1992: Мощь России – военные действия и экономические рычаги

Война на Днестре, экономическая и энергетическая блокада со стороны России, наступающая со всех сторон нищета – вот характерные вехи второго года независимости республики.

Столкновения в конце 1991 года между молдавской полицией и военизированными формированиями сепаратистского режима усилились в Тирасполе, Бендерах и Дубоссарах. Стычки разворачивались, в основном, возле отделений полиции, судов, прокуратур по однотипному сценарию: вначале появлялись протестующие – как правило, это были женщины во главе с известной активисткой Галиной Андреевой, затем к ним на помощь приходили отряды гвардейцев, казаков, наемников и других сторонников самопровозглашенной республики.

Эти же «протестующие», отмечала правительственная газета Moldova Suverană, в один из дней напали на военную часть в Тирасполе и захватили оружие. Одновременно часть российских военнослужащих из состава 14-й армии, дислоцированной на левом берегу Днестра, перешла на сторону сепаратистов; этот факт признавал президент России Борис Ельцин, когда молдавский президент Мирча Снегур обвинял Россию в военной интервенции.

В ночь с 1 на 2 марта, говорилось в заявлении молдавского правительства, опубликованном в кишиневских СМИ, военизированные формирования, открыв огонь из пулеметов и автоматов, захватили отделение полиции в Дубоссарах. В пять часов утра на всех мостах через Днестр и дорогах на левом берегу Днестра были установлены посты гвардейцев и казаков с бронетранспортерами.

2 марта противоборство переместилось в Кочиерь, где была дислоцирована российская воинская часть. С ее складов оружие попало в руки как сторонников республики Смирнова, так и местных жителей, поддерживавших кишиневскую власть. С обеих сторон были убитые и раненые. «Для восстановления общественного порядка местные жители призвали на помощь бригаду полиции особого назначения», – информировала газета Sfatul Ţării. День 2 марта в Кишиневе считают началом войны на Днестре.

В течение нескольких дней военные действия перекинулись и на другие населенные пункты. Были взорваны Дубоссарский мост (в Лунге), мост в Гура-Быкулуй, заминирован мост в Вадул-луй-Водэ.

19 марта, сообщала газета Moldova Suverană, президент Мирча Снегур и премьер Валериу Муравски призвали лидеров тираспольского режима к диалогу и заявили, что видят следующие варианты для Приднестровья: создание при муниципии Тирасполе приднестровского уезда со статусом свободной экономической зоны, а также продление для восточных районов сроков овладения румынским языком до 2000 года. «О федерализации не может быть и речи», - заявили они.

Также правительственная газета опубликовала ряд телеграмм президента Снегура, в которых выражалось возмущение по поводу манипуляций общественным мнением со стороны российских СМИ, в частности, центрального телеканала Останкино. Российские СМИ сообщали, что в вооруженных столкновениях участвовали и румынские граждане, а это, по заявлению молдавского руководства, не соответствовало действительности. Канал Останкино сообщал, что в первых числах марта погибли 20 румынских волонтеров, тогда как ни одного такого случая в реальности не было.

Война: танки и тяжелая артиллерия

В апреле вице-президент России Александр Руцкой посетил Тирасполь. Кишиневские СМИ широко комментировали этот визит. Moldova Suverană перепечатала статью из «Известий», в которой говорилось о необходимости компромиссов с обеих сторон. Но постоянное психологическое давление только осложняет поиск взаимоприемлемого решения. «К сожалению, в ходе встречи Козырева (министра иностранных дел России) с приднестровскими депутатами прозвучало слишком мало конструктивных предложений. Складывалось впечатление, что эти люди оторваны от действительности», - рассказывал один из участников встречи. «Они продолжают рассматривать Приднестровье как часть СССР», - говорилось в статье в «Известиях».

«Противостояния в Молдове, подпитываемого коммунистическим движением Приднестровья, можно было избежать, если бы советская армия, ныне российская, не встала на сторону сепаратистов под ложным предлогом защиты русскоязычного меньшинства», – заявил Лари Пресслер в Сенате США

В мае и июне в Бендеры, Кочиерь и Кошницу вошли танки и тяжелая артиллерия 14-й армии. «Мы воюем с Россией, люди добрые! Великорусский шовинизм еще жив», - заявлял министр национальной безопасности Анатол Плугару.

Несмотря на переговоры и договоренности о прекращении огня, бои продолжались.

В первых числах июля кишиневские газеты опубликовали поправку Лари Пресслер к законопроекту о свободе для России и евразийских демократий в процессе становления, а также Постановление Сената США о поддержке свободных рынков.

В документе отмечалось, что США должны поддержать создание объединенного комитета в составе представителей причастных государств, США и других стран, приемлемых для обеих сторон, по надзору за быстрым и упорядоченным выводом российской группы войск с территории Молдовы. Президент Буш призвал российскую армию уйти – еще один посыл, переданный из-за Вашингтона.

