Зачем «Газпром» шантажирует Молдову?

Помогут ли ЕС и Украина Кишиневу? Обсуждают Сергей Герасимчук и Оазу Нантой

Виталий Портников: "Газпром" с 1 декабря угрожает полностью прекратить поставки газа в Республику Молдова, если Кишинев не погасит накопившийся долг за топливо и не согласует условия нового контракта. В октябре российский монополист сократил на треть поставки в Молдову и в несколько раз увеличил стоимость газа. Накануне в Москве безрезультатно закончился очередной раунд молдавско-российских переговоров. Из-за дефицита газа власти Молдовы объявили чрезвычайное положение в стране. Как отмечают некоторые эксперты в Кишиневе, в обмен на дешевый газ Кремль фактически требует от Молдовы пожертвовать своим суверенитетом.

Из-за дефицита газа власти Молдовы объявили чрезвычайное положение в стране

У нас в студии Сергей Герасимчук, заместитель председателя правления Совета по внешней политике "Украинская призма", на связи Оазу Нантой, депутат парламента от правящей в Молдове партии "Действие и солидарность".

С одной стороны, мы видим очевидное политическое давление, которое даже не скрывается. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что цена газа, которую Кремль предлагает Молдове, действительно неподъемна для этой страны. Но эта же цена предлагается Сербии, президент которой Александр Вучич – очевидный союзник России в европейской политике. Что же происходит? Это просто стремление получить больше денег и надавить или политическое давление, осуществляемое на несколько стран сразу?

Это инструмент для убеждения европейцев в необходимости запуска "Северного потока – 2"

Сергей Герасимчук: Похоже, что Россия пытается использовать этот инструмент сразу по нескольким направлениям. Прежде всего, это демонстрация Европейскому союзу, что вне зависимости от того, союзник перед тобой или противник, бизнес прежде всего. Повышение цен на газ, безусловно, должно отразиться на всех потребителях, в том числе на гораздо более платежеспособных потребителях из ЕС. Естественно, это инструмент для убеждения европейцев в необходимости запуска "Северного потока – 2".

Что касается Молдовы, то помимо политического давления на правительство Майи Санду в какой-то степени это еще демонстрация молдавским политикам, всячески отрицавшим любую геополитику, настаивая на том, что внутренняя политика прежде всего, того, что геополитика непременно их коснется.

Виталий Портников: Президент США Джозеф Байден и федеральный канцлер Ангела Меркель недавно на встрече в Вашингтоне говорили о том, что если "Газпром" будет применять газ как энергетическое оружие, то будут вводиться новые санкции против России: США и Германия, Евросоюз этого не допустят. Речь шла об Украине. Оазу, а против вашей страны уже используется газ как энергетическое оружие, или это просто "спор хозяйствующих субъектов", если использовать известную фразу президента Путина?

Оазу Нантой: Весной 2014 года, наблюдая за происходившим в Украине, я пришел к выводу: коррумпированный режим неспособен защитить свою страну. В Молдове президент Майя Санду и правящая партия фактически унаследовали то, что является следствием длительного периода предательства национальных интересов такими политиками, как Игорь Додон, и безудержного воровства в энергетической сфере. Когда вы посмотрите на узенькую полоску земли, которая называется Приднестровьем, и узнаете, что за ней числится долг в восемь миллиардов долларов, останется только предположить, каковы же объемы безудержного воровства, реализованного в Республике Молдова предприятием "Газпром", который все эти годы сам себе поставлял газ: он поставлялся на левый берег, не оплачивался, и это превратилось в астрономическую цифру.

ГАЗОВЫЙ КРИЗИС Молдова впервые подписала контракт на закупку газа не с «Газпромом»

Коррумпированный режим неспособен защитить свою страну

К сожалению, Молдова – не та страна, которая может громко заявить о своих проблемах на мировом уровне, потому что объем газа, поставляемого в республику "Газпромом", – это на уровне погрешностей от всего объема его поставок на внешние рынки. Молдова здесь действительно может уповать только на солидарность и поддержку Украины.

Здесь следует отметить последний рабочий визит в Киев Нику Попеску, министра иностранных дел и европейской интеграции, и поддержку со стороны Евросоюза, которая может выражаться двояко. Первое: все же изыскание каких-то объемов газа, которые могут быть поставлены в Республику Молдова. И второе: предоставление какой-то финансовой подушки для того, чтобы смягчить возможный шок для наименее защищенных слоев населения от неизбежного повышения тарифов на газ.

Но здесь, конечно, возникает еще один вопрос: так называемое Приднестровье и знаменитая Кучурганская ГРЭС получают газ, который проходит по территории Украины, и не платят за него. В случае, если поставки будут по альтернативным газопроводам, как заявила премьер-министр Наталья Гаврилица, Приднестровью придется платить. Нынешняя власть в Молдове столкнулась с этим гордиевым узлом проблем в энергетическом секторе, который предопределяет очевидный шантаж.

