После досрочных выборов в Молдове, которые убедительно выиграла пропрезидентская партия «Действие и солидарность», остальные политформирования, не прошедшие в парламент, оказались перед внутренними дилеммами относительно собственного будущего. Платформа DA объявила о том, что изберет свое новое руководство на съезде, запланированном на 12 декабря, — новый глава у DA появится спустя шесть лет после появления Платформы. В свою очередь, Партия социалистов, проигравшая выборы, не спешит анализировать положение, в котором оказалось политформирование, пользовавшееся поддержкой экс-президента Республики Молдова.
Глава кишиневского бюро Свободной Европы Василе Ботнару побеседовал о парламентской и внепарламентской оппозиции с исполнительным директором Ассоциации за демократию через участие (ADEPT), политологом Игорем Боцаном.
Игорь Боцан: В демократическом обществе роль оппозиции просто неоспорима. Сразу же после досрочных парламентских выборов 11 июля в обществе возникли ожидания по поводу того, что партии, не сумевшие достичь планировавшегося результата, должны объявить об изменениях, созвать съезды — для смены руководства партий...
Свободная Европа: Пока только Ренато Усатый и Владимир Воронин проявляют подобные признаки и ведут себя как политические джентльмены.
Игорь Боцан: Это не совсем так. Первым отреагировал лидер Платформы DA Андрей Нэстасе, который заявил, что в партии произойдут определенные перестановки. А вот если мы говорим о Партии коммунистов, то ей давно пора созывать съезд. Помимо этого, есть время до съездов у «Нашей партии» и Партии социалистов. Так, Партия социалистов созывала съезд сравнительно недавно, в конце декабря прошлого года, на котором приняла весьма важные решения.
Свободная Европа: Социалисты не считают, что они проиграли выборы парламента. Игорь Додон остается на своих прежних позициях, хотя в Кишиневе поговаривают о том, что Москва будет искать иные решения, чтобы провести дополнительные выборы в ПСРМ — ради того, чтобы осуществить реванш в следующем парламенте.
Игорь Боцан: Да, мы знаем, что в Республике Молдова постоянно ссылаются на «руку Москвы», на влияние Москвы, и это, к сожалению, реальность. Однако, если мы говорим о Партии социалистов, мы должны внимательно рассмотреть весь спектр проблем, взглянуть более широко.
Социалисты не удосужились объяснить гражданам, сторонникам и даже членам своей партии, что же с нею происходит
Как я уже говорил, ПСРМ созывала свой съезд в декабре 2020 года, хотя об этом объявлялось еще в 2018-м. Но при невыясненных обстоятельствах социалисты даже не стали объявлять своим сторонникам о том, почему же съезд, о котором говорилось еще в 2018 году, так и не состоялся. Точно так же и во время прошлого их съезда, в декабре 2020 года, было неожиданно принято решение об изменении доктрины Партии социалистов, и это вызвало недовольство среди первичных организаций.
Мы знаем, что первичные партийные структуры Сорок и Яловень даже объявили о своем выходе из ПСРМ накануне парламентских выборов, что было странно — подобного пока не наблюдалось, особенно в отношении политической партии, претендующей на победу на парламентских выборах.
Все эти события дают нам понять, что речь идет не только о сторонниках ПСРМ, но и о самих членах Партии социалистов, которые не понимают, что происходит с этой партией, потому что смена социалистической доктрины на консервативную им непонятна. Конечно, лидеры ПСРМ пытаются продвигать идею о том, что так называемый «социальный консерватизм» в трендах, в моде...
У доктрины социального консерватизма есть две ветви: одна разработана американскими политологами, и тут мы крайне далеки от мысли о том, что социалисты в Республике Молдова следуют именно этим социально-консервативным разработкам американцев.
Еще около 10 лет доктрину так называемого социального консерватизма пропагандируют «Единая Россия», партия Владимира Путина, а также Партия пенсионеров России и партия Жириновского. И вот тут-то нам становится понятно, что является, так сказать, источником вдохновения для Партии социалистов Республики Молдова. Впрочем, тут и большая проблема, — ведь социалисты не удосужились объяснить гражданам Республики Молдова, сторонникам своей партии, и даже членам своей партии, что же с нею происходит, и в чем заключаются внутренние метаморфозы.
