Украинский режиссер Олег Сенцов объявил бессрочную голодовку, требуя освободить 64 украинских политзаключенных. Об этом РС рассказал адвокат Сенцова Дмитрий Динзе, который посетил своего подзащитного в колонии города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа. По информации защитника, голодовка объявлена с 14 мая этого года.
Через адвоката Сенцов передал заявление следующего содержания: "Я, Сенцов Олег, гражданин Украины, незаконно осужденный российским судом и находящийся в колонии города Лабытнанги, объявляю бессрочную голодовку с 14 мая 2018 года. Единственным условием ее прекращения является освобождение всех украинских политзаключенных, находящихся на территории РФ. Вместе и до конца. Слава Украине!"
По словам Дмитрия Динзе, Сенцов готовился к голодовке полтора месяца: отказался от приема продуктовых передач, ел минимальное количество еды. После подготовки направил на имя начальника колонии заявление с объявлением голодовки:
Он написал заявление, в котором попросил освободить 64 украинских политзаключенных
– Он написал заявление на имя начальника колонии, где попросил освободить 64 человека – украинских политзаключенных. Без указания фамилий. О собственном освобождении он не требовал. Речь идет исключительно об освобождении политзаключенных. К нему приезжали представители Совета по правам человека при ФСИН, уговаривали прекратить, но он ответил, что принял решение и отказываться не будет. Для безопасности его перевели в изолированное помещение, где он и находится сейчас. Его состояние отслеживает медик. Ему уже заявили, что если будут последствия, то будет принудительное медикаментозное кормление, не через шланг. Он в ответ заявил, что голодовка будет идти до победного конца: либо он погибнет, либо его требования начнут исполняться, – рассказал адвокат.
Руководство колонии, к которой у Сенцова нет никаких претензий, также безуспешно попыталось уговорить его прекратить голодовку:
Если я умру перед чемпионатом или во время, будет резонанс
– Он слышать об этом не хочет. Настроен серьезно и собирается идти до конца. Во время нашей встречи он мне так и сказал: "Если я умру перед чемпионатом или во время, будет резонанс в пользу других политзаключенных", – рассказал Дмитрий Динзе. Также адвокат отметил, что ФСИН может попытаться добиться признания Сенцова невменяемым, чтобы направить его в психиатрическую клинику и начать принудительное лечение и кормление, однако напомнил, что в материалах дела имеется психолого-психиатрическая экспертиза, согласно которой Сенцов абсолютно вменяем.
Сестра Олега Сенцова Наталья Каплан рассказала Радио Свобода, что узнала об объявленной им голодовке от адвоката. Относится она к ней отрицательно:
Думаю, что требования Олега невыполнимы
– Здоровье у него плохое, – напоминает Наталья Каплан (в марте 2018 Сенцов упоминал, что у него крошатся зубы и выпадают волосы. Прошлой осенью сообщалось, что у режиссера в колонии начались проблемы с сердцем. – РС) – он похудел, но он готовился два месяца к голодовке. Она здоровья ему точно не прибавит. Думаю, что требования Олега невыполнимы, а также считаю, что Украина делает недостаточно для освобождения своих политзаключенных, – полагает Наталья.
В августе 2015 года Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил Олега Сенцова, задержанного в Крыму, к 20 годам колонии строгого режима по обвинению в создании на территории полуострова террористического сообщества. Признанный его сообщником Александр Кольченко получил 10 лет лишения свободы. Еще два фигуранта дела, Алексей Чирний и Геннадий Афанасьев, получили по семь лет заключения. Летом 2016 года Афанасьева и другого осужденного в России украинца Юрия Солошенко обменяли на двух журналистов из Одессы. Правозащитный центр "Мемориал" признал Сенцова и Кольченко политзаключенными.
