Свободная Европа: В Приднестровье в четвертый раз пройдет фестиваль документального кино «Чеснок». Что будет нового в этом году?
Раиса Асауляк: В этом году, кроме самих показов фильмов, у нас будет воркшоп по созданию документального кино для молодых людей, которые интересуются этой темой и хотят развить свои навыки. Также у нас будет конкурсная программа. Впервые в этом году мы запускаем конкурсную программу, открытую для молодых режиссеров – граждан и жителей Приднестровья и Молдовы. Сама программа фильмов – в нее входит и подростковая программа, то есть несколько фильмов, которые будут показаны специально для подростков.
Свободная Европа: Сколько фильмов будут представлены? И в каких городах пройдет фестиваль?
Раиса Асауляк: Порядка двадцати [фильмов]; наш фестиваль – путешествующий, и он обычно проходит в пяти городах. Это приднестровские города Рыбница, Тирасполь, Дубоссары, Бендеры и столица Молдовы – Кишинев.
Для показов мы отбираем фильмы с европейских фестивалей
Свободная Европа: В Приднестровье в прошлом году был принят закон, запрещающий неправительственным организациям заниматься политикой – это легко интерпретируемое понятие, которое может включать в себя практически любую деятельность НПО на левом берегу Днестра. Согласно этому закону, тираспольская прокуратура предъявила обвинения центру «Априори». Насколько сложно организовать фестиваль «Чеснок» в этих условиях?
Раиса Асауляк: В конце 2018 года нашей организации прокуратура выдала представление, в котором [сказано], что мы нарушили данный закон, а именно – провели какое-то мероприятие, которое считается политически направленным, и нам выдали представление, по условием которого мы должны исправить наши ошибки и не допустить их впредь.
Там много нюансов, и сложно все объяснить, но, в общем, наша организация не согласилась с данным представлением, и мы подали иск в суд на прокуратуру, чтобы суд отменил данное представление. Суд уже состоялся, и нам было отказано в иске.
Фестиваль наш в этих условиях мы продолжаем готовить. Пока что мы не почувствовали никаких дополнительных сложностей. Посмотрим, как будет дальше. Но на самом деле – да, я думаю, что организация находится в зоне риска быть закрытой.
Свободная Европа: Что произойдет, если организацию закроют, что будет с фестивалем?
Раиса Асауляк: Я думаю, что фестиваль все равно состоится. Я не знаю, сможем ли мы, если организацию закроют, показать на тех площадках, на которых планируем показать, но фестиваль все равно состоится. Если нам не будут доступны те площадки, на которых мы хотели бы показать фильмы, мы будем искать новые.
Свободная Европа: Сколько человек пришло на фестиваль в прошлом году?
В Приднестровье нет никаких образовательных возможностей для людей, которые интересуются созданием фильмов
Раиса Асауляк: Ответить на вопрос – сколько человек – сложнее. На каждом фильме мы подсчитываем, сколько людей сидят в зале, и получается, что один и тот же человек может посмотреть несколько фильмов – или может посмотреть только один фильм.
Я могу сказать, что если в 2017 году у нас было 1200 просмотров, то прошлом году уже 2400 с небольшим.
Свободная Европа: Как реагирует аудитория на документальное кино?
Раиса Асауляк: Реагирует очень хорошо, позитивно! Люди с удовольствием приходят, и мы впервые в прошлом году ввели подростковую программу. Мы боялись, что она не найдет свою аудиторию, но опасения были напрасными. Пришло очень много людей. Они понимают, что другой возможности увидеть эти фильмы у них не будет.
Свободная Европа: Какие фильмы будут в этом году?
Раиса Асауляк: Для показов мы отбираем фильмы с европейских фестивалей, с больших, крупных фестивалей, таких как Berlinale, Sheffield, One World, Movies that Matter, Docudays, Decfest. Из фильмов, которые проходят на эти фестивали, мы выбираем самое-самое, как нам кажется… Конечно, мы находимся в ограниченных рамках. Поэтому пока что мы можем себе позволить показать только порядка 20 фильмов.
