Председатели комитетов по внешним связям парламентов стран Балтии побывали с визитом в Кишиневе. Они заверили правительство Молдовы, что западные партнеры продолжат оказывать помощь и поддержку стране. Ранее представители Евросоюза заявили о том, что Республике Молдова будет выделено 60 млн евро для преодоления последствий кризиса с поставками газа. В интервью Свободной Европе глава комитета по иностранным делам парламента Латвии Рихардс Колс заявил, что, по его мнению, у нынешнего кризиса — явный политический подтекст, и что в долгосрочной перспективе пагубные последствия не минуют ни «Газпром», в частности, ни Российскую Федерацию, в целом.
Рихардс Колс: Энергетический кризис затронул не только Республику Молдова, проблемы затронули и Евросоюз, и соседние страны, у которых нет собственных источников газа. В последние годы страны Балтии очень четко заявляли о намерениях снизить энергетическую зависимость от Российской Федерации, потому что мы видели, что нынешний режим Москвы использовал энергетику для оказания давления на демократические государства.
И мы, страны Балтии, сразу же после обретения независимости попали в зависимость от российского газа. Однако, на протяжении последних десяти лет мы всерьез сосредоточились на ее снижении. Мы либерализовали наш энергетический рынок, мы инвестировали значительные средства в строительство соединительных сетей — как для газа, так и для электроэнергии, чтобы охватить как можно больше поставщиков.
Конечно, у нас все еще есть проблемы, и нынешний энергетический кризис сильно на нас повлиял, — все это привело к росту цен на электроэнергию, а также на газ. Конечно, цена выросла не так сильно, как в случае с Республикой Молдова, потому что мы так и так покупали метан по очень высокой цене, а потому рост цен не было столь болезненным.
Ну, а в совпадения я не верю. Если мы посмотрим на то, что происходило в последнее время на европейском континенте, мы увидим, что все началось с проекта Nord Stream 2. Мы выступали против этого проекта с самого начала, он угрожает не только нашей энергетической безопасности, но и безопасности соседних стран, особенно Украине. Я с самого начала говорил, что этот газопровод — политический инструмент, а не экономический проект, и что зависимость от российского газа с его появлением будет только возрастать.
Мы надеялись, что после смены администрации в Вашингтоне санкции против этого строительства будут усилены, однако, еще в мае Соединенные Штаты отказались от санкций в отношении проекта трубопровода, — чтобы улучшить отношения с Германией.
А потом дела развивались так стремительно, что в октябре трубопровод уже заработал. И вот, теперь мы видим последствия.
«Газпром» сокращал поставки газа по самым разным причинам. Хотя недавно президент Владимир Путин и заявлял, что если все препятствия будут устранены, и если «Северный поток — 2» заработает в полную силу, то Европейский союз сможет получить все необходимые объемы газа всего за 24 часа.
Свободная Европа: Итак, вы предполагаете, что у кризиса есть политические корни?
Рихардс Колс: Совершенно верно, и я думаю, что та же проблема есть и у Республики Молдова. Мы знаем, что пропускная способность трубопровода, проходящего через Украину, составляла почти сто миллиардов кубометров, а «Северный поток-1» — это лишь 50 миллиардов, так же, как и «Северный поток-2». И тут мы говорим о том количестве газа, которое могло бы быть доставлено в Европу через Украину.
Конечно, это прямой удар по экономике Украины. Мы видим, что США и Германия договорились оказать финансовую поддержку Киеву для компенсации потерь, — и речь идет о двух миллиардах евро.
ГАЗОВЫЙ КРИЗИС Оправдается ли газовый шантаж Кремля?Для Республики Молдова потребуется один миллиард евро, чтобы обеспечить достаточные объемы поставок газа на год. Я ценю и приветствую решение Европейской комиссии по поводу выделения Молдове 60 млн евро, что позволит за некоторое время преодолеть кризис. Однако, вопрос в том, какое решение есть у Молдовы на долгосрочную перспективу? И Европейский союз это тоже обязан учитывать.
Свободная Европа: Издание Financial Times со ссылкой на собственные источники сообщило, что «Газпром» предложил Молдове скорректировать Соглашение о свободной торговле с ЕС в обмен на более низкую цену на газ. Российская Федерация эту информацию опровергло...
Рихардс Колс: Разумеется, но тут я бы не был столь наивным. Когда мы говорим о нынешней власти в Москве, для нее как раз характерен именно подобный подход и методы...
ГАЗОВЫЙ КРИЗИС FT: Россия предложила Кишинёву скидку на газ в обмен на пересмотр Соглашения с ЕССвободная Европа: С другой стороны, когда вы представляете сильное государство, когда у вас есть сильные партнеры, вам гораздо легче вести переговоры с «Газпромом»... Есть ли шансы говорить с российским газовым монополистом — и не идти на уступки?
Рихардс Колс: В этой ситуации я могу просто сказать вам, что вы не одиноки!.. Власти Молдовы в настоящее время ведут тесные переговоры с Европейским союзом. И месседж предельно ясен: мы не оставим вас одних. Конечно, также нужны визиты экспертов — и общение, и консультации с правительством в Кишиневе.
До сих пор прежние правительства имели прямые связи с Кремлем и могли получить доступ к более выгодным предложениям, но на сомнительных условиях. Например, за счет игнорирования курса европейской интеграции. Конечно, в подобных условиях вести переговоры сложно.
Мы, безусловно, найдем выход. Но Республика Молдова должна думать о том, как диверсифицировать свои источники энергии, должна думать о строительстве новых межсетевых узлов взаимоподключения, — для того, чтобы снизить зависимость от поставок российского газа. Мы, страны Балтии, несколько лет назад переживали схожую ситуацию. Мы многое делаем, прилагаем массу усилий в этом направлении, и я отмечу, что зависимость от российского газа и влияние Кремля значительно снизились.
ГАЗОВЫЙ КРИЗИС «Молдовагаз» и «Газпром» продлили контракт на поставки газаС другой стороны, игры, которые ведет Российская Федерация, — это тоже палка о двух концах! Почему? Да потому что в краткосрочной перспективе они получат какое-то влияние, но в долгосрочной перспективе они лишь помогут таким образом укрепить энергетические системы, укрепят устойчивость других государств. И речь не только о Республике Молдова, но и об остальных странах.
К тому же, все мы понимаем, что там не слишком честные партнеры, — не те партнеры, на которых можно положиться, — а это — минус как для «Газпрома», так и для доходной части бюджета Российской Федерации.