Этот гордиев узел не может быть разрублен, его нужно развязать. Здесь остается обратить внимание на следующий момент – контракт между "Газпромом" и Венгрией на 15 лет, в обход газотранспортной системы Украины. На мой взгляд, это прямая демонстрация того, что хочет Россия: привязать к себе за счет поставок, исключить Украину в качестве транзитного государства и заблокировать политику декарбонизации европейской экономики, внедрение знаменитого третьего энергетического пакета, то есть вернуться к монополии.

Предыдущие власти Молдовы мало что сделали для создания альтернативных путей доставки энергоресурсов

Россия вдруг вспомнила про этот долг, который почему-то следует оплатить в течение трех лет, а я вспоминаю, что есть обязательства России осуществлять транзит через Украину на протяжении последующих трех лет. После этого, наверное, мало кто сомневается, что Россия сделает все, чтобы исключить из транзита Украину. Соответственно, "Газпром" ставит ультиматум ликвидации этих долгов именно на протяжении того периода, когда еще можно рассчитывать на поставки российского газа по кратчайшему пути, через украинскую газотранспортную систему. Говоря о коррумпированности и предательстве предыдущих властей, стоит иметь в виду, что они мало что сделали для создания альтернативных путей доставки энергоресурсов в Молдову.

Восемь миллиардов так называемых долгов – это, конечно, кричащий сигнал о том, что взаимоотношения между Молдовой и "Газпромом" – это не "взаимоотношения хозяйствующих субъектов". Это алчность и предательство национальных интересов со стороны Молдовы, а со стороны "Газпрома" сейчас наступила фаза шантажа.

Виталий Портников: На фоне всех неудач России происходит сенсация: Совет национальной безопасности и обороны Украины заявляет о том, что выделяет Молдове (причем такое ощущение, что безвозмездно, просто в обмен на возвращение сырья) миллиард кубометров газа. Это серьезная поддержка. Наблюдатели в Киеве, по крайней мере, оппозиционно настроенные к власти, говорят, что это некая плата: за то, чтобы Генеральная прокуратура Молдовы прекратила нашумевшее расследование истории о похищения с территории Республики Молдова бывшего украинского судьи Чауса. В причастности к этому похищению обвиняют украинские спецслужбы и говорят, что за ним стояли высокопоставленные чиновники из ближайшего окружения президента Владимира Зеленского, а может быть, и сам глава государства.

Действительно ли это может быть политической взяткой? Ведь Украина не в лучшей энергетической ситуации, чем Молдова. Сейчас говорят о том, что огромное количество предприятий и учреждений украинской промышленность находятся на грани закрытия.

И Украина, и Польша заявили о готовности предоставлять газ Республике Молдова

Сергей Герасимчук: Думаю, это все же проявление солидарности с Республикой Молдова, особенно на фоне того, что совсем недавно Грузия, Молдова и Украина в очередной раз заявили о своих амбициях как трио. Евросоюзу было бы приятно видеть, что трио демонстрирует единение. Конечно, возникают спекуляции по поводу такого жеста Украины. Это обсуждается и в Молдове: в частности, говорят, что Украина должна дать этот газ в знак благодарности за то, что Санду приехала на саммит "Крымской платформы", подписала крымскую декларацию.

Виталий Портников: В Москве говорили, что приезд госпожи Санду отразится на отношениях с Россией.

Сергей Герасимчук: Он и отразился. Молдавские политологи взяли это на вооружение, чтобы давить на Украину, с тем чтобы она оказала эту солидарность. Все эти политические спекуляции и конфликтные линии не лучшим образом влияют на двусторонние отношения. Но есть и позитивные моменты: например, заявления польской стороны о готовности предоставлять газ Республике Молдова. Это в какой-то степени является отражением встречи четырех президентов: Украины, Румынии, Польши и Молдовы, – во время празднования Дня независимости Республики Молдова в Кишиневе. Тогда уже говорили о том, что очерчивается формат два плюс два: могут сотрудничать Румыния и Польша с одной стороны, Молдова и Украина с другой.

Сергей Герасимчук

Сейчас и Украина, и Польша заявили о готовности предоставлять газ Республике Молдова. А у Румынии есть свой инструмент такой поддержки – это интерконнектор. К сожалению, на данный момент, причем по вине румынской стороны, его пропускная способность не очень велика, он не может компенсировать потерю от отказа России поставлять газ, но все же это какое-то подспорье, которое, по крайней мере, позволило бы питать Кишинев.

