«Система двадцатилетней давности». Эпидемия коронавируса в Беларуси

Приемное отделение больницы, в которой лечат больных коронавирусом в Минске

Незадолго до появления нового штамма коронавируса "омикрон" в Беларуси была зафиксирована сильная волна заболеваемости и смертности. На лечении от последствий заражения в Беларуси находятся более 23 тысяч человек. Все это сопровождается особым режимом, введенных для заболевших Минздравом: нет отработанной схемы для больных, а люди ездят с температурой в поликлиники, никто не контролирует их состояние после положительного теста, людей не изолируют.

Для производства медицинского кислорода привлечены военные и промышленные гиганты. На авиационных базах ВВС и войск ПВО, где есть соответствующее оборудование, начали производить медицинский кислород и поставлять в учреждения здравоохранения, сообщали каналы государственного телевидения: "За одну рабочую кампанию мы добываем порядка 25 тысяч литров жидкого кислорода. Это исключительно медицинский кислород, где есть высокое процентное содержание, не ниже 99,5% согласно ГОСТ", – рассказал начальник технического газообеспечения авиационной базы ВВС и войск ПВО Владимир Лозовский.

Производство медицинского кислорода начато на заводах "Нафтан", "Полимир" и "Гродно Азот", а основной производитель, ОАО "Крион", перевел абсолютно все свои мощности на его выпуск.

Приемное отделение для больных коронавирусом в Минске

При этом не согласных с режимом медиков продолжают увольнять. По сообщению телеграм-канала "Белые халаты", 3 декабря списки на увольнение и прочие меры притеснения были посланы и в Городскую клиническую инфекционную больницу Минска. Здесь занимаются лечением самых тяжелых больных, разрабатывают протоколы лечения и проводят исследования, связанные с эпидемией COVID-19. Уволят якобы 47 человек, часть из них доработает до конца контракта, часть подвергнется давлению для увольнения по собственному желанию, части сделают выговоры. Официальных подтверждений этой информации нет. Тем не менее Минздрав вдвое увеличил максимальные часы переработок для медиков. Ранее по закону продолжительность труда медработников не должна была превышать норму – 900 часов в год. Теперь этот показатель увеличили.

Несмотря на рост заболеваемости и сомнения относительно официальной статистики, белорусам недоступны западные вакцины, одобренные Всемирной организацией здравоохранения. Это решение властей действует с 26 октября. Александр Лукашенко объяснял это решение так: "Нам подкидывают идею, завезите Pfizer, Johnson&Johnson, Moderna. Для чего? Чтобы люди могли привиться, получить паспорт и ехать туда, к своим! Ехать на Запад, инструкции получать! Вот для чего им это надо. Едьте туда и там вакцинируйтесь. А мы покупаем иностранные вакцины, которые гораздо лучше себя показали, чем западные".

В итоге белорусам доступны только две вакцины: российская "Спутник V" и китайская Vero Cell. Желающие привиться другими препаратами белорусы покупают туристические туры в Румынию или Украину: в первой доступна однокомпонентная прививка Johnson&Johnson, а чтобы получить двухкомпонентную прививку Pfizer, требуется два раза посетить Львов.

На фоне растущей статистики смертности от коронавируса в стране был отменен обязательный масочный режим. 25 октября в организации в Минске начали массово приходить требования убрать все упоминания о соблюдении масочного режима из общественного транспорта, кинотеатров, кафе, ресторанов, магазинов и других мест массового скопления людей.

Люди без масок в центре Минска. 11 октября этого года

Один из сотрудников кафе, которого я попросила прокомментировать ситуацию, разводит руками: "Мы сами не очень понимаем, что происходит. Просто был эфир с президентом, который сказал, что за маски штрафовать больше не надо. При этом письменное предписание от санэпидемстанции никто официально не аннулировал, так что сами мы маски носим, клиентам – только рекомендуем".

Смертность от коронавируса растет и среди детей. Сообщается, что в городе Барань от последствий заражения умерло двое детей, а в Витебском роддоме умерла роженица.

