Кто-то должен был сделать это первым: Болгария предложила Еврокомиссии создать специальный механизм контроля над алгоритмами социальных сетей, которые добавляют эффективности атакам троллей, прежде всего прокремлевских. Болгарии есть о чём беспокоиться: объём российской пропаганды в стране, как следует из результатов исследования Фонда гуманитарных и социальных исследований (FHSR), после вторжения РФ в Украину подскочил в 10 раз.
Если с начала года и до 24 февраля, когда началось российское вторжение, в болгарских онлайн-СМИ появлялось в среднем 39 прокремлевских статей в день, то потом этот показатель увеличился до 397. Ни в одной другой стране ЕС, а также Балканского региона такого феномена не наблюдалось. Причина прежде всего в том, что новое правительство Болгарии под руководством Кирила Петкова, пришедшее к власти в ноябре 2021 года, сразу дало понять, что не собирается удовлетворять желания Кремля ни в энергетической сфере, ни в области внешней политики.
Против "соросоидов" и "грантоедов"
В апреле Петков стал одним из первых европейских лидеров, отказавшихся принять схему "газ за рубли". В интервью немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung болгарский премьер заявил, что, прекратив поставки российского газа в Болгарию, Путин преследовал три основные цели. Во-первых, дестабилизировать его правительство, которое проявляет нетерпимость к коррупции – а она, по словам Петкова, является "российским инструментом влияния". Во-вторых, попытаться привести к власти более благожелательно относящийся к Москве кабинет. И третья цель Кремля – посеять семена раскола среди стран Евросоюза, показав, что в нём есть страны "второго сорта", такие как Болгария, с которыми Россия может позволить себе подобные нарушения договора. Для достижения этих целей используется, помимо прочего, арсенал пропаганды и дезинформации.
Выступая на днях на заседании Всемирного экономического форума в Давосе, министр электронного правительства Болгарии Божидар Божанов заявил, что Европа осведомлена о методах российской пропаганды: "фабрики троллей" продвигают анонимные сайты, которые распространяют кремлевские нарративы. Дезинформационные кампании стали интенсивнее с началом вторжения в Украину, отметил Божанов. "Россия использует такие европейские ценности, как свобода слова, чтобы подорвать сами эти ценности. Каналов у них много, но основное внимание уделяется социальным сетям. В то же время европейские правительства не могут просто заблокировать сайт или группу. Поэтому нам следует действовать умно. Мы должны сломать этот механизм, а не блокировать саму информацию", – подчеркнул болгарский министр. По его словам, Болгария готова сделать "предложения по технической реализации" данного проекта и рассчитывает на содействие "технологических гигантов, которые должны осознать свою ответственность в дигитальной сфере".
Мы должны сломать этот механизм, а не блокировать саму информацию
Нарратив российской пропаганды, отмечают аналитики FHSR, построен на конспиративной геополитической логике. В ней неизменно присутствуют следующие основные позиции: "глобальный кукловод" (Запад, США, НАТО) через своих марионеток (брюссельские еврократы и коррумпированные либеральные элиты в отдельных странах) растаптывают суверенитет европейских народов. Тот же злодей ведет войну против России, которая также является жертвой – но при этом она единственная, кто честно сопротивляется и фактически является спасителем Европы. Украина – это оружие Запада, а под новым термином "анти-Россия" понимается либо Украина, либо опять же Запад. Война якобы идет не против Украины, а против коллективного злодея, ее начала не Россия, это ее ответ – ведь "Россия никогда не начинает войн, Россия их заканчивает!" Внутренние политические и экономические оппоненты удостаиваются таких эпитетов, как "соросоиды", "грантоеды", "гендеристы", "платные аналитики и политики" и проч. Пропагандистские тексты чаще всего являются прямым переводом с русского языка с анонимным цитированием российских материалов, говорится в исследовании. FHSR указывает на ведущих распространителей дезинформации – это робот-агрегатор Novini247, зарегистрированное в Крыму СМИ NewsFront, а также болгарские pogled.info, blitz.bg, informiran.net, vchas.net, pan.bg и многие другие.
Журналист-расследователь Христо Грозев, руководитель группы Bellingcat, рассказал порталу nova.bg, как происходит взаимодействие между Кремлем и болгарскими СМИ или лицами, оказывающими подобные услуги: "Некоторые СМИ обращаются через российские каналы с официальной просьбой о финансировании. В таких просьбах обычно не отказывают. Через некоторое время с ними связываются кураторы, которые начинают предлагать им тексты в обмен на определенные суммы денег наличными. Услуга стоит недорого – в зависимости от масштаба публикатора, от 100 до 500 евро за статью".
