Украина отмечает 30 лет независимости. В Киеве проходит военный парад. Глава Центра исследования политических ценностей и бывший депутат украинского парламента Олесь Доний рассказал Настоящему Времени, с каким самосознанием Украина подошла к этой дате и какие ошибки и разочарования встретила на этом пути.
Your browser doesn’t support HTML5
– Как вы считаете, чем отличается День независимости-30 от Дня независимости-20 или 10? Есть ли вообще отличия, и если есть, то какие?
– Украина взрослеет со всеми минусами и плюсами взросления. В 20 лет и в 10 лет у нас не было оккупированной части нашей территории, было больше иллюзий. Сейчас иллюзий меньше, но и проблем больше: проблем с территориальной целостностью, со смертями украинцев. Все равно основное самоосознание – это ключ к решению всех проблем, в том числе даже к отпору российской агрессии.
Пока что Украина отстает от более развитых стран Европы именно в идейном развитии. Когда мы сможем эту проблему решить, мы сможем построить комфортное государство для украинцев, для каждого украинца и каждой украинки.
Пока эта проблема не решена, турбулентность Украины будет продолжаться. И еще раз говорю, независимо от агрессии России. Агрессия России – это только одна из украинских проблем, которая рано или поздно будет, конечно, разрешена не только украинскими усилиями, а усилиями всего мирового сообщества, потому что Россия сейчас представляет угрозу не только для Украины, а для всего мира.
– А вы говорите, что Украина за 30 лет избавилась от некоторых иллюзий. Что за иллюзии?
– От некоторых избавилась: что Россия – это такой же партнер, как и все остальные соседи. К сожалению, нет. Россия – государство, которое стремится к подавлению соседей, не верит в право этих соседей быть равноправными партнерами, иметь свой язык, свое государство, свою культуру, причем это, к сожалению, зависит не только от воли только российской власти, но это в сознании очень многих россиян.
Эти иллюзии, что с Россией можно жить мирно, были у многих украинцев. К сожалению, пока это не так, мы надеемся, что через десятилетие или через столетие Россия переосмыслит себя и сможет быть равноправным партнером для соседей. Пока что это не так. Эти иллюзии улетучились.
Но другие иллюзии еще остались. Это иллюзии внутренние, что в Украине умный народ, но плохая власть, – эта иллюзия еще осталась. То, что мы сами избираем власть и должны измениться самостоятельно, в первую очередь идейно, – с этой иллюзией мы еще не расстались.
– Олесь, казалось бы, Украина была одной из главных республик Советского Союза – мощные аграрный, промышленный, военный комплексы. И вот прошло 30 лет. Сейчас в Украину съезжаются, спасаясь от режимов в России, Беларуси, достаточно много людей. Как считаете, почему Украине удалось отказаться от тоталитарного наследия, а России и Беларуси – нет?
– Если вы изучали историю Украины, то видели, что Украина достаточно долгое время, по крайней мере на протяжении нескольких столетий, была сосредоточением диссидентской идеи. Диссидентская идея в Речи Посполитой – это было религиозное диссидентство, то есть православие против господствующего католицизма. В Российской империи это было диссидентство уже республиканское, демократическое. Если вы почитаете, опять-таки, украинских идеологов, это борьба против централизма. В СССР – борьба за независимость.
Украина была живительной силой не только для самой себя, но и для многих других народов на этом евразийском пространстве. То есть это была борьба за права. И в этом плане Украина фактически уничтожала те империи, в которые она входила. Но борьба за права и за свободы, за само существование еще не означает возможность создания чего-то стабильного и жизнеутверждающего.
Your browser doesn’t support HTML5
– Тогда мой следующий вопрос: что нужно сделать Украине за следующие 10 лет? Какая должна быть Украина при независимости в 40 лет?
– Я создал концепцию "25 ступеней до общественного счастья", и это основа сознательной реформации. У меня было две цели в жизни. Если 35 лет назад я поставил себе цель – борьба за независимость Украины, и я боролся за независимость в 80-х и начале 90-х годов, то теперь это сознательная реформация. То есть наши проблемы в идейном отставании.
И 25 пунктов – это о необходимости работы над собой. Для того чтобы стать конкурентной нацией. Конкурентной уже не с Россией и с Польшей – не с соседями, а с успешными народами: с Данией, с Норвегией. Надо осознать, что они сделали в работе над собой, для того чтобы достичь успеха.
– Можно достичь успеха за 10 лет и быть конкурентным в мире?
– Счастье для каждого. Надо ставить цель не для государства, государство – это не цель, а инструмент. А счастье для каждого украинца и украинки. Вот этого пока что не было в украинской политической мысли.