Раньше мы говорили, что новорожденные не болеют, сейчас я отвозил 12-дневного ребенка в детскую инфекционную больницу

Мой собеседник Виктор (он попросил не публиковать его фамилию, но редакции она известна. – Прим. РС), врач скорой помощи, педиатр, рассказывает о том, что есть случаи смерти новорожденных от коронавируса: "Это дети, родившиеся недоношенными, они находились на выхаживании и подхватили ковид. В одном случае один заболел, а второй нет. Дети в эту волну болеют как никогда. Именно в эту волну (четвертую) количество заболевших детей значительно больше, чем в предыдущую. Раньше мы говорили, что новорожденные не болеют, сейчас я даже отвозил 12-дневного ребенка в детскую инфекционную больницу. Его папа заболел, у ребенка взяли анализ, как у контактировавшего с ним, и тест оказался положительным. Ночью он затемпературил, кашлял. Благо, что дети переносят болезнь легче. У взрослых сейчас очень тяжелая пневмония, больше тяжелых случаев, чем раньше".

Люди не осознают уровень опасности, потому что им никто толком не объяснил критичность положения. На фоне таких новостей глава государства предположил, что эпидемия коронавируса помогает уменьшать число пациентов с гриппом и раком. По словам Александра Лукашенко, в больницы их стало обращаться меньше, чем ранее. Белорусские медики комментировали это по-разному. К примеру, Ольга Садовская, врач-фармаколог, ранее работавшая в 6-й клинической больнице Минска, написала в фейсбуке: "Вы услышали, как он четко описал отношение государства к ковиду? Цитата не дословная, но близкая к оригиналу: "Это вам (врачам) лечить больных ковидом тяжело. А нам (государству) не тяжело, нам тяжело лечить онкологических пациентов (потому что дорого)". Ольга Садовская считает верным призыв демократических сил Беларуси носить маски в знак протеста:

– Это хорошая идея, чтобы людей хоть как-то стимулировать носить маски. Минздрав в этой ситуации решил усидеть на двух стульях и менял свое мнение прямо в прямом эфире. Сначала маски не нужно носить, потом сказали, что не нужно их носить в общественных местах и в транспорте. В итоге они написали, что отменяется административное наказание за неношение масок, и в тот же день сделали рассылку гражданам Беларуси с рекомендацией носить маски. Эта слабая позиция сильно расстраивает. Граждане были не то чтобы против ношения масок. Все это время были разные рекомендации со стороны властей – то носить маски, то не носить. Люди в такой ситуации принимают собственное решение. Люди не осознают уровень опасности, потому что им никто толком не объяснил критичность положения. Если бы официальная статистика более или менее отражала реальный уровень заболевших, люди бы понимали, что это действительно реальная болезнь, которая уносит тысячи жизней, и они бы лучше соблюдали меры предосторожности. К сожалению, акцента на катастрофической ситуации власти не делают.

Власти Беларуси отменили масочный режим, но предупреждают население о том, что нужно обрабатывать руки антисептиком

Какова официальная и реальная статистика по Беларуси?

– По официальной статистике число случаев заболеваний в сутки чуть меньше двух тысяч. По смертям – 12–15 ежедневно. Это стабильно. Если мы посмотрим на графики по статистике в других странах, там видны естественные пики и падения, в Беларуси – прямая линия, все стабильно. Я точно знаю, что в Минске за сутки умирают по меньшей мере 15 человек только в одной клинике. За одни выходные в четвертой больнице умерло 48 человек. Мы можем экстраполировать эти данные на страну и понять, что официальные данные занижены.

Реальные данные по любым заболеваниям у нас всегда были занижены – такова политика. Самый наглядный пример – смертность от инфаркта миокарда. Нельзя умирать от инфаркта миокарда. То же самое с ковидом: признать сейчас реальный уровень смертности – это признать свое поражение. А про белорусскую вакцину просто смешно слушать. К 2023 году слишком много белорусов умрет и не дождется этой вакцины.

– Есть информация, что сейчас стали меньше делать ПЦР-тестов…

Сейчас работает система двадцатилетней давности, которая не рассчитана на такую нагрузку

– Да, стали меньше делать, перевели большинство пациентов на диагностику с помощью экспресс-тестов на антиген. Во-первых, этот тест является менее чувствительным, чем ПЦР. Соответственно, есть ложноотрицательные случаи. Поэтому реальных случаев заболевания регистрируется меньше.

Опишите, пожалуйста, ситуацию, в которой работают врачи в Беларуси.

