Реформа прокуратуры: меньше районных отделений и больше борьбы с коррупцией

Генпрокурор Ион Мунтяну представил свое видение реформы прокуратуры на заседаниях Совета прокуроров 28 ноября и 2 декабря.

В Генеральной прокуратуре Молдовы появятся три новых подразделения, одно из которых будет заниматься борьбой с коррупцией и расследовать «исключительные» дела. Районные прокуратуры планируют сократить с 32 до 14. Такие изменения одобрил Высший совет прокуроров по запросу генпрокурора Иона Мунтяну.

Высший совет прокуроров (ВСП) рассматривал предложение Мунтяну и его заместителей Серджиу Руссу и Серджиу Бригая на двух заседаниях: 28 ноября и 2 декабря. В итоге глава ВСП Думитру Обадэ сообщил, что концепцию одобрили, но Совет разработает свои рекомендации, которые генпрокурор должен будет учесть.

Согласно концепту, в Генпрокуратуре создадут три новых подразделения. Одно из них будет заниматься борьбой с коррупцией и отмыванием денег, второе — борьбой с преступлениями против окружающей среды, третье — представлять обвинение в Высшей судебной палате.

Ион Мунтяну рассказал, что подразделение, которое будет бороться с коррупцией, сформируют за счет того, что в Генпрокуратуру переведут пятерых прокуроров из Антикоррупционной прокуратуры. По его словам, он согласовал это с Антикоррупционной прокуратурой, а перевод прокуроров «не повлияет на эффективность» ее работы.

Мунтяну добавил, что дела, по которым Генпрокуратура будет вести расследования «будут единичными и исключительными».

Его заместитель Серджиу Руссу пояснил, что сейчас дела о «большой коррупции» ведет Антикоррупционная прокуратура, а «малую коррупцию» расследуют территориальные прокуратуры и Наццентр борьбы с коррупцией (НЦБК). Замгенпрокурора считает, что новое подразделение Генпрокуратуры поможет наладить взаимодействие между этими тремя структурами.

Кроме того, подразделение Генпрокуратуры по борьбе с пытками хотят превратить в подразделение по расследованию «преступлений неконституционных властей» (обычно так называют руководителей приднестровского региона). Это подразделение будет следить за жалобами на действия «неконституционных властей» и «обобщать практику» расследования таких обращений. Обычно жители левобережья жалуются на похищения и незаконное лишение свободы.

Уменьшить количество территориальных прокуратур почти вдвое

Количество районных прокуратур планируют уменьшить с 32 до 14. Например, прокуратуры Сынджерей, Фэлешт и Глодян объединят с прокуратурой Бельц. Каждая из них сохранит свое здание, но будет считаться, что это одна территориальная прокуратура.

Изменения будут проводить поэтапно, а по словам Мунтяну, районные прокуратуры продолжат работу до тех пор, пока рядом с ними будут находиться судебные инстанции. Если же в определенных районах суды закроют, то это приведет и к ликвидации прокуратуры.

Члены ВСП беспокоились, что эти изменения приведут к тому, что главы территориальных прокуратур потеряют свои должности. Например, Андрей Чеботарь заявил, что один из глав территориальных прокуратур сообщил ему, что, если такие изменения произойдут, он оспорит их в суде. Мунтяну ответил, что сейчас в территориальных прокуратурах, больше исполняющих обязанности, чем полноправных руководителей. Также он считает, что важнее реформировать прокуратуру, чем ждать, когда истекут мандаты руководителей районных прокуратур.

Также, Мунтяну рассказал, что хочет, чтобы в территориальных прокуратурах были специализированные прокуроры, но, чтобы они хорошо разбирались в нескольких направлениях расследований. Например, чтобы один прокурор мог вести и дела о коррупции, и о торговле людьми и о незаконной миграции. «Будет недопустимо, чтобы человек специализировался на борьбе с коррупцией и вел 10–15 дел, а другие прокуроры, чтобы были перегружены другими делами», — сказал генпрокурор.