21 июля 1992 года Мирча Снегур и Борис Ельцин в присутствии лидера сепаратистов Игоря Смирнова подписали в Москве Соглашение о принципах урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Документ предусматривал незамедлительное прекращение огня, создание «зоны безопасности», формирование трехстороннего контингента по поддержанию мира в составе военнослужащих России, Молдовы и Приднестровья, а также создание комиссии по надзору за соблюдением режима прекращения огня.

Некоторые военные и политики расценили документ как «измену» и «позорную капитуляцию». Газеты того времени опубликовали серию аналитических материалов о цене этого соглашения – приобретенных выгодах и уступках, на которые пришлось пойти.

28 июля Sfatul Ţării – печатный орган парламента, занимавший, тем не менее, критическую позицию в отношении власти, писал, что в Москве руководство Молдовы подписало вариант Кремля. «В тексте Соглашения скомканы два ключевых момента конфликта, а именно: административно-государственная структура Республики Молдова после прекращения огня и статус 14-й армии, дислоцированной на территории Республики Молдова. (…) Что касается 14-й армии, туманная формулировка статьи 4 Соглашения настолько отдаляет ответ о сроках вывода этой армии, что позиция Кишинева необъяснима в принципе: в то время, как известный американский сенатор Ларри Пресслер пытается убедить законодательный орган США отложить кредиты для России до вывода ею своих войск с территории Молдовы, в то время, как США предоставляют Молдове режим наибольшего благоприятствования в торговле… свести на нет одним лишь росчерком пера под туманным документом все преимущества, которые оказывает сильнейшая в мире держава - это либо некомпетентность, либо политическая близорукость, либо предумышленная уступка».

«Самой серьезной уступкой, – отмечалось в комментарии в румынской газете Adevărul, перепечатанной в Moldova Suverană, – представляется пункт, в соответствии с которым сепаратисты вправе самостоятельно решать свою судьбу в случае изменения статуса Республики Молдова, то есть объединения с Румынией. Кроме того, соглашение узаконивает присутствие российской группы войск в Молдове на неопределенный период времени под предлогом сохранения мира», – отмечается в статье.

Но бывший президент Мирча Снегур считает, что именно эта формулировка была единственным шансом остановить кровопролитие, несмотря на невосполнимые уступки, сделанные Москве и сепаратистскому режиму. Единственный плюс этого соглашения, добавил Снегур, состоит в том, что подпись российского президента под этим документом доказывает всему миру то, что Россия участвовала в этой войне.

Экономическая блокада и «уход по-английски» премьера Валерия Муравски

В то время, как перестрелка на Днестре не стихала, глава правительства Валерий Муравски заявил в парламенте, что Центробанк России, который владел монополией на денежную массу на всей территории СНГ, пытался организовать финансовую блокаду большинства молдавских предприятий. На тот момент предприятия Республики Молдова продолжали поставлять в централизованном порядке товары в Россию и, соответственно, ждали выплат, но расчеты излишне затягивались, а рубль обесценивался с каждым днем. В результате, в Молдове стали задерживать выплаты зарплат и пенсий.

Несмотря на то, что в январе парламент единогласно принял решение о введении лея в качестве национальной валюты, власть не торопилась выходить из рублевой зоны. И дело было не только в конфликте на Днестре, – говорили впоследствии эксперты.

1992 год в молдавских СМИ

30 июня кабинет Муравски неожиданно ушел в отставку. Вначале в СМИ прошла информация о том, что поводом стало допущение эскалации приднестровского конфликта. В ноябре 1992 года в ответ на критику Валерий Муравски заявил газете Sfatul Ţării, что его уход вызван тем, что парламент затягивал переход на национальную валюту. «Рубль обесценивается сознательно по желанию Москвы. Вопреки Декларации о независимости, мы полностью зависим от Москвы», – сказал Муравски. «Приватизация – ключ реформ. Я считаю, что разделив нашу бедность на все население, богаче мы не станем. Целью приватизации является стабилизация и развитие экономики, а не только распределение бонов, которые создадут иллюзию наличия собственников… Странность нашей ситуации состоит в том, что правительство управляет всей экономикой, а приватизация осуществляется под непосредственным руководством парламента», – добавил бывший глава кабинета министров.

Слова Муравски подтвердила и вице-президент Moldova-Agroindbank Наталья Врабие. В интервью газете Moldova Suverană она отметила, что сложившаяся в экономике ситуация объяснялась тем, что приватизация так и не началась. «Аграрный сектор работал и работает по административным методам. […] Сегодня миллиарды рублей из экономики Молдовы находятся в экономике России по причине несвоевременных платежей; при этом, практически отсутствуют правовые рамки, которые позволили бы их вывести средства. Неужели мы и впредь будем возить товары бесплатно? […] Своими руками лишаем себя народного достояния, подталкивая ряд предприятий стратегического значения к банкротству?», – задавалась вопросом Наталья Врабие.