Майя Санду участвовала в "Крымской платформе", прекрасно сознавая, какой будет реакция российской стороны

Оазу Нантой: Я хотел бы отвергнуть версию связанную с господином Чаусом. Насколько я понимаю, молдавская прокуратура заявила о завершении расследования этого печального инцидента. Сейчас украинское правовое государство должно само себе дать ответ, что же произошло с господином Чаусом, при каких обстоятельствах он попал на территорию Молдовы и при каких – на территорию Украины. Это уже внутренняя проблема украинского правового демократического государства.

Что до "Крымской платформы" и солидарности, то эти вещи взаимозависимы. Госпожа Майя Санду участвовала в "Крымской платформе", прекрасно сознавая, какой будет реакция российской стороны. Следует добавить, что госпожа Валентина Матвиенко во время встречи в Афинах с господином Игорем Гросу, председателем парламента Молдовы, не преминула упомянуть об участии госпожи Майи Санду в "Крымской платформе". Солидарность проверяется действиями. Я очень рад тому, что в критический момент мы можем рассчитывать на эти поставки со стороны Украины, чтобы получить передышку и найти более долгоиграющие решения, потому что во взаимоотношениях с "Газпромом" не может быть ничего стабильного, предсказуемого, основанного на экономических параметрах.

Виталий Портников: Мы часто говорим, что когда не нужно будет поставлять газ по украинской газотранспортной системе, когда завершится контракт между Украиной и Россией, тогда может оказываться куда более интенсивное давление на Киев. То, что сейчас происходит с Кишиневом, это не зеркало того, как может происходить в случае российско-украинского энергетического сотрудничества?

Сергей Герасимчук: Я бы не стал исключать такого сценария. Российская сторона демонстрирует, как она может обращаться с теми, кто будет вести политику, не соответствующую российским приоритетам. С другой стороны, демонстрация была и в случае с Венгрией, когда РФ подписала с ней договор о прямых поставках на 15 лет, тем самым успокоив и венгерских граждан, и венгерское правительство, создав предпосылки для того, чтобы Виктор Орбан снова победил на выборах в следующем году. Москва демонстрирует: те, кто с ней спорит, имеют политические проблемы у себя на территории, а те, кто соглашается с Москвой, имеют политическую выгоду.

Москва демонстрирует: те, кто с ней спорит, имеют политические проблемы у себя на территории

Виталий Портников: В 2004 году, когда была очевидна прямая конфронтация между будущим украинским руководством и Кремлем, я задавал вопрос сотрудникам штаба Виктора Ющенко: насколько уверено может чувствовать себя Украина в плане энергетического сотрудничества с Москвой? Я не получал четких ответов на этот вопрос. Мне казалось, что тогдашние украинские политики и эксперты не очень понимали всех масштабов энергетической зависимости Украины от России. Буквально через год-другой стало совершенно очевидно, что Кремлю удалось восстановить свое политическое влияние в Украине, именно используя энергетическое оружие. Не повторится ли это в вашей стране? Очевидная демонстрация: вы голосуете за демократические силы, и у вас ухудшается уровень жизни.

Оазу Нантой: У госпожи Майи Санду и у ее партии есть преимущество, которое называется "время". На выборах 11 июля так называемая "пророссийская оппозиция" полностью провалилась и сейчас фактически находится в ситуации медленного издыхания. Даже сам Игорь Додон заявил, что он сматывает удочки и, скорее всего, уберется подальше от возможных уголовных преследований в Москву. То есть у нас не должно быть больших проблем с внутренней оппозицией, если исключить апокалиптический сценарий с российским вмешательством.

Как говорится, нет худа без добра. Если в Украине есть энергоемкая промышленность, то в Республике Молдова такой промышленности нет, у нас в основном идет потребление энергоресурсов. В этом смысле нам легче перенести ограничения в энергетическом секторе. Кремль, скорее всего, попытается дестабилизировать ситуацию в Молдове навязыванием таких тарифов. Но я испытываю осторожный оптимизм в том смысле, что в Молдове нет условий для таких сценариев.

Пророссийская оппозиция в Молдове полностью провалилась и сейчас находится в ситуации медленного издыхания

Виталий Портников: В результате энергетического шантажа Молдова и Украина еще в большей степени дистанцируются от России или будут искать с ней взаимопонимания уже в новой ситуации?

Сергей Герасимчук: Я предполагаю, что и в Украине, и в Молдове найдутся политические силы, которые могут подхватить флаги пророссийских оппозиционеров, говорить о том, что нам дороже – тепло в доме или слоганы демократов. Подозреваю, что Москва не просто так начала эту игру. В России умеют просчитывать свою выгоду.

ГАЗОВЫЙ КРИЗИС Ион Стурза: «В Москве сумасшедших нет, чтобы прекратить подачу газа»