Правозащитники отметили, что условные приговоры по таким делам приводят к безнаказанности тех, кто совершил пытки.
Большинство случаев пыток произошло в зданиях правоохранительных органов
Авторы исследования изучили 71 решение Высшей судебной палаты (ВСП), обвиняемыми по которому проходили 102 человека. Приговоры выносили с 2013 по 2021 год. В 75% случаев обвиняемыми по этим делам проходили полицейские, в 8% — сотрудники сферы образования, а в 6% — сотрудники частных охранных агентств.
Правозащитники отметили, что большинство случаев пыток произошло в зданиях правоохранительных органов, чаще всего — во время задержаний, арестов и допросов. «Обычно единственными свидетелями таких действий становятся коллеги тех, кто совершает пытки. Часто они отрицают факт пыток из корпоративной солидарности. Это причиняет значительный вред оперативному расследованию преступления», — отметили в отчете.
Процессы длятся годами
Также в отчете подчеркнули, что пытки часто остаются безнаказанными из-за того, что судебные процессы длятся годами, а тюремных приговоров очень мало. «Зачастую, затягивание рассмотрения дел связано с тем, что ВСП отправляет дела на пересмотр. В некоторых случаях даже по четыре раза. Иногда создавалось впечатление, что дела намерено отправляли на пересмотр, чтобы истек срок уголовного преследования», — сообщили эксперты CJRM.
Максимальный срок, за который рассмотрели дело о пытках — 11,5 лет
Авторы отчета отметили, что практически каждое третье дело, которое они изучили, возвращали на пересмотр: «минимум в 11% случаев ВСП отправляла дела на пересмотр три или более раз». В среднем судебный процесс по делу о пытках длится около шести лет. «Такой срок сложно назвать приемлемым», — отметили правозащитники. Минимальный срок, за который рассмотрели дело о пытках, составил 375 дней, а максимальный — 11,5 лет.
Еще одна причина длительного рассмотрения таких дел связана с тем, что они очень сложные и нужно время, на выполнение всех следственных действий и передачу дела в суд. «Другой причиной может быть отсутствие желания или страх, если субъектами преступления являются люди, которые занимают публичные должности», — уточнили в отчете.
Слишком мягкие наказания
Правозащитники выяснили, что в первых инстанциях степень оправдательных приговоров по делам о пытках в пятнадцать раз выше, чем по другим делам (почти 50% по сравнению с 3%).
При этом Апелляционные палаты отменяют около 59% приговоров судов первой инстанции. «Даже если плохое обращение доказали, наказание чаще всего бывает достаточно мягким. Из 71 человека, которых признали виновными в совершении пыток, только 20 приговорили к тюремному заключению. «Средний тюремный срок, к которому приговаривают — 5,5 лет.
Самый большой — восемь лет. Во всех случаях судьи назначили наказание меньше пяти лет, они приостановили исполнение наказания без убедительного объяснения», — отметили в отчете.
Подозреваемых в совершении пыток редко арестовывают или отстраняют от должности
Кроме того, людей, которых подозревают в совершении пыток, редко арестовывают или отстраняют от должности. «У властей даже нет информации о применении подобных мер», — подчеркнули эксперты CRJM.
Также правозащитники отметили, что Молдова регулярно проигрывает дела о пытках и бесчеловечном обращении в Европейском судей по правам человека (ЕСПЧ). До 1 июня 2022 Молдова проиграла 119 подобных дел.