"Забудьте про Sputnik"
Как выглядела в целом картина пропагандистской активности Кремля в Балканском регионе к началу украинской войны? На Балканы возвращается дезинформационная кампания советских времен, писал за два дня до вторжения сотрудник Центра перспективных исследований в Сараеве Харун Карчич. Проникновению России способствуют местные медиаканалы, играющие значительную роль в усилении и распространении кремлевских сообщений. Это часто связано с тем, что такие СМИ страдают от хронической нехватки средств, поэтому копируют и перепечатывают бесплатный контент кремлевского агентства Sputnik Serbia. Наиболее частыми публикаторами его контента являются местные СМИ в Сербии, Черногории, Боснии, Косове, Республике Сербской. Например, в Сербии российская дезинформационная кампания настолько сильна, что большинство сербов стали считать Россию и Китай самыми важными экономическими партнерами своей страны, хотя в действительности более двух третей внешней торговли Сербии приходится на Европейский союз. Страны ЕС также обеспечивают большую часть иностранных инвестиций в Сербии.
Балканские политики любят российские новостные издания, отмечает Карчич. Пропагандируемый Кремлем образ Владимира Путина как сильного лидера продолжает служить примером для многих из них. Так, в Сербии, где правит президент Александр Вучич, новости соответствуют его политическим идеалам: государство во главе с могущественным политиком, который присутствует во всех сферах жизни, играя доминирующую роль. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в 2020 году Международным республиканским институтом (IRI), 48% респондентов в Боснии и Герцеговине, 60% в Северной Македонии, 64% в Черногории и 87% в Сербии имели благоприятное или весьма благоприятное мнение о России.
Война внесла в этот информационный пейзаж существенные коррективы. Пионером запрета на вещание российских каналов выступило частично признанное Косово, сделав это уже 26 февраля. После того как в самом начале марта Евросоюз запретил российским государственным медиа – RT и Sputnik – вещать на территории ЕС, YouTube тут же заблокировал их аккаунты в Сербии. Потом вещание RT было приостановлено на территории Северной Македонии, а в апреле запрет на распространение любого контента RT и радио Sputnik ввело Агентство по контролю за электронными СМИ Черногории.
Поток бесконтрольной пропаганды далеко не остановлен
Однако дезинформация способна существовать и в других нишах и измерениях – это видно на примере одного из малых балканских государств, двухмиллионной Северной Македонии. "Забудьте вы про Sputnik, у российской пропаганды есть другие пути", – пишет аналитик Балканской сети журналистских расследований (BIRN) Синиша Марушич. Он имеет в виду уязвимость для пропаганды многих жителей Северной Македонии, "разочарованных в Западе, не доверяющих местным лидерам и питающихся информацией из сербских СМИ". Из-за слишком долгого ожидания в прихожей Европейского союза сам ЕС и Запад в целом теряют здесь рычаги влияния, а российская пропаганда заполняет пустоту, убеждая македонцев в военной мощи России, гениальности Путина, "двойных стандартах" Запада в его отношении к их стране. RT и Sputnik отключили, но, как говорят наблюдатели, "поток бесконтрольной пропаганды далеко не остановлен; вместо этого он просачивается через смесь внутренних усилителей кремлевского нарратива и в виде кучи копипаста из бульварных и телевизионных СМИ соседней Сербии, ближайшего союзника России на Балканах".
В информационных войнах нет места спорадическим действиям, говорит Эмир Хасанович, эксперт по стратегическим коммуникациям и координатор по Западным Балканам в лондонском Институте стратегического диалога (ISD). Это спланированные операции, основанные на внешнеполитических целях в определенных зонах интересов. Балканы в данном контексте – благодатное для информационных противостояний пространство с множеством нерешённых вопросов. Что касается местной медиасцены, то традиционные СМИ более устойчивы к дезинформации, поэтому каналами распространения соответствующих нарративов являются социальные сети.
Особенно показательны случаи, когда дезинформация используется как открытое политическое оружие. Впервые за тридцать лет 24 мая нынешнего года от участия в мероприятиях в Москве, посвящённых Дню славянской письменности и культуры, отказалась делегация представителей политических и духовных кругов Болгарии. Не явились даже представители болгарского посольства. За этим стоит история одного специфического конфликта.
В прошлом году в этот день посольство России в Скопье процитировало президента Путина, который сказал: "Письменность пришла к нам с македонской земли". Как пишет портал faktor.bg, "с 24 мая 2017 года Путин уже второй раз использовал абсолютно ложное заявление. Впервые это произошло во время визита в Москву президента [Северной] Македонии Георгия Иванова. Бурную реакцию в болгарском обществе вызвал скандальный фильм, вышедший в России в 2021 году под названием "Одна вера, один язык", в котором Болгария была полностью стерта с карты истории славянской письменности. В фильме, который был снят при поддержке посольства России в Скопье, Македония описывается как "родина кириллицы". Историческая роль болгарского государства полностью игнорируется – подробно описывается путь кириллицы через Россию, Украину, Македонию, Сербию и Черногорию, а Болгария вообще не упоминается. "Кремль целенаправленно, сознательно и последовательно стремится увеличить разрыв в отношениях между Республикой Болгария и Республикой Северная Македония", – заявлял тогда Атлантический совет Болгарии. Цель состоит в том, чтобы Северная Македония, следуя примеру Сербии, "смотрела в первую очередь и прежде всего на Москву, а не на Брюссель".