По версии следствия, с апреля по май 2014 года Сенцов, Кольченко, Чирний и Афанасьев подожгли в Симферополе офисы общественной организации "Русская община Крыма" и местного отделения партии "Единая Россия". В ФСБ заявили, что сообщники собирались взорвать самодельные бомбы в ночь на 9 мая 2015 года возле Вечного огня и памятника Ленину в Симферополе.
За делом Олега Сенцова, как и за историями других украинских политзаключенных, следит журналист Радио Свобода Антон Наумлюк:
– Единственное требование, которое выдвигает Олег Сенцов, чтобы прекратить голодовку, – это освобождение 64 украинских политзаключенных, которые находятся в заключении в России. Как пояснил адвокат, сам Сенцов себя к этому числу не относит, за свое освобождение он никого не просит, а просит освободить как украинцев с материковой части Украины, так и крымских заключенных.
– Какова реакция ФСИН на голодовку Олега Сенцова?
Его пытались уговорить не начинать или прекратить голодовку, он наотрез отказался
– Руководство колонии отреагировало достаточно адекватно. Его попытались, разумеется, уговорить не начинать или прекратить голодовку, он наотрез отказался от этого, и Совет по правам человека при ФСИН прислал своих представителей, для того чтобы тоже провести с ним переговоры, Сенцов отказал и им. Руководство колонии попросило адвоката как-то посодействовать в том, чтобы Олег Сенцов не голодал. Дмитрий Динзе спросил у Сенцова, стоит ли вообще обсуждать вопрос – готов ли он прекратить голодовку и на каких условиях, и Сенцов тоже наотрез отказался, он сказал: "Я буду голодать до той поры, пока либо не начнут выполняться мои требования, ну, либо будет какой-то печальный конец".
Голодовка осталась единственным способом надавить на систему
– Каково ваше личное отношение к решению Олега Сенцова объявить голодовку, с учетом того, что здоровье его далеко не идеальное?
– Мне кажется, голодовка для политзаключенных осталась единственным способом пытаться надавить на систему, с которой они столкнулись. Я сейчас нахожусь в Крыму, в Раздольненском суде, идет судебный процесс над украинцем Владимиром Балухом, он тоже голодает, и голодает уже 59 дней. Из-за состояния здоровья ему пришлось немножко ослабить голодовку, он сейчас ест только сухари и кисель, он даже воду не принимает. И таких случаев голодовок, на самом деле, немало. Недавно после приговора голодал крымский татарин Руслан Зейтуллаев, как фигурант дела "Хизб ут-Тахрир", запрещенной в России организации. Ему тоже пришлось прекратить голодовку, потому что никакой реакции от политического руководства России не было. Кроме того, он ослаб настолько, что даже не мог читать намаз, и он прекратил эту голодовку. И решение Сенцова, в общем, неудивительно, учитывая, что никаких подвижек в возвращении политзаключенных, в частности и Олега Сенцова, и Александра Кольченко, и других фигурантов его дела нет.
– Олег Сенцов требует освобождения всех украинских политзаключенных. Насколько выполнимо это требование и достаточно ли для этого делает Украина? Сестра Сенцова, например, говорит, что недостаточно.
Все переговоры проходят в засекреченном формате
– Политическое решение, как мы уже наблюдали при редких случаях возвращения политзаключенных на родину, может быть принято при любых обстоятельствах. Есть судебное решение, нет судебного решения, в какой-то засекреченной форме, как это было с делом зампреда Меджлиса Эльми Умерова, или это помилование, как было в деле Геннадия Афанасьева, возвращение его на родину, политическое решение может быть принято по всем 64 политзаключенным или там по отдельным фигурантам каких-то дел, в этом я не вижу никакого препятствия. Другое дело, что ни политического решения, ни политической воли со стороны России, ни заинтересованности со стороны России такие шаги предпринимать, ни достаточных, на мой взгляд, усилий со стороны Украины по возвращению своих политзаключенных мы тоже не видим. Все переговоры, о которых заявляется обеими сторонами, проходят в каком-то засекреченном формате, нет никакого общественного контроля, никакой прозрачности этих переговорных процессов, если они вообще ведутся, мы об этом ничего не знаем. Со стороны Украины есть и заявления МИДа, постоянные требования и через международные правозащитные организации, и официальные, через органы Евросоюза, требования освобождения политзаключенных, улучшения их судьбы, нахождения в России, но результата фактически никакого.