Свободная Европа: Но если они начнут говорить, что это было инспирировано россиянами, то есть ли у них шанс выйти сухими из воды?
Игорь Боцан: Все дело в том, что встречаются не только такие причудливые и странные заимствования... Мы знаем, что лидеры Партии социалистов являются частью так называемого российского имперского или империалистического «фронта», у которого есть филиал и здесь, в Кишиневе. И лидер партии Игорь Додон является одним из так называемых основоположников, специалисты этого «фронта». Я имею в виду так называемый Изборский клуб, которым руководит последний солдат советской империи Александр Проханов, — всем всё это видно. Думаю, что члены Партии социалистов тоже в курсе, и что они знают, что в России за последний год происходили чрезвычайно странные вещи. Я говорю о поправке к Конституции, которая, по сути, открывает возможность для президента Путина оставаться у власти навечно.
Помимо ряда социальных проблем, особенно тех, которые в реальности были инициированы, если можно так выразиться, Владимиром Путиным, я имею в виду повышение пенсионного возраста, и так далее, есть и картина предстоящих парламентских выборов в Российской Федерации, финал которых запланирован на 19 сентября.
Таким образом, существует ряд факторов, объясняющих, почему бывшие сторонники Партии социалистов сами, добровольно отказываются от поддержки своей партии — из-за идеологической каши, некой слепой копии того, что Владимир Путин и [Александр] Лукашенко делают в Беларуси. Заявления Додона — тому подтверждение, они звучали уже не раз, — как будто он завидует русскому и белорусскому народам, дескать, у них есть такие лидеры, как Владимир Путин и Александр Лукашенко!..
Все это вместе взятое, в свете событий в Российской Федерации, я говорю о тотальном ущемлении гражданских прав (и не говорю уж о ситуации в Беларуси, где фактически был установлен диктаторский режим), — я считаю, что граждане Республики Молдова и бывшие сторонники Партии социалистов имеют право задавать вопросы руководству этой партии — и даже менять свое к ней отношение.
Свободная Европа: С момента парламентских выборов времени уже прошло немало, и все ждали, что оппозиция станет неким кошмаром для власти, как однажды выразился один известный депутат. Однако, социалисты и в особенности Игорь Додон остаются довольно спокойными, лишь время от времени выступая с заявлениями, педалируя тему о том, что нынче дела идут хуже, чем даже во времена Плахотнюка. Да, для Додона действительно дела обстоят намного хуже, чем во времена Плахотнюка. Но мы-то задаемся вопросом: а чем вообще будет заниматься оппозиция, и есть ли у оппозиции потенциал? И не рискует ли власть остаться без бдительного пригляда в парламенте?
Игорь Боцан: То, что мы видим на данный момент, позволяет прийти к к выводу, что у нас есть крайне слабая, разрозненная и беспомощная оппозиция — неспособная оказывать давление на новое правительство. И это довольно тревожно. Если мы говорим об одном из лидеров оппозиции, об Игоре Додоне, то ведь он на самом деле большую часть времени вообще отсутствовал на заседаниях парламента, — и кто там знает, чем он занимается? Может быть, у него какие-то личные, семейные проблемы, — но это чрезвычайно тревожный сигнал, как для общества в целом, так и для самой оппозиции.
Второе: мы видим очень явное несоответствие между заявлениями Партии коммунистов, ее лидеров, — и Партии социалистов, несмотря на то, что они входят в состав единой парламентской фракции. С одной стороны, лидер коммунистов Владимир Воронин считает, что Республика Молдова должна продолжить свой европейский путь, и еще до выборов г-н Воронин объявил, что Конституция Республики Молдова должна быть изменена, чтобы включить курс на европейскую интеграцию в этот основополагающий документ — в качестве стратегической цели для Республики Молдова.
Недавно я видел, что Владимир Воронин также поддерживает и законодательные инициативы партии «Действие и солидарность», я имею в виду поправку в законодательство о назначениях в регулирующие органы, которую не поддерживает ПСРМ. Короче говоря, мы видим, что между двумя партиями меньшинства есть разногласия, и это никоим образом не способствует консолидации оппозиции.