4 ноября в суде Буюкан состоялось очередное заседание суда по делу Евгении Гуцул и ее коллеги Светланы Попан. По версии обвинения, в 2019–2022 Гуцул и Попан работали секретарями в бывшей партии «Шор» и ввозили из России в Молдову деньги, которые использовали для незаконного финансирования этого политформирования. Также их обвиняют в том, что осенью 2022 года они координировали работы территориальных организаций партии «Шор», а также проверяли списки участников антиправительственных протестов.
В июне 2022 Конституционный суд (КС) признал партию «Шор» неконституционной за то, что она выступала против принципов правого государства и суверенитета Молдовы. В решении КС также отметили, что партия «Шор» регулярно получала крупные суммы денег из «непрозрачных источников». В начале 2023 года партию официально ликвидировали.
На заседании суда Буюкан, прокуроры Геннадий Епуре и Кристина Гладков сообщили, что один из свидетелей, который распределил около 10 млн леев среди членов партии «Шор», не пришел на заседание, потому что «опасается за свою жизнь». Другую свидетельницу должны были привести принудительно, но полицейские не нашли ее. Третью свидетельницу не смогли вызвать в суд потому, что она проходит обвиняемой по одному из дел, которое расследует Антикоррупционная прокуратура и не может давать свидетельские показания, пока остается под следствием. От допроса четвертого свидетеля прокуроры отказались сами, отметив, что тот не знает ничего о Светлане Попан и Евгении Гуцул.
Адвокат Евгении Гуцул Серджиу Морару раскритиковал позицию прокуроров. Он заявил, что они не представили никаких доказательств того, что пытались вызвать в суд свидетеля повесткой, который «опасается за свою жизнь», а также не продемонстрировали на чем основаны его опасения. Морару считает, что прокуроры нарушают право Гуцул на защиту, и добиваются того, чтобы ее как можно скорее осудили.
Читайте также: Спецагент Палермо. Как экс-депутат Витюк помогал расследовать дело партии «Шор»Он также раскритиковал предложение отказаться от четвертого свидетеля. По его словам, и предыдущие свидетели сообщали, что ничего не знают о деятельности Гуцул и Попан, но сторона обвинения все равно вызывала их в суд. Морару заявил, что если суд исключит этого свидетеля из списка обвинения, тогда он будет вынужден вызвать его свидетелем защиты.
Судья Анна Кучереску разрешила прокурорам отказаться от собственного свидетеля. Также судья разрешила прокурорам начать зачитывать информацию из документов и протоколов, которые, по их мнению, подтверждают обвинение.
Как секретари из партии «Шор» летали в Москву за наличными
На одном из предыдущих заседаний по этому делу, 29 октября, давала показания бывшая глава отдела «мониторинга и контроля» партии «Шор». Она рассказала, что Гуцул и Попан были ее подчиненными, а всего в отделе работало около пяти человек. Свидетельница сообщила, что каждый из секретарей отвечал за два-три района страны. Они должны были составлять списки, в которых указывали, количество членов партии из территориальных организаций, а также число активистов и симпатизантов. Во время антиправительственных протестов секретари собирали информацию о том, сколько человек могут принять участие в манифестации. Финальные данные свидетель передавала напрямую Илану Шору.
Свидетель также рассказала, что она и «девочки» из отдела, который она возглавляла, несколько раз летали в Москву. В аэропорту они встречали «ребят с сумками», которые им вручали конверты, в которых было до 7 тыс. долларов (максимальная сумма, которую можно перевозить через границу и не декларировать). Эти деньги свидетель и ее подчиненные привозили в Молдову. Женщина рассказала, что во время нескольких поездок в самолете с ней летала Евгения Гуцул, однако свидетель не знает, если та получала деньги.
Кроме того, по словам свидетеля, сотрудницы отдела «контроля и мониторинга», несколько раз вывозили наличные из Молдовы в Румынию и Украину. В этом случае они путешествовали на автомобилях. По словам женщины, Гуцул также участвовала в поездках.
Допрос этого свидетеля также оказался под вопросом. На заседании суда выяснилось, что она проходила обвиняемой по делу о незаконном финансировании партии «Шор», а 25 октября 2024 года ее вывели из-под уголовного преследования, хотя дело Гуцул и Попан передали в суд еще в апреле. Адвокаты назвали действия прокуроров «юридической акробатикой» и заявили, что свидетеля нельзя допрашивать.
***
Уголовное дело против Евгении Гуцул и Светланы Попан передали в суд в апреле 2024 года. Башкан называет дело сфабрикованным и утверждает, что докажет свою невиновность.