательной системы. Вы считаете, что до оценочной миссии Молдове удастся выполнить все условия для получения первого транша?
Майя Санду: Мы считаем, что новая система выборов, принятая летом демократами и социалистами, пагубно отразится на демократическом процессе в Республике Молдова. Кроме того, дополнительное законодательство – я имею в виду решение правительства об утверждении округов – свидетельствует о намерении манипулировать и подтасовывать результаты выборов; ну, а дальше Евросоюз, Европейская комиссия проведут собственный анализ и решат, в какой степени эта система может отвечать определенным требованиям. Какие решения вынесет комиссия – увидим позже.