Обычно мы стараемся выбирать фильмы в области прав человека, которые рассказывают о том, как люди в разных странах, неважно где, стремятся и стараются защитить свои права – либо добиться справедливости, и, может быть, людей, которые идут за своей мечтой, несмотря на стереотипы, которые есть в обществе.
Также стараемся выбирать фильмы, которые касаются современных, актуальных проблем для общества. Как правило, мы стараемся, чтобы в программу вошли фильмы о людях с ограниченными возможностями, на экологическую тематику.
В этом году будут несколько фильмов о людях с ограниченными возможностями. Будут несколько фильмов о войне, или о ее последствиях, или о ее влиянии на жизнь людей. Например, о том, что происходит на Украине, как это сказывается на людях. Либо у нас есть один короткометражный фильм, очень своеобразный, и там поднимается тематика атомной войны.
Авторские документальные фильмы, которые мы стараемся показывать на фестивале, уникальны
Будет фильм, который поднимает тему беженцев – наплыва беженцев в Европу. Интересная подборка фильмов для подростков будет: совершенно чудесный фильм «Полет Анны», он рассказывает о девочке, которая растет с синдромом Туретта, это очень своеобразная особенность, очень интересно посмотреть. Есть фильм «Слушай», который приводит реальные отрывки [из рассказов о] детских проблемах, с которыми они обращаются на некую линию помощи для детей и подростков.
Один из фильмов – «Белая мама» – показывает жизнь семьи, в которой очень много детей усыновленных, и, тем не менее, родители принимают решение усыновить еще одного ребенка. Фильм показывает жизнь семьи изнутри.
Свободная Европа: Вы говорили, что в этом году будет и открытая конкурсная программа, а режиссеры из Молдовы и Приднестровья смогут представить свои работы. Сколько подано заявок?
Раиса Асауляк: Сейчас 17 заявок мы имеем. Есть режиссеры из Молдовы и из Приднестровья. Там темы – люди с ограниченными возможностями, жизнь пенсионеров, поднимается тема профессии...
Свободная Европа: Какие сложности есть у молодых режиссеров в Приднестровье, у молодых людей, которые хотят снимать фильмы?
Раиса Асауляк: Насколько мне известно, у нас в Приднестровье нет никаких образовательных возможностей для людей, которые интересуются созданием фильмов. Есть образовательные возможности для тех, кто учится и хочет стать журналистом. Но телевизионные ролики – это не документальное кино!.. По крайней мере, не авторское документальное кино, не фестивальное.
А людям, которые хотят научиться тому, как создать документальный фильм, внутри Приднестровья фактически негде это сделать. В этом плане, я надеюсь, что наш фестиваль предоставляет такую возможность. У нас в прошлом году впервые прошел воркшоп, и в этом году будет вновь.
На воркшопе эксперт дает советы, рекомендации о том, как делать – и как лучше не делать, каких ошибок лучше избегать. В прошлом году на воркшопе было показано очень много примеров, разных, интересных работ. Эксперт показывал не только свои фильмы, но и фильмы других авторов. Обсуждаются разные аспекты создания документального кино: как работать с героем или с героями, технические какие-то моменты, как выстраивать видеоряд...
Свободная Европа: Документальный фильм может изменить менталитет, ценности людей. Что может изменить фестиваль в Приднестровье?
Раиса Асауляк: На мой взгляд, наш фестиваль может предоставить людям альтернативную точку зрения на разные проблемы, потому что очень часто мы смотрим на какую-то проблему только с одной стороны, или имеем возможность слышать мнение только одной стороны. Авторские документальные фильмы, те, которые мы стараемся показывать на фестивале, они уникальны тем, что они часто являются очень личными. И когда я их смотрю, у меня не остается сомнений, что эти люди очень искренны в этом фильме.
Еще я думаю, что фильмы на нашем фестивале расширяют горизонты мышления. Потому что когда ты видишь, как кто-то, и этот «кто-то» очень часто совсем молод, может быть, даже моложе тебя, но, тем не менее, он не боится, не боится идти за своей мечтой, – это вдохновляет на очень многое и мотивирует!