– В списке Олега Сенцова 64 фамилии, у всех разные истории. Как вам кажется, что их объединяет, чем они похожи?
Если бы не было аннексии Крыма, не было бы и этих политзаключенных
– Если бы не было конфликта в Донбассе, если бы не было аннексии Крыма, если бы не было каких-то действий со стороны России в отношении Украины, то не было бы и этих политзаключенных. Не было бы аннексии – не было бы дела Сенцова и фигуранты его дела не стали бы политзаключенными. Не было бы агрессии в Донбассе – не было бы дела Савченко, дела Карпюка и Клыха в Чечне и многих-многих других. Я уже не говорю о преследовании крымских татар и украинских активистов в Крыму на протяжении уже нескольких лет. Источник появления самих этих десятков политзаключенных – это действия
России в Донбассе и Крыму, – считает Антон Наумлюк.
Your browser doesn’t support HTML5
В поддержку Олега Сенцова и с требованием его освобождения не раз выступали российские деятели культуры, среди которых – режиссер Владимир Мирзоев:
Мне за Олега очень страшно сейчас
– Я поддерживаю его потому, что он мой коллега, и я думаю, что цеховая солидарность – это очень важная категория для нас, живущих в современной России. Это касается и дела "Седьмой студии", Серебренникова, Малобродского. Если мы не будем проявлять эту солидарность, то кто еще ее будет проявлять? Я думаю, что это понятно. Что касается ситуации с голодовкой, я могу сказать, что мне за Олега Сенцова очень страшно сейчас, потому что он объявил бессрочную голодовку и выдвинул требования, которые, мне кажется, невыполнимы. Он не просит за себя, он просит за своих товарищей, соотечественников, политзаключенных, которых больше 60, требует их освобождения. Я думаю, что наши власти не пойдут на это. И мне кажется, это такой жест отчаяния и в то же время очень решительный и мужественный шаг.
– Вы считаете голодовку эффективным инструментом борьбы, протеста?
Мы просто не можем судить, насколько это разумно и оправданно
– Мне трудно об этом судить, потому что ситуация заключения, нахождения в колонии настолько отличается от обычной, нормальной жизни, что я думаю, мы просто не можем судить, насколько это разумно, эффективно, оправданно и так далее. Я думаю, что если человек идет на такой решительный жест, значит, для него это необходимость, он так чувствует, он так мыслит. Я не берусь судить, насколько это рационально или иррационально.
– А почему он не требует освобождения себя, а вот именно только украинских политзаключенных, не причисляя себя к ним?
В этом есть жертвенный христианский жест
– Мне кажется, в этом есть какой-то такой мощный, может быть, жертвенный христианский жест. То есть это порыв, это эмоция, и этот шаг как бы сделан ради людей, а не ради себя, в этом есть какая-то высота и жертвенность. Я вижу это так, – сказал режиссер Владимир Мирзоев.
В поддержку Олега Сенцова и с требованием его освобождения выступали многие знаменитые деятели культуры, включая таких мэтров европейского кино, как Педро Альмадовар, Аки Каурисмяки, Кен Лоуч, Даниэль Ольбрыхский, Бертран Тавернье, Анджей Вайда, Вим Вендерс, Кшиштоф Занусси. В Берлине в июне 2015 года в поддержку Сенцова прошли Дни украинского кино. В феврале 2018 года российская журналистка и правозащитница Зоя Светова обратилась с просьбой о содействии в освобождении украинского кинорежиссера к президенту Франции Эммануэлю Макрону.