Около двух лет назад Россия отказалась платить членские взносы в бюджет Совета Европы – беспрецедентный шаг с момента вступления РФ в организацию в 1996 году. По идее, ПАСЕ должна была потребовать исключения России из СЕ – процедуры, получившей название Рокзит. «Этого не произойдет. Скорее, Россия сама заявит о выходе», – считает журналист, шеф-корреспондент словенский газеты «Дело» Бранко Собан, которого в России объявили персоной нон-грата из-за его критических выступлений в адрес Кремля. В эксклюзивном интервью для Свободной Европы он говорит о связях между Рокзитом и Брекзитом – и о том, как повлияют эти процессы на европейские выборы.
Свободная Европа: Около двух лет прошло с того момента, как Россия перестала платить взносы в Совет Европы. Потребует ли СЕ исключения России из членов организации?
Бранко Собан: Подождем до июня. Но российские политики много говорят о Рокзите – выходе России из Совета Европы. Рокзит может стать очередной катастрофой, очередным разделом Европы. В этом случае Европа будет разделена на часть, в которой применяются положения Конвенции по правам человека, и на часть, где эта Конвенция не применяется. Такая ситуация сложится впервые за 70 лет после Второй мировой войны, и это – катастрофа.
Для меня права человека дороже любых денег!
Посмотрим, что будет в июне. Но российские политики поговаривают о выходе, потому что не чувствуют себя здесь уютно, они постоянно находятся под прицелом критики. Не думаю, что организация сделает первый шаг – все ждут, как поступит Кремль.
Рокзит – проблема не для Кремля, а для рядовых российских граждан. Если Россия выйдет из Совета Европы, российские граждане потеряют право обращаться в Европейский суд по правам человека. Еще в России могут восстановить смертную казнь. Кремль не отменил смертную казнь, как того требует Совет Европы, а лишь ввел мораторий, то есть, временно приостановил применение высшей меры наказания.
И это очень опасно, коль скоро юстиция в России не является независимой, и реального разделения властей в России нет. Суды полностью зависимы от решений, спускаемых сверху. Этим объясняется тот факт, что Россия лидирует по количеству обращений граждан в ЕСПЧ. Суд в Страсбурге – самое большое достижение в плане прав человека за последние сто лет. Суд спас жизни не одной сотне россиян, многие россияне, несправедливо брошенные за решетку, вновь обрели свободу благодаря Страсбургскому суду. В ЕСПЧ нуждается не Кремль – в нем нуждаются граждане.
История показала, как управляют экстремисты. Мы помним, что они сделали в 1930-е годы
Свободная Европа: Менее чем через месяц – 26 мая – состоятся европейские выборы. И произойдут они в Европе, которая оказалась перед лицом этих двух опасных расколов – и Брекзит, и Рокзит. Если Брекзит касается Евросоюза и грозит, в основном, экономическими последствиями, то влияние Рокзита ощущается совсем иначе. Что общего между этими двумя явлениями, и как они повлияют на выборы Европарламента?
Бранко Собан: И то, и другое событие – катастрофические для Европы. Брекзит больше касается финансовой стороны, прибыли, капитала, а Рокзит затронет, в первую очередь, права человека.
Для меня права человека дороже любых денег! Когда нет демократии и правового государства – тогда появляется диктатура. На фоне кризисов, с которыми сталкивается европейский проект, Рокзит, несомненно, обострит ситуацию и сильно ее ухудшит. Поэтому политики должны сделать все возможное, чтобы преодолеть этот кризис. А гражданам надо идти на европейские выборы и делать осознанный, мудрый выбор.
Свободная Европа: Насколько важны в этом контексте европейские выборы?
Бранко Собан: Это самые важные выборы за последние двадцать лет! Они покажут, куда мы будем двигаться дальше. Мы видим, как набирают силу популистские и националистические партии, рейтинги всех экстремистских партий растут. Это опасные выборы.
Поэтому я и призываю людей сделать осознанный выбор. Возможно, праворадикальные партии получат много мандатов в Европарламенте. Почему это плохо? Потому что история показала, как управляют экстремисты. Мы помним, что они сделали в 1930-е годы. Повторения чего-либо подобного в Европе мы не желаем. Они пытаются разделить мир на «наших» и «всех остальных». Поэтому предстоящие выборы – судьбоносные для Европы.