– Ситуация критическая и сложно управляемая. Например, в больницах, которые перепрофилированы под ковид, отделение рассчитано на 50 коек, а там лежит 70–80 пациентов. При этом дополнительных врачебных ставок не вводят. Врачи перегружены в два раза. И это все происходит на фоне того, сколько специалистов уезжает. Буквально за несколько месяцев мы увидели, что количество вакансий и потребность во врачах и специалистах в Беларуси выросла на тысячу. Это говорит о том, что тысяча врачей уехали или просто ушли из специальности в то время, когда Беларусь остро нуждается в квалифицированных специалистах. Но государство не старается ничего делать, чтобы создать им условия для работы. Сейчас мы видим новый приказ министерства здравоохранения, в котором говорится, что врачи теперь могут официально перерабатывать. То есть раньше они перерабатывали выше нормы неофициально, это разными схемами проводилось через отдел кадров и табелирование (человек работает в два раза больше, а получает зарплаты в полтора раза больше). Сейчас этот рабский труд уже узаконили, пытаясь таким образом покрыть необходимость в специалистах. Врачи перегружены, они не успевают отдохнуть и восстановиться. Я знаю, что очень многие мои коллеги за полтора года буквально выгорели. Особенно анестезиологи и реаниматологи. Это большая проблема. Это связано с рутиной и бесперспективностью работы. Проблемы с кислородом до сих пор продолжаются, есть перебои. Для некоторых пациентов это критично. Глобальная проблема с подачей кислорода не была решена. Весной-летом этого года, когда пациентов было меньше, была возможность провести работу над ошибками, что-то исправить, провести технические работы, чтобы наладить систему подачи кислорода, которая бы соответствовала потребностям. Сейчас работает система двадцатилетней давности, которая не рассчитана на такую нагрузку. К сожалению, ничего не было сделано.

Больница, в которой в Минске лечат больных коронавирусом

Лукашенко заявил, что западных вакцин в Беларуси не будет, потому что люди, привитые ими, могут беспрепятственно уехать. Как вы можете это прокомментировать?

– Мне сложно комментировать эти слова. Никто не может понять эти логические цепочки. Понятно, что любую здравую идею подводят под западных кукловодов и происки оппозиционеров. Люди мотивированы тем, что они хотят иметь выбор. Если вы хотите, чтобы население вакцинировалось, предоставьте им выбор, предоставьте им те вакцины, которым он доверяют.

– Почему белорусы не доверяют российской вакцине?

– К сожалению, вакцина "Спутник V" утратила доверие, которого она достойна. На самом деле, это хорошая вакцина. И мы видим это по результатам исследований производителей, которые проводились в Аргентине. Там три миллиона человек участвовали в этих исследованиях. Эта же вакцина помогла справиться с эпидемией в Сан-Марино ("Спутник V" не одобрена для применения в ЕС, но жители островного государства прививались ей из-за недостатка летом вакцин одобренных. Тем не менее, это, согласно статистике, не помогло избежать очередной вспышки осенью этого года – Прим.РС), в Мексике тоже есть исследования, которые свидетельствуют о качестве этой вакцины. Обидно и грустно видеть, как белорусы едут прививаться в Киев, во Львов. Хорошо бы, чтобы инициатива, которую начал штаб Тихановской, осуществилась, и в Беларусь привезли миллион доз вакцин. Просто хочется верить в здравомыслие Минздрава, чтобы они дали на это разрешение, потому что это зависит только от них.

Что вы думаете по поводу анонса выпуска белорусской вакцины к 2023 году?

– Заявлено, что якобы в Академии наук разработана какая-то платформа для новой вакцины. Не говорится, какого типа она будет (одновекторная, инактивированная либо белковая). Мы знаем, что для производства этой вакцины будет построен завод, что вызывает очень большие сомнения в реальных сроках производства. Если мы сейчас с нуля начнем строить завод, учитывая вообще затягивание сроков строительства подобных объектов, вряд ли он будет построен через год. И вряд ли к 2023 году уже будет выпущена вакцина, готовая к массовому использованию, которая прошла все стадии клинических исследований (это обязательное условие для регистрации вакцины). Пусть даже в укороченной форме, клинические исследования занимают полгода. Эта идея кажется мне совершенно нереалистичной, – считает врач-фармаколог Ольга Садовская.