Принимая пост премьер-министра, министр сельского хозяйства в предыдущих правительствах Андрей Сангели, который занимал различные государственные и партийные должности в советское время, заявил, согласно агентству Moldova-pres, что приватизацию следует отложить до зимы. По его словам, самые острые проблемы страны – это нехватка топлива и перебои в поставках электроэнергии.

Энергетическая блокада со стороны России длилась два месяца; в этот период горожане импровизировали и ставили во дворах печки для приготовления еды.

Как сообщала в то время газета Sfatul Ţării со ссылкой на экспертов МВФ, посетивших Республику Молдова, пустые полки магазинов и астрономические цены вызваны динамикой рубля и ростом цен на импортируемые энергоресурсы. Например, если в 1991 году Молдова заплатила за энергоносители 1,5 млрд рублей, то в 1992 году за меньший на треть объем импорта ей пришлось заплатить 53 млрд рублей. Эксперты МВФ в 1992 году рекомендовали Молдове диверсифицировать энергетические источники.

«Если прежде прожить неделю-другую можно было на 100-200 рублей, то сегодня не обойтись без нескольких тысяч. И люди вынуждены ходить с пачкой денег в кармане…», – констатировал вице-президент Национального банка Думитру Урсу.

Приднестровская автономия – федерация или конфедерация – не решит проблем немолдавского населения Молдовы, потому что не включает в себя этнических русских Кишинева и Бельц… «Независимая газета»​

В октябре и ноябре, информировала газета «Молодежь Молдовы», на улицу с протестами вышли вначале студенты, затем преподаватели, строители и работники транспортной сферы. Они требовали индексации зарплат и стипендий. Некоторые скандировали: «Долой мафиозное правительство».

В то время, как депутаты нового большинства оттягивали начало приватизации, работники системы правосудия указывали на участившиеся случаи нелегальной приватизации, в частности, на крупнейших кишиневских предприятиях, таких как Signal, Mezon, Vibropribor, Agromaşina, Uzina de calculatoare. Продолжается порочная практика передачи государственного имущества в аренду с правом выкупа, продажи или бесплатной передачи различным частным экономическим структурам; недвижимость, автомобили, оборудование распродается по бросовым ценам на крайне неблагоприятных для государства условиях, – отмечалось в одном из указов, подписанных президентом Мирчей Снегуром в конце года.

Переговоры с лидерами Тирасполя – начало без конца

После прекращения войны лидер Приднестровья Игорь Смирнов заявил для BBC, Associated Press и «Молодежь Молдовы», что Приднестровье выступает за конфедерацию. Он сказал также, что на протяжении ряда лет администрация региона добивается предоставления различных форм управления, в том числе статуса свободной экономической зоны или федерации, но в Кишиневе эти требования не слышат. По его мнению, Приднестровье должно располагать собственными вооруженными силами и собственным бюджетом и перечислять Кишиневу лишь фиксированную сумму, установленную на основе договоренностей. Эти предложения были направлены Кишиневу.

Игорь Смирнов в 2010 году

​Смирнов отрицал, что этнические молдаване подвергаются преследованию в регионе; напротив, он утверждал, что они выступают за непризнанную Приднестровскую республику, так как понимают, что преследуется цель «разрушения молдавской нации». По его словам, есть много стран, где языки являются родственными, а нации – разные. Самое главное, подчеркнул Смирнов – это создание условий для развития любой нации.

В ответ на обвинения кишиневских лидеров в том, что он хочет сохранить коммунизм и СССР, Смирнов ответил, что из компартии его исключили Снегур и Лучинский.

Что касается вывода 14-й армии – эта тема рассматривалась отдельно от статуса региона. Первая причина, на которую сослалась российская сторона, состояла в невозможности вывода техники и вооружения в зимнее время.

В материале «Независимой газеты», перепечатанном «Молодежью Молдовы», говорилось о том, что, несмотря на разные мифы о приднестровской войне, российские политики не способствовали решению ни одной из проблем русскоязычных жителей Молдовы.

Приднестровская автономия – федерация или конфедерация – не решит проблем немолдавского населения Молдовы, потому что не включает в себя этнических русских таких крупных городов страны, как Кишинев и Бельцы, где их доля составляет около половины населения, а также не включает другие группы компактного проживания в других районах страны. Не совсем корректно и утверждение, что немолдавское население является русскоязычным. Вторая этническая группа после молдаван – это украинцы, русские занимают третье место, а затем следуют гагаузы и болгары.