Вердикт, вынесенный по делу Алексея Навального, вызвал возмущение в Соединенных Штатах. Решение суда было осуждено Белым Домом, политиками и правозащитными организациями. Самых резких эпитетов комментаторов «удостоился» президент России. Пресс-секретарь Белого Дома выразил в четверг «глубокое разочарование и озабоченность» вынесением обвинительного приговора Алексею Навальному и призвал российские власти прекратить притеснять борцов с коррупцией. «Суровый приговор Навальному – последнее проявление тенденции, заключающейся в подавлении инакомыслия в России», - заявил пресс-секретарь президента Обамы. Сенаторы Бен Кардин и Джон Маккейн сравнили суд над Навальным с показательными процессами советских времен.
В американской прессе появились кричащие заголовки: «Путин провозгласил себя диктатором!», пишет журнал Forbes; «Алексей Навальный: российский Нельсон Мандела?», задается вопросом журнал The Nation. Обозреватель The New York Times Эллен Барри объявляет, что процесс Навального это крайная черта и «Путин перешел Рубикон».
Собеседник Радио Свобода вице-президент американской правозащитной организации Freedom House Арч Паддингтон называет этот вердикт еще одним шагом на пути осуществления стратегии полной нейтрализации оппозиции в России и отмечает особую жесткость инструментов, используемых для этого российскими властями:
- Они попросту задавили всех. Они используют инструменты власти с нескрываемой жестокостью. Надо сказать, что Владимир Путин своей готовностью использовать такие методы выделяется даже на фоне других авторитарных лидеров. На мой взгляд, он действует таким образом по двум причинам. Во-первых, ради устрашения своих российских оппонентов: дескать, если вы решительно выступаете против нас, то мы вас уничтожим. Во-вторых, он дает совершенно ясный знак западным столицам о том, что его не волнуют международные законы, его не волнуют решения международного суда по правам человека и до тех пор, пока большинство россиян поддерживает его действия, он чувствует себя в безопасности.
- Иными словами, тем, кто в России находится в оппозиции властям, стоит рассчитывать только на себя?
- На мой взгляд, Путин создал такие условия, что россияне только своими силами могут либо убедить его отказаться от власти либо заставить его изменить свое поведение, - говорит Арч Паддингтон, вице-президент американской правозащитной организации Freedom House.
Вот как объясняет сравнительно сдержанную реакцию Вашингтона на последние судебные процессы в России Марк Катц, профессор университета Джорджа Мэйсона в Виргинии.
- Я думаю, эта реакция очень похожа на поведение администрации Обамы во время протестов «движения зеленых» в Иране четыре года назад, протестов против избрания Ахмадинеджада президентом на второй срок. Администрация Обамы заняла тогда обычную для себя позицию: он президент страны, нам необходимо с ним сотрудничать. Точно так она рассматривает и свой выбор в российском случае. Интересно то, что представители администрации явно продолжают считать, что это тонкий разумный подход, но, как мне кажется, такой подход лишь поощряет российские и иранские власти в их все более жестком подавлении оппозиции.
- Лишь полтора года назад многие на Западе выражали оптимизм относительно демократического будущего России при виде массовых демонстраций протеста против подтасовки думских и президентских выборов. Остаются у вас поводы для оптимизма сегодня?
- Те демонстрации вызвали большой прилив оптимизма и у россиян. Не случайно, в ответ Владимир Путин был вынужден сосредоточить все резервы для нейтрализации этого движения. И он пока, судя по всему, взял верх. Но тот факт, что взрыв протеста состоялся внушает надежду на то, что у демократии в России есть резервы. Я уверен, что оппозиция не сломлена и протесты будут постоянным фактором в жизни страны, - говорит профессор университета Джорджа Мэйсона Марк Катц.
Профессор университета штата Мичиган Владимир Шляпентох согласен с тем, что приговор Алексею Навальному подводит черту под последним этапом российской политической истории:
- Путин одержал верх. По этому поводу не может быть двух мнений. Он сумел, благодаря высоким ценам на нефть, обеспечить достаточно высокий уровень жизни значительной части населения России, которая, как однозначно показывают последние опросы, равнодушна к демократическим институтам. Ее беспокоит только уровень жизни. Владимир Путин превосходно использовал эту карту. Он сумел с помощью огромных денег купить значительную часть российской интеллигенции, то есть, сделал то, что КГБ не могло делать в шестидесятые-семидесятые годы и изолировал небольшую группу, которая продолжает отстаивать демократические ценности. Он может сегодня считать себя абсолютным победителем в своей борьбе с российским народом.