«Выхода нет». У каждого пятого жителя Грузии нет работы

Your browser doesn’t support HTML5

95 тысяч граждан Грузии зарегистрировались для работы за границей

В четвертом квартале 2020 года из-за кризиса и пандемии коронавируса безработица в Грузии составила 20,4%. Это на 3,8% больше, чем за аналогичный период 2019 года, и означает, что даже по официальным данным Грузстата, каждый пятый работоспособный житель страны не имеет работы.

Особенно тяжело найти постоянную работу жителям грузинской провинции и отдаленных регионов.

Анна Чалидзе живет в городе Цалка, который называют "грузинской Сибирью". Климат здесь суровый: до конца мая лежит снег, и держится минусовая температура. Несмотря на холод, Анна топит печь в доме лишь раз в сутки и не может делать это чаще: не хватает дров и денег для их покупки.

У Анны нет постоянной работы, она перебивается случайными заработками. Воспитывает троих детей: младшие живут с ней, а старший сын служит в армии. Дом, где сейчас живет Анна, ей не принадлежит: срок аренды заканчивается через пару месяцев, и хозяева уже предупредили, что намерены продать жилье. Кредит Анна тоже взять не может: из-за неуплаты прежней задолженности женщина попала в банковский черный список. От безысходности Анна в декабре 2019-го решилась на отчаянный шаг – спрыгнула в реку Куру. Ее спасли прохожие.

"Умирать я в действительности не хотела, не было мысли покончить с жизнью. Просто было желание докричаться хоть до кого-нибудь, рассказывает Анна Чалидзе. – Но да, в какой-то момент я все-таки думала о смерти. Пенсии у меня нет, доходов нет, социальную помощь не получаю, зарплату не получаю, работы нет. Ничего нет. Я словно мертва, хотя при этом дышу и разговариваю".

В городе Цалка, где живут всего около трех тысяч человек, постоянную работу найти трудно, поэтому, пытаясь хоть что-то заработать, Анна подала заявку на участие в сезонных работах в Германии. Она заполнила форму на специальном сайте и получила порядковый номер: стала 71934-м по счету заявителем.

"У меня нет иного выхода. Просто нет выхода, – говорит женщина. – Не знаю, что еще мне остается делать. Я каждую ночь думаю только о том, что, не приведи бог, нам не позвонят и выяснится, что мы не попали в этот "золотой список" тех, кто должен поехать на работу в Германию. Мне даже думать об этом не хочется. Эта возможность для меня сейчас – как маленькая точка света в конце туннеля".

Анна – не единственная, кто хочет уехать на заработки в Европу. Регистрацию для участия в сезонных работах на фермах в Германии только за последний месяц прошли более 95 тысяч грузинских граждан. Им на первом этапе Германия предоставит всего триста вакансий. Первая группа из 50 работников отправится в Германию в апреле: контракты рассчитаны на три месяца, зарплата составит 9,5 евро в час. Ожидается, что всего в течение года на сельхозработах в Германии будут трудоустроены 500 грузинских граждан.

Оппозиция называет число граждан Грузии, выразивших желание работать за рубежом, "катастрофическим", а лидер оппозиционной партии "Граждане" Алеко Элисашвили заявил, что, будь он на месте министра сельского хозяйства Грузии, он бы в такой ситуации задумался о самоубийстве. Однако в правительстве соглашение с германскими властями о временном трудоустройстве граждан Грузии и их отправке на сельхозработы называют "успешным". Чиновники объясняют, что оно дает людям возможность дополнительного заработка во время экономического кризиса, вызванного пандемией.

"Я вовсе не испытываю счастья от того, что из страны утекает рабочая сила. Но исходя из сегодняшней реальности, это может даже послужить для нас неким стимулом получить в лице этих людей больше квалифицированной рабочей силы, – защищает программу найма на заработки в ЕС рабочей силы в Грузии Ираклий Петриашвили, председатель Объединения профсоюзов Грузии. – Эти люди будут лучше знакомы с сельским хозяйством, технологиями, смогут установить коммуникацию с цивилизованным миром. Не будут ждать от государства создания рабочих мест, а будут использовать свои связи, допустим, с теми же немецкими фермерами".

Но сами соискатели рабочих мест, готовые отправиться в Германию, говорят, что не искали бы работу за границей, если бы она была в Грузии.

"Просто в Грузии я не могу найти работу. Куда бы я ни приходил устраиваться, всюду требуют двух-трехлетний опыт работы, – рассказывает Бека Сурманидзе. – Но если меня не берут, то откуда у меня будет опыт? Потому я и решил уехать".

"Эта политика – неправильная. Власти должны создавать рабочие условия для граждан в самой стране, – настаивает молодой человек. – Например, давать крестьянам, у которых есть земли в селах, долгосрочные кредиты под низкий процент. Тогда, думаю, у нас будет экономический рост. Знаю многих людей, у которых есть земли, но из-за нехватки денег не могут их обрабатывать".